Дело№2-6092/15
Строка №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«7» сентября 2015 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Воронеже гражданское дело по заявлению Супренка ФИО10 о признании незаконными отказов ОА «Студия «Губерния» от ДД.ММ.ГГГГ. и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ. предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставления агитационных роликов и обязания АО «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставленных роликов, суд
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель обратился в суд и указывает, что им как зарегистрированным кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу№ в ОА «Студия «Губерния» в рамках заключенного договора№ от ДД.ММ.ГГГГ. о безвозмездном предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации был представлен агитационный материала в виде аудивизуального материала продолжительностью 1 мин. 20 сек. для размещения в эфире телеканала в рамках предоставляемого эфирного времени. Там же, два агитационных материала в виде роликов продолжительностью 0.5 мин. и 0.30 мин. в рамках заключенного договора№№ ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении бесплатного эфирного времени на ТВ для проведения предвыборной агитации были представлены ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж», по акту ДД.ММ.ГГГГ. передан ролик «Власть, измени приоритеты» продолжительностью 30 сек. Однако, указанные агитационные ролики не были размещены и ему предложено представить иные агитационные материалы со ссылкой на то, что размещение роликов нарушает нормы избирательного законодательства, что он считает незаконным, так как представленные им ролики полностью соответствуют действующему законодательству, в этих роликах содержится лишь критика действующей власти, что является проявлением демократии, и полностью соответствует ст.29 Конституции РФ и ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В связи с указанным, заявитель просит суд признать незаконным отказ ОА «Студия «Губерния» от ДД.ММ.ГГГГ. и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ. предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставления агитационных роликов и обязать АО «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставленных роликов.
Заявитель Супренок Б.Н. и представитель заявителя по устной доверенности Сиволдаев И.В. поддержали заявление и просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Представитель АО «Студия «Губерния» по доверенности Скипа А.Р. возражала против удовлетворения заявления, указывая, что представленный агитационный ролик содержит указания на представителей власти – действующую власть города Воронежа и Воронежской области, которые являются членами партии «№», что является общеизвестным фактом в Воронежской области, руководитель <данные изъяты> ФИО11, так же является кандидатом в депутаты в Воронежскую областную Думу от партии «№», следовательно, ролик направлен на критику указанной партии, что подпадает под запреты, установленные законодательством.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, исследовав представленные видеоматериалы, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.2 ч.1 п.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают…агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума…
В соответствии со ст.ст. 50 - 51 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации телерадиовещания обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания и кандидатом.
Постановлением Воронежской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N № "О назначении выборов в Воронежскую областную Думу" назначены выборы в Воронежскую областную Думу на ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из материалов дела и установлено судом Супренок Б.Н. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва одномандатному избирательному округу №№, о чем ДД.ММ.ГГГГ. выдано удостоверение.
ДД.ММ.ГГГГ. между Супренок Б.Н., как кандидатом в депутаты (заказчик) и ОА «Студия «Губерния» (исполнитель) был заключен договор № о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, по условиям которого (п.п. 2.1, 3.1.2, 3.2.1, 5.1): исполнитель обязан оказать услуги по размещению в эфире материалов заказчика в рамках предоставленного эфирного времени; исполнитель обязан обеспечить приемку материалов, предоставленных заказчиком, по акту сдачи-приемки и сохранность указанных материалов; заказчик обязан подготовить материалы и предоставить их исполнителю в соответствии с техническими требованиями, установленными в договоре. Согласно графику размещения от ДД.ММ.ГГГГ. дата выхода в эфир ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ролик продолжительностью 1 мин. 20 сек.
ДД.ММ.ГГГГ. между Супренок Б.Н., как кандидатом в депутаты (заказчик) и ФГУП «ВГТРК» (исполнитель) был заключен договор № предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, по условиям которого (п.п. 2.1, 3.1.2, 3.2.1, 5.1): исполнитель обязан оказать услуги по размещению в эфире материалов заказчика в рамках предоставленного эфирного времени; исполнитель обязан обеспечить приемку материалов, предоставленных заказчиком, по акту сдачи-приемки и сохранность указанных материалов; заказчик обязан подготовить материалы и предоставить их исполнителю в соответствии с техническими требованиями, установленными в договоре.
Согласно акту приема-передачи кассет к договору № от ДД.ММ.ГГГГ. заявителем ДД.ММ.ГГГГ. были предоставлены аудиоматериалы (аудиоролик) длительностью 30 сек., предназначенные для трансляции в эфире.
С момента предоставления видеоматериалов заинтересованным лицами по день принятия судом решения, предоставленные заявителем аудиоматериалы не транслировались.
Согласно письменных отзывов АО «Студия «Губерния» за № от ДД.ММ.ГГГГ. и Телевидение и радио «Россия» за№ от ДД.ММ.ГГГГ. филиала ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Воронеж» указано, что представленные аудиовизуальные материалы агитационные материалы, представленные для размещения на телевизионном канале были рассмотрены Рабочей группой по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов Избирательной комиссии Воронежской области. Согласно уведомлению Избирательной комиссии указанные агитационные материалы подпадают под ограничение, налагаемое нормами действующего законодательства, в связи с чем, заявителю предложено представить иной агитационный материал для размещения.
Согласно письма Избирательной комиссии Воронежской области, адресованного ГУП ВО «Студия «Губерния» № от ДД.ММ.ГГГГ. в ответ на запрос относительно агитационного материала кандидата в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу№ Супренка Б.Н., представленного для размещения на канале ОА «Студия «Губерния» в рамках эфирного времени на бесплатной основе рассмотрен на заседании Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, сообщают, что размещение представленного агитационного материала подпадает под ограничение, налагаемое нормами п.5.2 ст.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.8 ст.69 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области», учитывая содержание вышеуказанного агитационного материала, полагают, что его размещение на канале организации, осуществляющей телевещание, повлечет нарушение запрета, налагаемого вышеуказанными нормами.
В данном случае суд исходит из того, что указанное сообщение Избирательной комиссии Воронежской области не запрещало АО «Студия «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» осуществить телевещание указанных роликов, так как в силу п. 11 ст. 54 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положения настоящей статьи о предоставлении кандидатом экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов в соответствующую избирательную комиссию до начала их распространения, не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона, в связи с чем, АО «Студия «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» должны были самостоятельно принимать решение в рамках заключенных договоров. При этом, в п.п. 4.1.3, 3.2.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ. № и п.3.2.5 договора № ДД.ММ.ГГГГ. указано, что представленные агитационные материалы не должны нарушать требования п.5.2 ст.56 ФЗ№67-ФЗ. В случае, если предоставленные материалы не соответствуют требованиям, установленным в договоре, исполнитель вправе требовать замены представленных материалов или приведение их в соответствие с требованиями, установленными в договоре. В данном случае заинтересованные лица действовали согласно условий заключенных договоров и потребовали у заявителя предоставление иного агитационного материала.
При этом, суд полагает, что согласно требований ст.ст.2 и 19 закона «о средствах массовой информации» главным редактором средства массовой информации является лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации, которое несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых законодательством к деятельности организации, осуществляющей выпуск СМИ.
Согласно ст.56 п.5.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Исследовав содержание представленных суду заявителем агитационных материалов, которые ранее представлялись заинтересованным лицам для размещения в эфире в рамках бесплатно предоставленного эфирного времени, суд полагает, что данные агитационные ролики, продолжительностью 1 мин. 20 сек., представленный в АО «Студия «Губерния» и ролики продолжительностью 30 сек. «Власть, измени приоритеты», продолжительностью 50 сек., представленные в ФГУП «ВГТРК» подпадают по действие п.п.в и г п.5.2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как является распространением информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов и распространяют информацию, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями. В указанных видеороликах называются фамилии действующих руководителей органов власти субъекта РФ Воронежской области и руководителей органов местного самоуправления ФИО12., ФИО13., ФИО14., а так же депутатов от ДСК. При этом, что <данные изъяты> Воронежской области ФИО15 один из руководителей ОАО «<данные изъяты>» ФИО16 являются кандидатами в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва Воронежского регионального отделения Всероссийской политической партии «№», которая на выборах выступает под лозунгом «Единая Россия - команда профессионалов», что является общеизвестным фактом в Воронежской области, о чем указывается во всех агитационных роликах и листовках кандидатов в депутаты от партии, а ФИО17. и ФИО18 членами партии «№», в связи с чем, указанный факт не подлежит доказыванию в рамках данного дела.
В соответствие со ст.61 ч.1 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестные факты - факты, известные широкому кругу лиц, а также суду, который наделен правом признания их таковыми. Так как общеизвестность - категория относительная, степень осведомленности о таких фактах может быть различной (всемирно известные, на всей территории РФ, на территории отдельного субъекта РФ, района, населенного пункта и т.п.).
Суду представлен видеоролик, который был представлен в АО «Студия «Губерния» следующего содержания:
«Проблемы ЖКХ порождены властью. Именно она переложила обязательства государства на горожан в вопросах капремонта. Именно она создала монстра-монополиста Воронежскую коммунальную палату, паразитирующую на ваших средствах. Именно она позволяет управляющим и ресурсоснабжающим организациям не правильно начислять Вам платежей на общедомовые нужды.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращался к вопросу о соотношении права на свободные выборы и свободы слова и информации. Так, в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П он указал, что федеральный законодатель в силу статей 3, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) в целях гарантирования свободных выборов вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения; вместе с тем, поскольку выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений, законодатель, обеспечивая указанные права, обязан соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации, не допуская при этом неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пунктом 2 статьи 48 Федерального закона №67-ФЗ предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемую посредством: а) призывов голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражения предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению; в) описания возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; г) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными или негативными комментариями; д) распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Право на участие в предвыборной агитации входит в нормативное содержание избирательных прав граждан, которые вправе проводить ее в допускаемых законом формах и законными методами (пункт 28 статьи 2 и пункт 1 статьи 48). Вместе с тем, поскольку граждане имеют право участвовать в выборах в качестве избирателей, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных субъектов избирательной кампании, законодатель в целях гарантирования свободы выборов и обеспечения равенства избирательных прав устанавливает различные правовые условия проведения предвыборной агитации теми или иными участниками выборов. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) - с другой, направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П).
Наибольшим объемом возможностей при реализации права на участие в предвыборной агитации обладают зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов. Это обусловлено их особым статусом, связанным с необходимостью организации и проведения их избирательных кампаний, направленных на достижение определенного результата на выборах - избрания на выборную должность или допуска списка кандидатов к распределению мандатов. В силу этого законодательство о выборах предусматривает, что только зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов, вправе проводить предвыборную агитацию всеми допускаемыми законом способами, в том числе на каналах организаций телерадиовещания, однако, с запретами, установленными ст.56 Закона №67-ФЗ.
Указанные в агитационном ролике комментарии Супренка Б.Н. в их взаимосвязи содержат предположения о совершении должностными лицами органов местного самоуправления и субъекта РФ, в том числе выдвинутыми региональным отделением Всероссийской политической партии "<данные изъяты> и членом Всероссийской политической партии "<данные изъяты>", нарушений закона и имеют исключительно негативный характер, а в связи с принадлежностью Супренка Б.Н. к определенной политической партии «<адрес>», кандидатом в депутаты от которой он является, распространение данной информации способствовало формированию у избирателей только отрицательного отношения к избирательному объединению, также выдвинувшему зарегистрированный региональный список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва.
Таким образом, суд не находит оснований к удовлетворению требований Супренка Б.Н., так как права заявителя как кандидата в депутаты со стороны заинтересованных лиц, нарушены не были, средства массовой информации, предлагая заявителю представить иные агитационные материалы, действовали в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем, заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу положений ст. 259 Гражданского процессуального кодекса РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела заявитель указывает на нарушение его избирательных прав, предусмотренных ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно ст. 49 данного Федерального закона распространение агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания производится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (ст. 49 ФЗ). При таких обстоятельствах обжалование принятого судом решения должно осуществляться в порядке главы 26 ГПК РФ, предусматривающей специальные сокращенные сроки для обжалования судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.67,194-199, 261, гл.24 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Супренку ФИО19 в удовлетворении заявления о признании незаконными отказов ОА «Студия «Губерния» от ДД.ММ.ГГГГ. и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГГРК «Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ. предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставления агитационных роликов и обязания АО «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставленных роликов.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме будет изготовлено к 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ.
Дело№2-6092/15
Строка №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«7» сентября 2015 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Воронеже гражданское дело по заявлению Супренка ФИО10 о признании незаконными отказов ОА «Студия «Губерния» от ДД.ММ.ГГГГ. и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ. предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставления агитационных роликов и обязания АО «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставленных роликов, суд
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель обратился в суд и указывает, что им как зарегистрированным кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу№ в ОА «Студия «Губерния» в рамках заключенного договора№ от ДД.ММ.ГГГГ. о безвозмездном предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации был представлен агитационный материала в виде аудивизуального материала продолжительностью 1 мин. 20 сек. для размещения в эфире телеканала в рамках предоставляемого эфирного времени. Там же, два агитационных материала в виде роликов продолжительностью 0.5 мин. и 0.30 мин. в рамках заключенного договора№№ ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении бесплатного эфирного времени на ТВ для проведения предвыборной агитации были представлены ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж», по акту ДД.ММ.ГГГГ. передан ролик «Власть, измени приоритеты» продолжительностью 30 сек. Однако, указанные агитационные ролики не были размещены и ему предложено представить иные агитационные материалы со ссылкой на то, что размещение роликов нарушает нормы избирательного законодательства, что он считает незаконным, так как представленные им ролики полностью соответствуют действующему законодательству, в этих роликах содержится лишь критика действующей власти, что является проявлением демократии, и полностью соответствует ст.29 Конституции РФ и ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В связи с указанным, заявитель просит суд признать незаконным отказ ОА «Студия «Губерния» от ДД.ММ.ГГГГ. и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ. предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставления агитационных роликов и обязать АО «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставленных роликов.
Заявитель Супренок Б.Н. и представитель заявителя по устной доверенности Сиволдаев И.В. поддержали заявление и просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Представитель АО «Студия «Губерния» по доверенности Скипа А.Р. возражала против удовлетворения заявления, указывая, что представленный агитационный ролик содержит указания на представителей власти – действующую власть города Воронежа и Воронежской области, которые являются членами партии «№», что является общеизвестным фактом в Воронежской области, руководитель <данные изъяты> ФИО11, так же является кандидатом в депутаты в Воронежскую областную Думу от партии «№», следовательно, ролик направлен на критику указанной партии, что подпадает под запреты, установленные законодательством.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, исследовав представленные видеоматериалы, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.2 ч.1 п.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают…агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума…
В соответствии со ст.ст. 50 - 51 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации телерадиовещания обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания и кандидатом.
Постановлением Воронежской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N № "О назначении выборов в Воронежскую областную Думу" назначены выборы в Воронежскую областную Думу на ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из материалов дела и установлено судом Супренок Б.Н. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва одномандатному избирательному округу №№, о чем ДД.ММ.ГГГГ. выдано удостоверение.
ДД.ММ.ГГГГ. между Супренок Б.Н., как кандидатом в депутаты (заказчик) и ОА «Студия «Губерния» (исполнитель) был заключен договор № о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, по условиям которого (п.п. 2.1, 3.1.2, 3.2.1, 5.1): исполнитель обязан оказать услуги по размещению в эфире материалов заказчика в рамках предоставленного эфирного времени; исполнитель обязан обеспечить приемку материалов, предоставленных заказчиком, по акту сдачи-приемки и сохранность указанных материалов; заказчик обязан подготовить материалы и предоставить их исполнителю в соответствии с техническими требованиями, установленными в договоре. Согласно графику размещения от ДД.ММ.ГГГГ. дата выхода в эфир ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ролик продолжительностью 1 мин. 20 сек.
ДД.ММ.ГГГГ. между Супренок Б.Н., как кандидатом в депутаты (заказчик) и ФГУП «ВГТРК» (исполнитель) был заключен договор № предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, по условиям которого (п.п. 2.1, 3.1.2, 3.2.1, 5.1): исполнитель обязан оказать услуги по размещению в эфире материалов заказчика в рамках предоставленного эфирного времени; исполнитель обязан обеспечить приемку материалов, предоставленных заказчиком, по акту сдачи-приемки и сохранность указанных материалов; заказчик обязан подготовить материалы и предоставить их исполнителю в соответствии с техническими требованиями, установленными в договоре.
Согласно акту приема-передачи кассет к договору № от ДД.ММ.ГГГГ. заявителем ДД.ММ.ГГГГ. были предоставлены аудиоматериалы (аудиоролик) длительностью 30 сек., предназначенные для трансляции в эфире.
С момента предоставления видеоматериалов заинтересованным лицами по день принятия судом решения, предоставленные заявителем аудиоматериалы не транслировались.
Согласно письменных отзывов АО «Студия «Губерния» за № от ДД.ММ.ГГГГ. и Телевидение и радио «Россия» за№ от ДД.ММ.ГГГГ. филиала ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Воронеж» указано, что представленные аудиовизуальные материалы агитационные материалы, представленные для размещения на телевизионном канале были рассмотрены Рабочей группой по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов Избирательной комиссии Воронежской области. Согласно уведомлению Избирательной комиссии указанные агитационные материалы подпадают под ограничение, налагаемое нормами действующего законодательства, в связи с чем, заявителю предложено представить иной агитационный материал для размещения.
Согласно письма Избирательной комиссии Воронежской области, адресованного ГУП ВО «Студия «Губерния» № от ДД.ММ.ГГГГ. в ответ на запрос относительно агитационного материала кандидата в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу№ Супренка Б.Н., представленного для размещения на канале ОА «Студия «Губерния» в рамках эфирного времени на бесплатной основе рассмотрен на заседании Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, сообщают, что размещение представленного агитационного материала подпадает под ограничение, налагаемое нормами п.5.2 ст.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.8 ст.69 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области», учитывая содержание вышеуказанного агитационного материала, полагают, что его размещение на канале организации, осуществляющей телевещание, повлечет нарушение запрета, налагаемого вышеуказанными нормами.
В данном случае суд исходит из того, что указанное сообщение Избирательной комиссии Воронежской области не запрещало АО «Студия «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» осуществить телевещание указанных роликов, так как в силу п. 11 ст. 54 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положения настоящей статьи о предоставлении кандидатом экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов в соответствующую избирательную комиссию до начала их распространения, не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона, в связи с чем, АО «Студия «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» должны были самостоятельно принимать решение в рамках заключенных договоров. При этом, в п.п. 4.1.3, 3.2.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ. № и п.3.2.5 договора № ДД.ММ.ГГГГ. указано, что представленные агитационные материалы не должны нарушать требования п.5.2 ст.56 ФЗ№67-ФЗ. В случае, если предоставленные материалы не соответствуют требованиям, установленным в договоре, исполнитель вправе требовать замены представленных материалов или приведение их в соответствие с требованиями, установленными в договоре. В данном случае заинтересованные лица действовали согласно условий заключенных договоров и потребовали у заявителя предоставление иного агитационного материала.
При этом, суд полагает, что согласно требований ст.ст.2 и 19 закона «о средствах массовой информации» главным редактором средства массовой информации является лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации, которое несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых законодательством к деятельности организации, осуществляющей выпуск СМИ.
Согласно ст.56 п.5.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Исследовав содержание представленных суду заявителем агитационных материалов, которые ранее представлялись заинтересованным лицам для размещения в эфире в рамках бесплатно предоставленного эфирного времени, суд полагает, что данные агитационные ролики, продолжительностью 1 мин. 20 сек., представленный в АО «Студия «Губерния» и ролики продолжительностью 30 сек. «Власть, измени приоритеты», продолжительностью 50 сек., представленные в ФГУП «ВГТРК» подпадают по действие п.п.в и г п.5.2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как является распространением информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов и распространяют информацию, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями. В указанных видеороликах называются фамилии действующих руководителей органов власти субъекта РФ Воронежской области и руководителей органов местного самоуправления ФИО12., ФИО13., ФИО14., а так же депутатов от ДСК. При этом, что <данные изъяты> Воронежской области ФИО15 один из руководителей ОАО «<данные изъяты>» ФИО16 являются кандидатами в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва Воронежского регионального отделения Всероссийской политической партии «№», которая на выборах выступает под лозунгом «Единая Россия - команда профессионалов», что является общеизвестным фактом в Воронежской области, о чем указывается во всех агитационных роликах и листовках кандидатов в депутаты от партии, а ФИО17. и ФИО18 членами партии «№», в связи с чем, указанный факт не подлежит доказыванию в рамках данного дела.
В соответствие со ст.61 ч.1 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестные факты - факты, известные широкому кругу лиц, а также суду, который наделен правом признания их таковыми. Так как общеизвестность - категория относительная, степень осведомленности о таких фактах может быть различной (всемирно известные, на всей территории РФ, на территории отдельного субъекта РФ, района, населенного пункта и т.п.).
Суду представлен видеоролик, который был представлен в АО «Студия «Губерния» следующего содержания:
«Проблемы ЖКХ порождены властью. Именно она переложила обязательства государства на горожан в вопросах капремонта. Именно она создала монстра-монополиста Воронежскую коммунальную палату, паразитирующую на ваших средствах. Именно она позволяет управляющим и ресурсоснабжающим организациям не правильно начислять Вам платежей на общедомовые нужды.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращался к вопросу о соотношении права на свободные выборы и свободы слова и информации. Так, в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П он указал, что федеральный законодатель в силу статей 3, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) в целях гарантирования свободных выборов вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения; вместе с тем, поскольку выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений, законодатель, обеспечивая указанные права, обязан соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации, не допуская при этом неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пунктом 2 статьи 48 Федерального закона №67-ФЗ предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемую посредством: а) призывов голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражения предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению; в) описания возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; г) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными или негативными комментариями; д) распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Право на участие в предвыборной агитации входит в нормативное содержание избирательных прав граждан, которые вправе проводить ее в допускаемых законом формах и законными методами (пункт 28 статьи 2 и пункт 1 статьи 48). Вместе с тем, поскольку граждане имеют право участвовать в выборах в качестве избирателей, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных субъектов избирательной кампании, законодатель в целях гарантирования свободы выборов и обеспечения равенства избирательных прав устанавливает различные правовые условия проведения предвыборной агитации теми или иными участниками выборов. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) - с другой, направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П).
Наибольшим объемом возможностей при реализации права на участие в предвыборной агитации обладают зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов. Это обусловлено их особым статусом, связанным с необходимостью организации и проведения их избирательных кампаний, направленных на достижение определенного результата на выборах - избрания на выборную должность или допуска списка кандидатов к распределению мандатов. В силу этого законодательство о выборах предусматривает, что только зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов, вправе проводить предвыборную агитацию всеми допускаемыми законом способами, в том числе на каналах организаций телерадиовещания, однако, с запретами, установленными ст.56 Закона №67-ФЗ.
Указанные в агитационном ролике комментарии Супренка Б.Н. в их взаимосвязи содержат предположения о совершении должностными лицами органов местного самоуправления и субъекта РФ, в том числе выдвинутыми региональным отделением Всероссийской политической партии "<данные изъяты> и членом Всероссийской политической партии "<данные изъяты>", нарушений закона и имеют исключительно негативный характер, а в связи с принадлежностью Супренка Б.Н. к определенной политической партии «<адрес>», кандидатом в депутаты от которой он является, распространение данной информации способствовало формированию у избирателей только отрицательного отношения к избирательному объединению, также выдвинувшему зарегистрированный региональный список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва.
Таким образом, суд не находит оснований к удовлетворению требований Супренка Б.Н., так как права заявителя как кандидата в депутаты со стороны заинтересованных лиц, нарушены не были, средства массовой информации, предлагая заявителю представить иные агитационные материалы, действовали в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем, заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу положений ст. 259 Гражданского процессуального кодекса РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела заявитель указывает на нарушение его избирательных прав, предусмотренных ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно ст. 49 данного Федерального закона распространение агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания производится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (ст. 49 ФЗ). При таких обстоятельствах обжалование принятого судом решения должно осуществляться в порядке главы 26 ГПК РФ, предусматривающей специальные сокращенные сроки для обжалования судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.67,194-199, 261, гл.24 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Супренку ФИО19 в удовлетворении заявления о признании незаконными отказов ОА «Студия «Губерния» от ДД.ММ.ГГГГ. и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГГРК «Воронеж» от ДД.ММ.ГГГГ. предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставления агитационных роликов и обязания АО «Губерния» и ФГУП «ВГТРК» - филиал ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставить бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации в виде предоставленных роликов.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме будет изготовлено к 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ.