Копия
Дело № 12-992/2018 (5-819/18 (79))
Р Е Ш Е Н И Е
«27» сентября 2018 года г. Красноярск
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вальков А.А.,
рассмотрев жалобу главного врача КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Корчагина Е.Е. на постановление мирового судьи судебного участка №79 в Советском районе г. Красноярска от 27.07.2018 года о признании Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница» (далее - КГБУЗ ККБ, Учреждение), находящегося по адресу: 660022, <адрес>А, ИНН 2465030876,
виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Краевая клиническая больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления МЧС России по <адрес> (далее -Административный орган) было выдано Предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее -Предписание) в адрес юридического лица - КГБУЗ ККБ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Данное Предписание получено главным врачом Учреждения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе внеплановой проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что указанное Предписание КГБУЗ ККБ в установленный срок не исполнило в части пункта № Предписания, а именно: двери помещений машинных отделений лифтов выполнены с пределом огнестойкости менее 0,75 часа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 3.21, п. 3.2* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Противопожарные нормы», - о чем в присутствии законного представителя юридического лица составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, главный врач КГБУЗ «Краевая клиническая больница» ФИО2 подал жалобу на него, где просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и прекратить производство по делу на основании ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приведя следующие основания. Указал, что здание по адресу <адрес> находится в оперативном управлении КГБУЗ «Краевая клиническая больница», учредителем и собственником недвижимого имущества является, соответственно, Министерство здравоохранения <адрес> и Агентство по управлению государственным имуществом <адрес>. КГБУЗ «Краевая клиническая больница» является бюджетным учреждением, то есть может отвечать по обязательствам только собственными средствами, поступающие средства по действующему в настоящее время законодательству могут использоваться только по целевому назначению. В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Согласно п. 12 ст. 100 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №23-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Исходя из смысла изложенных норм, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиям пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели. Таким образом, выполнение требований пожарной безопасности находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения. В данном же случае администрацией ККБ устранены нарушения по 23 пунктам предписания из 25. Остались невыполненными только 2 требования, для устранения которых не было денежных средств. Использование на эти цели имеющихся средств было недопустимо в силу их целевого назначения. Таким образом, администрацией ККБ не выполнены указанные в протоколе № требования по предписанию только с учётом отсутствия такой возможности. При этом важно, что право самостоятельно приостановить деятельность больницы в связи с невыполнением требований по предписанию, у администрации ККБ также отсутствовало и отсутствует в настоящее время. Вывод мирового судьи о том, что недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания уполномоченного органа является ошибочным по отношению к ККБ, не соответствует нормам материального права. Таким образом, установлено, что администрацией ККБ предпринимались меры к устранению нарушений, указанных в предписании, что подтверждается заявками, поданными на финансирование (три письма за период 2016-2018г. приобщены к материалам дела). Однако средства на устранение нарушений, указанных в предписании, выделены не были, соответственно нарушения не устранены именно по этой, объективной причине. Одновременно важно, что лифты в указанном здании подлежат ликвидации в рамках реконструкции краевой клинической больницы. В настоящее время идёт строительство нового корпуса больницы (государственный контракт от 13.06.2017г. №.4-17/Ф.2017.215348 и пищеблок буде перемещён в новое здание, соответственно необходимость в лифтах отпадёт с декабря 2018г. Данное обстоятельство является одной из причин отказа в финансировании расходов для устранения нарушений по данному предписанию в части установки противопожарных дверей в машинном отделении лифтов. Ответственность же за административное правонарушение наступает при виновном действии либо бездействии конкретного лица.
В судебном заседании защитники КГБУЗ «Краевая клиническая больница» - ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ жалобу поддержали, на ее удовлетворении настаивали. ФИО3 дополнил, что проверка исполнения предписаний по всем зданиям КГБУЗ «Краевая клиническая больница» была проведена и акты составлены в 12 часов ДД.ММ.ГГГГ. В одно время было составлено по 6 протоколов об административном правонарушении в отношении юридического лица и должностного лица по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и также по 6 протоколов об административном правонарушении в отношении юридического лица и должностного лица по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Предметом являются одни и те же нарушения, оцениваются одни и те же действия. Материалы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ соединены в одно производство и рассмотрены уполномоченным лицом пожарной службы, которым в отношении юридического лица прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. КГБУЗ «Краевая клиническая больница» были выполнены пункты предписаний, которые они могли выполнить. На выполнение других пунктов деньги не были выделены учредителем. У больницы строятся новые корпуса, два здания планируются к сносу.
Выслушав защитников, исследовав материалы дела, считаю, что постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В силу ч.2 ст.2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела:
По результатам проверки органом государственного контроля (надзора) – Главным управлением МЧС России по <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы Отделом надзорной деятельности по <адрес>, должностным лицом – государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО5 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении КГБУЗ «Краевая клиническая больница», которым установлено, что КГБУЗ ККБ не обеспечило в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнение законных предписаний № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: двери помещений машинных отделений лифтов выполнены с пределом огнестойкости менее 0,75 часа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 3.21, п. 3.2* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Противопожарные нормы».
Доводы об отмене постановления мирового судьи нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Так, в силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нахожу, что вина КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ не нашла свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Объективная сторона вмененного КГБУЗ «Краевая клиническая больница» административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ выражается в бездействии.
Вместе с тем, как следует из жалобы, устава КГБУЗ «Краевая клиническая больница» указанное учреждение создано приказом <адрес>вого отдела здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании краевой клинической больницы для оказания экстренной медицинской помощи жителям края», является некоммерческой организацией, созданной <адрес>м для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения; учредителем и собственником Учреждения является <адрес>; Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками; имущество Учреждения находится в государственной собственности <адрес>, основными источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются движимое имущество, субсидии из краевого бюджета.
Как следует из Предписания № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного КГБУЗ «Краевая клиническая больница», данное предписание содержит 25 пунктов нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений – ДД.ММ.ГГГГ. Данное Предписание получено главным врачом Учреждения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения проверки по устранению нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ, органов государственного пожарного надзора согласно протоколу об административном правонарушении, выявлено одно из ранее выявленных нарушений пожарного законодательства: двери помещений машинных отделений лифтов выполнены с пределом огнестойкости менее 0,75 часа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 3.21, п. 3.2* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Противопожарные нормы».
Как указывает в своей жалобе главный врач КГБУЗ «Краевая клиническая больница», для устранения указанного нарушения пожарного законодательства у Учреждения не было денежных средств. Использование на эти цели имеющихся средств было недопустимо в силу их целевого назначения.
При этом, учитываю, что устранение указанного нарушения требует специальных познаний и навыков, должно производиться определенными работниками, поскольку помещения машинных отделений лифтов снабжены механическими, электрическими устройствами, а потому данное нарушение не могло быть устранено силами КГБУЗ «Краевая клиническая больница».
Как следует из обращений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, главный врач КГБУЗ «Краевая клиническая больница» ФИО2 обращался в Министерство здравоохранения <адрес> с письмами-заявками о выделении финансовых средств на обеспечение пожарной безопасности и предотвращение угрозы возникновения пожара, в также для выполнения предписания, срок выполнения которого до апреля 2018 года, при этом, главным врачом КГБУЗ «Краевая клиническая больница» ФИО2 были составлены и направлены для согласования планы-расчеты устранения нарушений по пожарной безопасности, устранение которых требует значительных денежных затрат, в частности, для приобретения дверей с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа необходимо 105 000 рублей. Вышеуказанная сумма, учитывая, что нужны были денежные средства и для устранения иных, ранее выявленных нарушений, является значительной для некоммерческой организации, которая фактически финансируется из краевого бюджета.
Кроме того, постановлением № о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – заместитель главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО6 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении КГБУЗ «Краевая клиническая больница» пришло к выводу о том, что в действиях КГБУЗ «Краевая клиническая больница» отсутствует состав указанного правонарушения по тем основаниям, что отсутствие действенных мер со стороны учредителя и главного распорядителя бюджетных средств не указывают на бездействие со стороны учреждения КГБУЗ «ККБ» как получателя бюджетных средств, следовательно, вина КГБУЗ «ККБ» в умышленном нарушении требований пожарной безопасности не усматривается. При этом, учитываю, что в указанном постановлении приведено в числе других то же нарушение, что и в протоколе № об административном правонарушении в отношении КГБУЗ «ККБ». В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В силу ч.1 ст.158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований. При этом, должностным лицом, рассматривающим вышеуказанное дело об административном правонарушении сделан вывод о том, что КГБУЗ «ККБ», неоднократно в 2016-2018 годах обращалось в Министерство здравоохранения <адрес> с просьбой о выделении средств на усиление противопожарной защищенности больницы, денежные средства в необходимом количестве выделены не были, при этом КГБУЗ «ККБ» не обладает необходимыми финансовыми ресурсами и не имеет полномочий самостоятельно без согласования с главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства здравоохранения <адрес> проводить действия, связанные с капитальным ремонтом здания или его реконструкций. Выполнение дверей помещений машинных отделений лифтов с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа (<адрес> «П») согласно действующему законодательству возможно исключительно с согласия учредителя КГБУЗ «ККБ» - Министерства здравоохранения <адрес>.
С данным выводом, с учетом представленных доказательств, считаю необходимым согласиться.
Таким образом, фактически «Краевая клиническая больница» выполняло возможные действия, направленные на исполнение предписания, которое не было исполнено в установленный срок не по вине «Краевая клиническая больница», а в связи с отсутствием денежных средств на эти цели в финансируемом из краевого бюджета учреждении, которое самостоятельно, за счет собственных средств не могло выполнить необходимые работы.
На основании изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении КГБУЗ «Краевая клиническая больница» подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым КГБУЗ «Краевая клиническая больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей, - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Краевая клиническая больница», - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в силу немедленно.
Судья А.А. Вальков
Копия верна: