Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 09.07.2013 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.
при секретаре Канайкиной О.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Махортовой <данные изъяты>,
представителей ответчиков: ООО «Сорочинскводоканал» Шаталова <данные изъяты>, администрации МО г. Сорочинск Неростовой <данные изъяты>, ОАО «Оренбургнефть» Ванюхиной <данные изъяты>, ООО «Технефтесервис» Сидоровой <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области к ООО «Сорочинскводоканал», администрации МО г. Сорочинск, ООО «Нива», ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сорочинска, ООО «Нефтестальмонтаж», ОАО «Оренбургнефть», ООО «Технефтесервис» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обратилось в суд с иском к ООО «Сорочинскводоканал», в котором указало, что по требованию Сорочинской межрайонной прокуратуры в отношении ООО «Сорочинскводоканал» были проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по вопросу исполнения санитарного законодательства РФ. Установлено, что ООО «Сорочинскводоканал» эксплуатирует две артезианские скважины: по адресу: <адрес> переданную по акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нива», и по адресу: <адрес>, переданную по акту от ДД.ММ.ГГГГ специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом. В результате мероприятий по контролю, были выявлены следующие нарушения:
1). В нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.5 раздел 2 «Методических указаний по санитарному контролю и технической эксплуатации водопроводов с подземными источниками водоснабжения от 29.01.1982 г. зона санитарной охраны строгого режима скважин, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> (первый пояс зоны санитарной охраны) не имеет глухого ограждения радиусом в 30 метров и высотой 2,5 м.;
2). В нарушение п. 3.2.1.1; 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - территория первого пояса зоны санитарной охраны скважин не спланирована для отвода талых и ливневых вод; на территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины по <адрес> <адрес> растут высокоствольные деревья, в 2 метрах от скважины проложен высоковольтный кабель и проходит сквозная проездная дорога автотранспорта; на территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины по <адрес> в 2-х метрах от скважины расположена котельная коррекционной школы-интерната;
3). В нарушение п.3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отсутствует санитарно- эпидемиологическое заключение на источник хозяйственно-питьевого водоснабжения;
4). В нарушение п.4 ст. 18 Федерального закона» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - отсутствует проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
5). В нарушение ст. 11, ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.5,2.6,2.7. СА 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий - отсутствует программа производственного контроля по контролю за качеством подаваемой питьевой воды населению. Лабораторный контроль качества подаваемой воды населению ООО «Сорочинскводоканал» в 2011- 2012 г. не ведется (отсутствуют протоколы лабораторных исследований питьевой воды по программе производственного контроля);
6). В нарушение п. 3.1, 3.2, 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - при проведении отбора проб питьевой воды по адресам: <адрес>; <адрес> на соответствие данных проб санитарным требованиям было установлено, что вода питьевая, отобранная с питьевых скважин, не соответствует требованиям по показателю - жесткость общая.
По выявленным нарушениям санитарного законодательства в отношении генерального директора ООО «Сорочинскводоканал» Шпонько С.В. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО «Сорочинскводоканал» Шпонько С.В. с наложением штрафа в размере 2 000 рублей. В адрес генерального директора ООО «Сорочинскводоканал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № были проведены внеплановые мероприятия по контролю за выполнением выданного ранее предписания, в результате проверки было установлено, что ООО «Сорочинскводоканал» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнило следующие мероприятия:
1. Зона строгого режима (первый пояс зоны санитарной охраны) скважин питьевого водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> не обеспечены глухим ограждением радиусом в 30 метров высотой 2,5 метра;
2. Территория первого пояса зоны санитарной охраны скважин для отвода талых и ливневых вод не спланирована; на территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины, расположенной по адресу: по <адрес> <адрес> не убраны высокоствольные деревья, не вынесен за первый пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения высоковольтный кабель, проездная дорога автотранспорта;
3. Не разработан и не согласован в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников водоснабжения (питьевые скважины), расположенные по адресам: ул. <адрес> <адрес>;
4. Лабораторный контроль качества подаваемой населению питьевой воды по программе производственного контроля не проводится.
По выявленным нарушения санитарного законодательства в отношении ООО «Сорочинскводоканал» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе проведенной проверки было установлено, что при осуществлении своей деятельности на территории г. Сорочинска ООО «Сорочинскводоканал» нарушаются требования действующего санитарного законодательства, а также нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду на территории МО г. Сорочинска.
Просит признать незаконным бездействие ООО «Сорочинскводоканал», выразившееся в непринятии мер по выполнению требований ст. 1, ст. 8, ст.11, ст. 18, ст. 19 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1.6, п. 1.13, п.3.2.1.1, п. 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 3.1, п. 3.2, п.3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»; п. 1.5, п.2.6, п.2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать ООО «Сорочинскводоканал» устранить нарушения требований вышеуказанных положений нормативных актов путем выполнения следующих мероприятий:
- обеспечения зон строгого режима (первого пояса зон санитарной охраны) скважин питьевого водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес> <адрес> глухим ограждением радиусом в 30 метров высотой 2,5 метра;
- спланирования территории первого пояса зон санитарной охраны скважин, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, для отвода талых и ливневых вод;
- вырубки на территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> высокоствольных деревьев, вынесения за первый пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения высоковольтного кабеля, проездной дороги автотранспорта;
- разработки и согласования в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения (питьевых скважин, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>);
- осуществления лабораторного контроля качества подаваемой населению питьевой воды по программе производственного контроля.
В дальнейшем истец уточнил свои требования, указал, что скважине питьевого водоснабжения почтовый адрес: <адрес>, не присваивался, в Росреестре на территории г. Сорочинска сведения об объекте, зарегистрированном по данному адресу, отсутствуют, поэтому скважину следует считать близлежащей к административному зданию, расположенному по адресу: <адрес> корпус 1. Также на скважину питьевого водоснабжения, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют правоустанавливающие документы, поэтому скважину следует считать находящейся на территории близлежащей к котельной административного здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Просил признать незаконным бездействие ООО «Сорочинскводоканал», выразившееся в непринятии мер по выполнению требований ст. 1, ст. 8. ст. 11, ст. 18, ст. 19 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, п. 1.13, п.3.2.1.1, п. 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 3.1, п. 3.2, п.3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»; п. 1.5, п.2.6, п.2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», и обязать ООО «Сорочинскводоканал» устранить нарушения требований вышеуказанных положений нормативных актов путем выполнения следующих мероприятий:
- обеспечения зон строгого режима (первого пояса зон санитарной охраны) скважин питьевого водоснабжения, расположенных по адресам: близлежащей к административному зданию, расположенному по адресу: <адрес> корпус 1; на территории, близлежащей к котельной административного здания, расположенного по адресу: <адрес> глухим ограждением в соответствии с проектом зон санитарной охраны источников водоснабжения;
- разработки и согласования в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения (питьевых скважин, расположенных по адресам:? близлежащей к административному зданию, расположенному по адресу: <адрес> корпус 1; на территории, близлежащей к котельной административного здания, расположенного по адресу: <адрес>;
- спланирования территории первого пояса зон санитарной охраны скважин, расположенных по адресам: близлежащей к административному зданию, расположенному по адресу: <адрес> корпус 1; на территории, близлежащей к котельной административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, для отвода талых и ливневых вод;
- вырубки вместе с корневой системой высокоствольных деревья на территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины, расположенной по адресу: близлежащей к административному зданию, расположенному по адресу: <адрес>, корпус 1, выноса за первый пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения проездной дороги автотранспорта, газопровода в соответствии с проектом зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Определениями суда в качестве соответчиков к участию в деле привлечены администрация МО г. Сорочинск, ООО «Нива», ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сорочинска, ООО «Нефтестальмонтаж», ОАО «Оренбургнефть», ООО «Технефтесервис».
В судебном заседании представитель истца Махортова Т.В. вновь уточнила требования, просила дополнительно обязать ответчика ООО «Сорочинскводоканал» оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения - скважины, расположенные на территории земельного участка, прилегающего к котельной административного здания по адресу <адрес>, и земельного участка, прилегающего к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1. Пояснила, что фактически речь об указанном нарушении в исковом заявлении шла, по техническим причинам это требование ранее не было перечислено в исковых требованиях истца. По существу пояснила, что ООО «Сорочинскводоканал» осуществляет деятельность по поставке питьевой воды населению. Выявленные нарушения представляют угрозу здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем и был подан иск на основании ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 46 Закона «О защите прав потребителей». На момент рассмотрения дела часть нарушений устранены, а именно программа производственного контроля разработана, в ходе последней проверки качество питьевой воды соответствовало нормативам, выскоковольтный кабель убран. При разработке проектов зон санитарной охраны, если будет представлено соответствующее гидрологическое заключение, радиус зоны санитарной охраны может быть уменьшен, поэтому просят обязать установить ограждение в соответствии с проектом. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения обязательно, но проекты можно сделать и в его отсутствие. Сведений о том, как выдавались разрешения на строительство котельной коррекционной школы, складских помещений и газопровода у нее нет, но предполагает, что заложившая скважины Сорочинская нефтеразведочная экспедиция использовала их для своих производственно-хозяйственных нужд, где требования законодательства не столь жесткие. При ликвидации организации и передаче скважин эксплуатирующей организации произошло изменение ее назначения, поэтому к скважинам предъявлены такие требования. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Сорочинскводоканал» Шаталов А.Г. в судебном заседании не отрицал, что ответчик эксплуатирует две указанные в иске скважины, поставляет из них воду населению г. Сорочинска для питьевого водоснабжения. Санитарно-эпидемиологического заключения и проектов зон санитарной охраны на них нет. Когда эти скважины были заложены, ему не известно. Программа производственного контроля у них есть, высоковольтный кабель проложили подземным способом. Качество воды в ходе последней проверки соответствовало нормативам. Убрать высокоствольные деревья и спланировать территорию ответчик может, но имеются сложности, связанные с тем, что земельные участки под скважинами принадлежат другим хозяйствующим субъектам. Оградить скважину на <адрес> невозможно, она располагается на расстоянии 2,5 м. от здания котельной школы.
Представитель ответчика администрации МО г. Сорочинск Неростова И.Б. полагала, что администрация города не является надлежащим ответчиком, поскольку скважины не являются муниципальной собственностью, у них нет собственника. На территории скважины, расположенной на земельном участке, прилегающем к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1, муниципальных дорог нет, имеется самовольно наезженная полевая дорога, за которую администрация ответственности не несет. Полагала, что в отношении скважины, расположенной на территории земельного участка, прилегающего к котельной административного здания по адресу <адрес>, требования об ограждении неисполнимы. В случае удовлетворения иска, по ее мнению, в решении необходимо указать сроки выполнения мероприятий, чтобы решение могло быть исполнено.
Представитель ответчика ОАО «Оренбургнефть» Ванюхина Т.И. возражала против удовлетворения иска, полагала, что Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области не наделено правом подачи иска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, это имеют право делать санитарные врачи. Иск заявлен также в интересах граждан-потребителей, однако ОАО «Оренбургнефть» не является участником отношений, связанных с поставкой питьевой воды, а потому к нему не могут предъявляться какие-либо требования. Также полагает, что истец избрал неверный способ защиты, исходя из указанных в иске обстоятельств должны быть заявлены требования о прекращении подачи некачественной воды. Санитарно-эпидемиологическое законодательство также предусматривает, что источники водоснабжения могут эксплуатироваться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Истец заявляет требования, в которых заложено нарушение порядка подготовки санитарно-эпидемиологического заключения и проектов зон санитарной охраны, также не учитываются интересы собственников земельных участков, на которых расположены скважины. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика ООО «Технефтесервис» Сидорова А.А. с иском не согласилась, полагала, что нет документальных подтверждений того, что расположенный вблизи административного здания по адресу <адрес>, корпус 1 газопровод принадлежит ООО «Технефтесервис», пределы зоны санитарной охраны скважины не определены.
Представители ответчиков ООО «Нива», ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сорочинска, ООО «Нефтестальмонтаж» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. На основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ответчик ООО «Сорочинскводоканал» эксплуатирует две скважины по указанным истцом адресам, предоставляет услуги по питьевому водоснабжению населению г. Сорочинска. Данное обстоятельство никем в судебном заседании не отрицалось.
Указанные скважины были введены в эксплуатацию: на территории земельного участка, прилегающего к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1, - в 1975 году, назначение – разведочно-эксплуатационная; скважина по адресу <адрес> – в 1991 году, назначение - разведочно-эксплуатационная для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Указанные сведения содержатся в учетных карточках буровых скважин.
По акту о приеме-передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нива» передало ООО «Сорочинскводоканал» артезианскую скважину по адресу: <адрес>, по акту о приеме-передаче здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат передала ООО «Сорочинскводоканал» артезианскую скважину по адресу: <адрес>.
Земельный участок, на территории которого расположена скважина по адресу <адрес>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного пользования) ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сорочинска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела также следует, что на расстоянии 2,5 м. от скважины находится здание котельной-гаража указанной школы 1967 года постройки, что подтверждается техническим паспортом здания, а также свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления.
Вторая скважина расположена на территории земельного участка с кадастровым номером №, который принадлежит ОАО «Оренбургнефть», что подтверждается выпиской из ЕГРП и ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ. В пределах 30 м. от данной скважины находится земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ООО «Нефтестальмонтаж», складское помещение, а также газопровод, заказчиком строительства которого выступало ООО «Технефтесервис». Это следует из выписки из ЕГРП, ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ, ответа треста Сорочинскмежрайгаз от ДД.ММ.ГГГГ, протокола судебного заседания от 18.04.2013 года, снимка аэрофотосъемки с нанесенными границами земельных участков.
В отношении ООО «Сорочинскводоканал» были проведены проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате которых выявлены недостатки. ООО «Сорочинскводоканал» было выдано предписание об устранении этих недостатков, за его невыполнение в срок оно привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 ч. КоАП РФ. Также к административной ответственности был привлечен и предыдущий руководитель ООО «Сорочинскводоканал». Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями протоколов, актов проверок, предписаний, постановлений о назначении административного наказания. Представитель ООО «Сорочинскводоканал» указанные факты не оспаривал, пояснил, что постановление о назначении наказания обществом не обжаловалось.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается посредством соблюдения требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения установлены ст.ст.18,19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 введены в действие санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». СанПиН 2.1.4.1110-02».
Согласно требованиям указанных санитарных правил и норм зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.4).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13).
Санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов (п. 1.15).
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом (п.1.17).
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной (п.3.2.1.1).
Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п.3.2.1.2).
Из материалов дела следует, что ответчик ООО «Сорочинскводоканал» не соблюдает требования санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается актами проверок, процессуальными документами по делам об административных правонарушениях. Представитель ООО «Сорочинскводоканал» не отрицал наличие этих нарушений.
Поскольку факт нарушений установлен, в силу требований ст. 8, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 должны быть устранены ответчиком. Обязанность по устранению нарушений лежит именно на ООО «Сорочинскводоканал» как на владельце источников водоснабжения и эксплуатирующей организации, что также следует из п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02. Поэтому в отношении остальных ответчиков в удовлетворении иска суд считает необходимым отказать.
Вместе с тем, суд считает необходимым также отказать в удовлетворении требования об ограждении первого пояса зоны санитарной охраны скважины, расположенной на территории земельного участка, прилегающего к котельной административного здания по адресу <адрес>. В судебном заседании установлено, что в 2,5 м. от скважины расположено задание котельной-гаража школы, которое было возведено в 1967 году, в то время как скважина сдана в эксплуатацию в 1991 году. Исполнение требования санитарно-эпидемиологического законодательства об ограждении территории первого пояса ЗСО глухим ограждением влечет за собой необходимость сноса здания котельной, что повлечет для его собственника неоправданный ущерб. При таких обстоятельствах в случае невозможности обеспечения соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что может быть установлено на стадии подготовки проекта зоны санитарной охраны, истец не лишен права требовать прекращения эксплуатации данной скважины.
Суд не соглашается с доводами возражения представителя ответчика ОАО «Оренбургнефть» Ванюхиной Т.И. о том, что истец не наделен правом на обращение в суд с подобным иском.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
В соответствии с пунктом 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569, главные государственные врачи по субъектам Российской Федерации являются руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека.
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Оренбургской области это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям водоснабжения.
Не соглашается суд и с доводами указанного представителя ответчика о неверно избранном способе защиты права. Как указано выше, на всех юридических лицах лежит обязанность по соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в своей деятельности. Статья 12 ГК РФ предусматривает такой способ защиты нарушенного права как присуждение к исполнению обязанности в натуре. При таких обстоятельствах истец вправе требовать от ответчика исполнения возложенной на него законом обязанности. В соответствии со ст. 196 п. 3 ГПК РФ суд рассматривает дела только в пределах заявленных требований, что исключает право суда по своему усмотрению менять способ защиты, если истец об этом не заявляет.
Также не соглашается суд и с доводами возражения о нарушении прав владельцев земельных участков на согласование проектов зон санитарной охраны. Суд пришел к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность устранить нарушения, в том числе оформить проект зон санитарной охраны. При оформлении данных проектов землепользователи вправе заявлять о своих интересах и участвовать в согласовании этих проектов.
Согласно п. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку согласование и оформление санитарно-эпидемиологического заключения и проекта зон санитарной охраны требуют определенного времени, связанного с последовательным получением согласований, суд считает необходимым предоставить ответчику срок 4 месяца для выполнения этих обязанностей. Остальные обязанности могут быть исполнены в течение месяца после оформления проекта зон санитарной охраны, поскольку их исполнение зависит от содержания данного проекта.
Таким образом, требования Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично,
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ООО «Сорочинскводоканал», выразившееся в нарушении требований статей 8, 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.6, 1.13, 3.2.1.1, 3.2.1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Обязать ООО «Сорочинскводоканал» устранить нарушения путем:
1. Оформления в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу санитарно-эпидемиологического заключения и проектов зон санитарной охраны на источники водоснабжения – скважины, расположенные на территории земельного участка, прилегающего к котельной административного здания по адресу <адрес>, и земельного участка, прилегающего к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1;
2. Планирования территории первого пояса зон санитарной охраны скважин, расположенных на территории земельного участка, прилегающего к котельной административного здания по адресу <адрес>, и земельного участка, прилегающего к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1, в соответствии с проектом санитарных зон для отвода ливневых и талых вод – в течение 5 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
3. Вырубки вместе с корневой системой высокоствольных деревьев, произрастающих в пределах первого пояса зоны санитарной охраны скважины, расположенной на территории земельного участка, прилегающего к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1, соответствии с проектом санитарных зон, выноса за пределы данного пояса газопровода и проездной дороги – в течение 5 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
4. Установки глухого ограждения первого пояса зоны санитарной охраны скважины, расположенной на территории земельного участка, прилегающего к административному зданию по адресу <адрес>, корпус 1, соответствии с проектом санитарных зон - в течение 5 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к администрации МО г. Сорочинск, ООО «Нива», ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Сорочинска, ООО «Нефтестальмонтаж», ОАО «Оренбургнефть», ООО «Технефтесервис» отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.07.2013 года.
Судья: Р.Р. Кучаев