Дело №2-294/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья ДД.ММ.ГГГГ
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,
с участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.,
ответчика Кокотановой О.Ю.;
представителя третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – Дурандина Ю.П.,
представителя третьего лица – Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл – Лебедевой Н.С.,
представителей третьего лица – администрации Шахунского района Баевой Л.Л. и Лебедевой Л.Ф.
при секретаре Брусовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Кокотановой О.Ю. о ликвидации свалки отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Кокотановой О.Ю. о ликвидации свалки отходов производства и потребления, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, принадлежащего ИП Кокотановой О.Ю., расположенного в д.<адрес>. Проведенной проверкой установлено, что основной сферой деятельности ИП Кокотановой О.Ю. является деревообработка. В ходе производственной деятельности предприятия образуются отходы деревообработки (горбыль, опил, мелкие древесные отходы и т.п.). ИП Кокотанова О.Ю. на протяжении ряда лет и по настоящее время самовольно использует земельный участок площадью 1 га, расположенный в районе бывшей фермы в д.<адрес>, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, под размещение отходов деревообработки, что является нарушением ст.ст. 25, 26, 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Факт нарушения земельного законодательства подтверждается актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей. ИП Кокотанова О.Ю. разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревообработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения для окружающей среды небезопасен. Кроме этого, вследствие несоблюдения природоохранных требований, ИП Кокотановой О.Ю. допускаются факты возгорания отходов, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха». ИП Кокотановой О.Ю. не проводятся профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, нарушается травяной слой и гибнет растительность. Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность. Просит обязать индивидуального предпринимателя Кокотанову О.Ю. ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью 1 га, расположенном рядом с бывшей фермой в д.<адрес>.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Шахунского района.
Представитель истца (по доверенности) старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Не возражает установить срок для исполнения решения суда по данному делу – до ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик Кокотанова О.Ю. в судебном заседании иск признала частично, пояснила, что действительно свалка имеется, но не на площади 1 га, а меньше. В настоящее время она не может ликвидировать свалку, так как у нее нет на это финансов, но в будущем она постарается выполнить требования прокурора.
Представители третьих лиц администрации Шахунского района (по доверенности) Баева Л.Л., Лебедева Л.Ф., Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (по доверенности) Дурандин Ю.П., Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл (по доверенности) Лебедева Н.С. в судебном заседании иск прокурора поддержали.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщено.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.
В суде установлено следующее.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Шахунского района Л.Л.Ф. произведен осмотр территории цехов деревообработки, расположенных на территории администраций Акатовского и Лужайского сельсоветов Шахунского района Нижегородской области. В ходе проведенной проверки установлено, что прилегающая территория ИП Кокотановой О.Ю. захламлена деревянными изделиями (поддонами) и отходами (горбыль, щепа). Имеется котельная, разрешения нет, платежи не вносятся.
Согласно акту обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Шахунского района Л.Л.Ф. произведен осмотр территории деревообрабатывающих предприятий, расположенных на территории администрации Акатовского сельсовета Шахунского района Нижегородской област. В ходе проведенной проверки установлено, что у индивидуального предпринимателя Кокотановой О.Ю. в д<адрес>, рядом с пилорамой, горят отходы – горбыль, опил. Отходы деревообработки (опил) вывозятся с пилорамы и складируются на землях сельхозназначения, на территории сгоревшей пилорамы, рядом с бывшей фермой в д.<адрес>. Площадь свалки 1 га.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.
На основании ст.ст. 29 и 32 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с п. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно ст. 6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должна осуществляться по утвержденным проектами с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако ИП Кокотанова О.Ю. разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревообработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения небезопасен для окружающей среды.В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды. Вследствие несоблюдения вышеуказанных природоохранных требований ИП Кокотановой О.Ю. допускаются факты возгорания отходов, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязывающей соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ; п. 1 ст. 18 Закона РФ 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается захоронение на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Пунктами 2.1, 2.8, 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. № 01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления производственных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения. ИП Кокотановой О.Ю. не проводятся профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, нарушается травяной слой и гибнет растительность. Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 закона Нижегородской области от 10.09.96 г. № 45-З «Об экологической безопасности» следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем. На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст. 80 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд с учетом мнения представителя истца, не возражавшего предоставить ответчику срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считает возможным установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета Шахунского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Кокотановой О.Ю. о ликвидации свалки отходов производства и потребления удовлетворить полностью.
Обязать индивидуального предпринимателя Кокотанову О.Ю. не позднее ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью 1 га, расположенном рядом с бывшей фермой в д.<адрес>.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кокотановой О.Ю. в доход бюджета Шахунского муниципального района госпошлину 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья (подпись) М.М.Арефьева
Копия верна:
Судья:
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья:
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь суда: