РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
26 ноября 2020 года город Балтийск
Судья Балтийского городского суда Калининградской области Дуденков В.В., осуществляющий свою деятельность по адресу: Калининградская область, город Балтийск, улица Садовая, дом № 55,
при секретаре судебного заседания Черновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лазарева Игоря Николаевича – Марамыгина Валентина Георгиевича на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области от 07.10.2020 №, вынесенное в отношении капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарева Игоря Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) ПУ ФСБ России по Калининградской области от 07.10.2020 № капитан судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарев И.Н. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – "КоАП РФ"), а именно: за невыполнение 20 августа 2020 года в 26-м подрайоне Балтийского моря, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, законных требований должностного лица органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации ФИО1 о прекращении дачи указаний членам экипажа судна МРТР "<данные изъяты>" о выбрасывании за борт добытого улова трески.
В жалобе, поданной в Балтийский городской суд Калининградской области, защитник Лазарева И.Н. – Марамыгин В.Г. ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления как незаконного и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Свою жалобу защитник обосновывает тем, что 20 августа 2020 года после подъёма донного трала и выгрузки на палубу судна МРТР "<данные изъяты>" улова экипаж судна осуществлял сортировку улова в соответствии с видовым составом водных биологических ресурсов и в соответствии с требованиями пункта 14.4.4 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна осуществлял выпуск обнаруженной в улове трески в естественную среду обитания. После прибытия на судно досмотровой группы пограничного органа члены экипажа по указанию капитана судна Лазарева И.Н. продолжали деятельность по выпуску добытой трески в море. Лазарев И.Н. как капитан судна действовал добросовестно, соблюдая предписания Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, не противодействовал должностным лицам пограничного органа, обеспечил остановку судна и высадку на него досмотровой группы пограничного органа, не препятствовал осмотру судна. Все члены экипажа судна покинули промысловую палубу сразу после получения соответствующего распоряжения должностного лица пограничного органа. Судно МРТР "<данные изъяты>" под руководством Лазарева И.Н. добровольно проследовало в место швартовки, указанное должностным лицом пограничного органа. Впоследствии выполненный запрет на выпуск трески повлёк составление в отношении Лазарева И.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.17 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Марамыгин В.Г. настаивал на удовлетворении жалобы и полностью поддержал изложенные в ней доводы, дополнительно пояснив, что согласно диспозиции части 2 статьи 19.4 КоАП РФ административная ответственность капитана судна наступает лишь за невыполнение законного требования компетентного должностного лица об остановке судна и воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна. Нарушение запрета должностного лица на выпуск водных биологических ресурсов в естественную среду обитания не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ.
Лазарев И.Н. не явился в судебное заседание, несмотря на надлежащее их извещение о месте, дате и времени рассмотрения жалобы.
Тщательно проверив доводы, приведённые защитником Марамыгиным В.Г. в обоснование жалобы, и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица ПУ ФСБ России по Калининградской области № от 07.10.2020.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как видно из материалов дела (л.д. 36–41, 43–46), Лазарев Игорь Николаевич является капитаном судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№", принадлежащего на праве собственности <данные изъяты> и плавающего под флагом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 25 и 26 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утверждённого приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 № 140, капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем, осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.
Подпунктом (02) пункта 33 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации предусмотрено, что капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.
Следовательно, Лазарев И.Н., замещающий должность капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" <данные изъяты> и выполняющий организационно-распорядительные функции, несёт административную ответственность как должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ в числе прочего установлена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению должностным лицом органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" охрану исключительной экономической зоны, ее природных ресурсов, охрану окружающей среды, в том числе морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта "м" статьи 12 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", пунктов 1, 3, 5 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, утверждённого приказом ФСБ России от 25.12.2012 № 675 (далее по тексту – "Административный регламент от 25.12.2012"), на Федеральную службу безопасности и её пограничные органы возложено осуществление мер по обеспечению защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах исключительной экономической зоны и по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
В силу подпунктов 3, 5 пункта 1 статьи 36 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право: задерживать нарушителей и изымать у них всё незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда, а также составлять протоколы о нарушениях, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии всего незаконно добытого.
Пунктом 6 Административного регламента от 25.12.2012 предусмотрено, что при исполнении государственной функции должностные лица пограничных органов, уполномоченные осуществлять государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, в пределах предоставленных им полномочий имеют право: останавливать и осматривать российские суда, используемые для осуществления рыболовства; проверять на судах уловы водных биологических ресурсов; составлять в пределах компетенции протоколы о нарушениях законодательства, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, всего незаконно добытого; применять фото- и киносъёмку, видео- и аудиозапись, иные установленные способы фиксации обстоятельств осмотра судна.
В случае обнаружения признаков административного правонарушения должностные лица остаются на судне на время, необходимое для оформления процессуальных документов о совершенных правонарушениях, а также обеспечения сохранности и целостности доказательств совершения правонарушения, в том числе на время, необходимое для доставления судна в ближайший порт Российской Федерации (абзац второй пункта 21 Административного регламента от 25.12.2012).
Согласно абзацу шестому пункта 25 Административного регламента от 25.12.2012 при осмотре судна подлежат проверке объём и видовой состав находящихся на судне водных биологических ресурсов, их соответствие выданному разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и другим документам, подтверждающим законность их нахождения на судне.
В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 7 Административного регламента от 25.12.2012 при исполнении государственной функции должностные лица обязаны принимать все необходимые меры, чтобы гарантировать сохранность и целостность доказательств совершения противоправной деятельности.
Пунктом 9 Административного регламента от 25.12.2012 предусмотрено, что лица, осуществляющие рыболовство, в отношении которых исполняется государственная функция, обязаны: обеспечивать оптимальные условия для работы должностных лиц; представлять беспрепятственно и бесплатно отчётные материалы об уловах водных биологических ресурсов; выполнять указания должностных лиц, отданные ими в пределах своих полномочий, являющиеся обязательными для лиц, осуществляющих рыболовство.
Системный анализ приведённых выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо органа охраны имеет право отдавать, а лицо, осуществляющее рыболовство, обязано выполнять указания, направленные на фиксацию выявленного события административного правонарушения, обеспечение сохранности доказательств совершения административного правонарушения, в том числе всего незаконно добытого улова водных биологических ресурсов.
Из показаний свидетелей ФИО2 и ФИО3 от 21.08.2020 (л.д. 61, 62) следует, что 20 августа 2020 года после 19:00 они находились на борту судна МРТР "<данные изъяты>". В ходе осмотра этого судна на палубе были обнаружены водные биологические ресурсы (камбала и треска), часть которых в виде потрошёной трески была разложена в 20 ящиков. При доставлении судна в порт Светлый капитан судна неоднократно давал членам экипажа указание выбрасывать треску за борт, несмотря на требование командира осмотровой группы прекратить эти действия. В целях сохранения вещественных доказательств совершённого административного правонарушения члены экипажа покинули верхнюю палубу судна по решению командира осмотровой группы.
На имеющихся в деле видеозаписях (л.д. 60) зафиксировано как члены экипажа рыболовецкого судна, находясь на верхней палубе, в процессе движения судна выбрасывают за борт свежую рыбу из пластиковых ящиков по указанию капитана.
Согласно показаниям свидетеля ФИО4 от 24.08.2020 (л.д. 65) 20 августа 2020 года в 19:40 командир осмотровой группы ФИО1 доложил ему о наличии на осматриваемом судне МРТР "<данные изъяты>" предположительно двух тонн водных биологических ресурсов (камбалы речной и трески). В 20:12 ФИО1 доложил о том, что капитан судна МРТР "<данные изъяты>" Лазарев И.Н. не выполняет его законные требования по сохранению незаконного улова трески и попросил усилить осмотровую группу для предотвращения выбрасывания за борт незаконно добытых водных биологических ресурсов.
Выписка из вахтенного журнала № пскр "<данные изъяты>" от 24.08.2020 (л.д. 63–64) свидетельствует о том, что осмотровая группа обнаружила на борту судна МРТР "<данные изъяты>" прилов трески свыше установленных норм, а спустя 32 минуты командир осмотровой группы ФИО1 доложил о необходимости усиления осмотровой группы для предотвращения выброса за борт незаконно добытых водных биологических ресурсов.
Протокол об административном правонарушении от 21.08.2020 №, составленный старшим государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) ФИО1 (л.д. 26–29), содержит сведения о том, что 20 августа 2020 года в период с 19:10 по 20:20 в <адрес> капитан судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарев И.Н. не выполнял законные требования старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) ФИО1 о запрете выбрасывания за борт добытых (выловленных) водных биологических ресурсов и неоднократно отдавал команду членам своего экипажа о выбрасывании за борт судна добытого улова трески, чем воспрепятствовал осуществлению полномочий должностным лицом органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных пунктом 9 Административного регламента от 25.12.2012. При этом в данном протоколе имеются объяснения Лазарева И.Н. о том, что он не препятствовал должностному лицу, а пытался выполнить требования правил рыболовства.
Согласно части 2 статьи 26.2 и статье 26.7 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, иные документы, включая материалы видеосъёмки, и показания свидетелей являются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Изучение протокола об административном правонарушении № от 21.08.2020 показало, что он составлен уполномоченным должностным лицом пограничного органа и в полной мере отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Приведённые выше показания свидетелей ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обстоятельны и непротиворечивы, не содержат в себе предположений и догадок, включают сведения о конкретных юридически значимых фактах и событиях, участниками которых они непосредственно являлись, полностью согласуются между собой и соответствуют другим исследованным документам.
По итогам рассмотрения жалобы судьёй не установлено отношений, фактов и обстоятельств, на основании которых должностные лица ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 могли иметь личную заинтересованность в привлечении Лазарева И.Н. к административной ответственности за правонарушение против порядка управления. Свидетели ФИО2, ФИО3 и ФИО4 были предупреждены об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.
Все вышеперечисленные доказательства получены с соблюдением соответствующих требований законодательства об административных правонарушениях, правильно оценены должностным лицом, рассмотревшим дело, и правомерно положены им в основу обжалованного постановления.
Оценивая исследованные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, судья считает их достоверными, допустимыми и достаточными для обоснования выводов о наличии события административного правонарушения и виновности в его совершении капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарева И.Н.
Утверждение Лазарева И.Н. о своей невиновности является голословным и опровергается совокупностью собранных по делу доказательств.
Акты опросов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 от 28.09.2020, составленные адвокатом ФИО13 (л.д. 80–103), содержат объяснения членов экипажа судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№", находящихся в непосредственном подчинении у капитана этого судна Лазарева И.Н. и заинтересованных в благоприятном для него исходе дела, противоречат приведённым выше доказательствам, а потому правомерно отвергнуты должностным лицом, рассмотревшим дело.
Таким образом, по итогам рассмотрения жалобы у судьи не возникло никаких сомнений в совершении капитаном судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазаревым И.Н. 20 августа 2020 года административного правонарушения, заключающегося в воспрепятствовании осуществлению старшим государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) ФИО1 возложенных на него полномочий по обеспечению сохранности и целостности доказательств совершения административного правонарушения.
Как следует из части 1 и пункта 6 части 2 статьи 23.10 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении № от 07.10.2020 в отношении капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарева И.Н. вынесено компетентным должностным лицом пограничного органа.
Противоправные действия капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарева И.Н. правильно квалифицированы должностным лицом, рассмотревшим дело, по части 2 статьи 19.4 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания № от 07.10.2020 в отношении капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарева И.Н. вынесено должностным лицом с соблюдением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
По своему содержанию обжалованное постановление полностью отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа назначено капитану судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазареву И.Н. с учётом характера совершённого административного правонарушения и других обстоятельств, указанных в части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, а сумма взыскиваемого штрафа определена в пределах санкции части 2 статьи 19.4 КоАП РФ.
Проведённая проверка материалов дела об административном правонарушении показала, что должностным лицом ПУ ФСБ России по Калининградской области не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, установленных законодательством об административных правонарушениях.
Каких-либо обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы судьёй не установлено.
Оценивая совокупность исследованных доказательств, судья приходит к выводу о том, что обжалованное защитником Лазарева И.Н. – Марамыгиным В.Г. постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области от 07.10.2020 № законно и обоснованно, а потому оно не подлежит отмене или изменению.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьёй 30.1, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
оставить постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области от 07.10.2020 №, вынесенное в отношении капитана судна МРТР "<данные изъяты>" с бортовым номером "№" Лазарева Игоря Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без изменения, а жалобу защитника Лазарева Игоря Николаевича – Марамыгина Валентина Георгиевича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков