РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Пугачевой Н.Е.
с участием административного ответчика Симонова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4514/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Симонову А.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Симонов А.Н., в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 г. – 25 684,74 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. за 2019 г. – 6 023,50 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 г. – 361,30 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. за 2019 г. –84,73 рублей, ссылаясь на неисполнение в срок административным ответчиком обязанности по уплате налогов и сборов.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суд не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, об отложении разбирательства по делу не представил.
Административный ответчик Симонов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что платежи по страховым и медицинским взносам не вносил и не собирается, приобретал статус индивидуального предпринимателя в то время, когда государство не требовало платить налоги за осуществление предпринимательской деятельности; не ведет деятельность в статусе индивидуального предпринимателя с 2010 г.; фактически индивидуальным предпринимателем не является; в течение 5 лет не сдавал отчетность об осуществлении предпринимательской деятельности в налоговый орган, в связи с чем налоговая инспекция должна была в принудительном порядке прекратить его статус ИП, но не сделала этого; ранее не прекратил статус индивидуального предпринимателя, поскольку не имел возможности заехать в налоговый орган; потом не было средств погасить задолженность по налогам в размере 96 000 рублей, при наличии которой сотрудники налогового органа не принимали от него заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.
По правилам, предусмотренным ст. 100 КАС РФ, адресат, отказавшийся принят судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно Письма Минфина России от 01.09.2017 г. № 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Уплата страховых взносов плательщиками осуществляется независимо от возраста, наличия инвалидности, вида осуществляемой предпринимательской деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год. В соответствии со ст. 426 НК РФ в 2017-2020 годах для плательщиков, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ применяются следующие тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10 процентов; на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.
Согласно ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату.. государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст. 432 НК РФ уплата страховых взносов плательщиками, прекратившим осуществлять деятельность в качестве индивидуальна предпринимателя, осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Симонов А.Н. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 31.12.2004 г. по 15.11.2019 г.
В нарушение вышеуказанных норм закона Симонов А.Н. не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. На основании расчетов по уплате страховых взносов за административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам за 2019 г. в общем размере 31 708,25 рублей, из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. – 25 684,75 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 г. – 6 023,50 рублей. Представленный расчет верен, сомнений у суда не вызывает. На дату подачи административного иска в суд и до настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с выявлением недоимки и несвоевременной уплатой страховых взносов за 2019 налоговый период в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование № от 08.02.2020 г. с предложением добровольно погасить выявленную недоимку. В данное требование также вошли пени по страховым взносам: а именно:
1) пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 г. за период с 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. – 361,30 рублей;
2) пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. за 2019 г. за период с 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. –84,73 рублей.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Требованием № налогоплательщику был предоставлен срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени до 24.03.2020 г. В указанный выше срок Симонов А.Н. не исполнил требование №, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательных платежам за 2017 -2018 гг. к мировому судье судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, которым был вынесен судебный приказ от 27.05.2020 г., который в последующем был отменен определением мирового судьи от 07.08.2020 г. на основании поступивших от налогоплательщика возражений относительно исполнения судебного приказа.
14.09.2020 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
С учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на Симонова А.Н. обязанность по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 г. – 25 684,74 рублей; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. за 2019 г. – 6 023,50 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 г. – 361,30 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. за 2019 г. –84,73 рублей, не исполнена, административным ответчиком доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, и считает необходимым взыскать указанные суммы с административного ответчика, удовлетворив заявленные административные исковые требования.
Довод административного ответчика о том, что налоговый орган ранее мог прекратить его статус индивидуального предпринимателя, когда им не предоставлялась налоговая отчетность в течение 5 лет, что им не должны уплачивать страховые взносы ввиду того, что предпринимательская деятельность им фактически не велась с 2010 г. является не обоснованным, отклоняется судом, поскольку обязанность по уплате страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,- пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 164,63 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.6, 35, 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Симонова А.Н., проживающего по адресу: <адрес>, сумму недоимки по страховым взносам за 2019 год и пени, в общей сумме 32 154,28 рублей, из которых:
– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2019 г.– 25 684,75 рублей;
– страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 г. – 6 023.50 рублей;
– пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2019 г. за период с 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. - 361,30 рублей
– пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 г. за период с 03.12.2019 г. по 07.02.2020 г. – 84,73рублей.
Взыскать с Симонова А.Н. в доход в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 164,63 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.11.2020 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина