2-2353/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 01 ноября 2017 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Пугач С.К.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н. , представителя истца Пестовой Л.Н. , действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с участием ответчика Голубева Ю.Н. , рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Голубеву Ю.Н. , Голубевой Л.В. , Голубеву С.Ю. , Голубеву Е.Ю. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что ответчики являются собственниками жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. в разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчикам;
-ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилые помещения № и № общей проектной площадью по <данные изъяты> кв.м., расположенные в <адрес> в <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «<адрес>»;
-ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г.Оренбурга по истечении трех месяцев с момента получения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будут препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на момент подачи искав суд не исполняются.
На основании вышеизложенного просили суд изъять для муниципальных нужд у Голубева Ю.Н., Голубевой Л.В., Голубева С.Ю., Голубева Е.Ю. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Предоставить в собственность Голубева Ю.Н., Голубевой Л.В., Голубева С.Ю., Голубева Е.Ю. жилые помещения №, № общей площадью <данные изъяты> кв.м. каждое, по адресу: <адрес>.
Выселить Голубева Ю.Н., Голубевой Л.В., Голубева С.Ю., Голубева Е.Ю. из жилого помещения общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
Снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
Впоследствии истец изменил исковые требования, просил прекратить право собственности Голубева Ю.Н., Голубевой Л.В., Голубева С.Ю., Голубева Е.Ю. на <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за МО <адрес> право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за Голубевым Ю.Н., Голубевой Л.В., Голубевым С.Ю., Голубевым Е.Ю. на <данные изъяты> доли за каждым на жилые помещения №, №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Выселить Голубева Ю.Н., Голубеву Л.В., Голубева С.Ю., Голубева Е.Ю. из жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Снять с регистрационного учета по месту жительства Голубева Ю.Н., Голубеву Л.В., Голубева С.Ю., Голубева Е.Ю.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., измененные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчики Голубева Л.В., Голубев С.Ю., Голубев Е.Ю. не явились были надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования признали.
Ответчик Голубев Ю.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга в части выселения ответчиков из спорного жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку жилье является аварийным. Против исковых требований о признании права собственности возражал, поскольку данные требования могут быть решены сторонами в досудебном порядке, в связи с отсутствием спора.
Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, исходя из мнения ответчиков, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации при признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 этого Кодекса. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что ответчикам на праве собственности принадлежит по <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Согласно справке ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы Голубев С.Ю., Голубев Ю.Н., Голубева Л.В. Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м.
Из акта обследования многоквартирного дома и заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> литер <данные изъяты> усматривается, что вышеуказанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в данную программу.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от 27 июня года Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому ответчики выбрали способ обеспечения жилищных прав, указанный в п.№ соглашения, а именно предоставление в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения по адресу: <адрес>, после ввода его в эксплуатацию и государственной регистрации на него права собственности МО «<адрес>».
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома № Застройки <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Согласно распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ квартиры № № и № в <адрес> в <адрес> каждая имеют площадь <данные изъяты> кв.м., имеют назначение жилое, правообладателем является МО <адрес>.
Таким образом, при предоставлении квартир ответчикам муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Так, п.4 ст.16 Закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Согласно п. 2. ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиками был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчики иск признали, предоставляемое жилое помещение по площади соответствует занимаемой, является благоустроенным, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, ответчики признали исковые требования о чем в материалах дела имеется их заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Оренбурга к Голубеву Ю.Н. , Голубевой Л.В. , Голубеву С.Ю. , Голубеву Е.Ю. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Прекратить право собственности Голубева Ю.Н. , Голубевой Л.В. , Голубева С.Ю. , Голубева Е.Ю. по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за МО г.Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за Голубевым Ю.Н. , Голубевой Л.В. , Голубевым С.Ю. , Голубевым Е.Ю. по <данные изъяты> доли за каждым на жилые помещение №, №, общей площадью по <данные изъяты> кв.м. каждое по адресу: <адрес>.
Выселить Голубева Ю.Н. , Голубеву Л.В. , Голубева С.Ю. , Голубева Е.Ю. из жилого помещения по адресу: <адрес>.
Снять с регистрационного учета по месту жительства Голубева Ю.Н. , Голубеву Л.В. , Голубева С.Ю. .
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Решение в окончательной форме составлено 07 ноября 2017 года.
Судья Бураченок Н.Ю.