Дело № 2а-6916/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации22 июля 2019 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием представителя Министерства здравоохранения Амурской области Яновой О.В., представителя Министерства финансов Амурской области Махноносовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гриценко А. С. к Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству финансов Амурской области о признании действий по несоблюдению сроков и порядка рассмотрения обращения, по нарушению требований Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гриценко А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 01 апреля 2019 года им была направлена жалоба в Министерство здравоохранения Амурской области, которую они получили 03 апреля 2019 года. 15 мая 2019 года, поскольку ответ на обращение еще не поступил, Гриценко А.С. обратился в Министерство здравоохранения Амурской области посредством телефонного звонка, сообщил, что ему нужен ответ для судебного разбирательства. Гриценко А.С. сказали, что перезвонят, и не перезвонили. После очередного звонка, заявителю сообщили, что был привлечен главный внештатный нарколог, и рассмотрение жалобы продлено, о чем его не уведомили. 17 мая 2019 года им была подана жалоба в прокуратуру Тамбовского района, где после проверки доводы жалобы были подтверждены. Просит признать действия Министерства здравоохранения Амурской области по несоблюдению сроков и порядка рассмотрения обращения, по нарушению требований Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» незаконными. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей.
Определением судьи от 04 июля 2019 года требования о взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство для рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства.
В судебное заседание явились Гриценко А.С., представитель Министерства здравоохранения Янова О.В., представитель Министерства финансов Амурской области Махноносова А.А. Гриценко А.С. свои требования поддержал в полном объеме. Представитель Министерства здравоохранения Амурской области Янова О.В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что на обращение Гриценко А.С. давались своевременные ответы, проводилась проверка, в связи с чем первоначальный 30-дневный срок был продлен; велось необходимое делопроизводство и ответы направлялись своевременно. Представитель Министерства финансов Амурской области также не согласилась с требованиями Гриценко А.С.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив ответ Гриценко А.С., данный прокурором Тамбовского района Амурской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 данного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется нормами Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно статье 2 которого, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 и части 1 статьи 9 названного Федерального закона гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ). В силу части 2 названной статьи, в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Из материалов дела следует, что 03 апреля 2019 года в Министерство здравоохранения Амурской области поступило обращение Гриценко А.С., которое было зарегистрировано вх. №Г-709.
17 апреля 2019 года в Тамбовскую больницу из Министерства была направлена копия обращения Гриценко А.С. для поверки и оценки качества медицинской помощи.
19 апреля 2019 года состоялось заседание врачебной комиссии № 1643 по разбору обращения Гриценко А.С.
30 апреля 2019 года министром здравоохранения Амурской области для рассмотрения обращения Гриценко А.С. было направлено письмо внештатному специалисту психиатру-наркологу министерства для проведения документационной проверки порядка медицинского освидетельствования заявителя.
30 апреля 2019 года министром здравоохранения Амурской области срок рассмотрения обращения Гриценко А.С. продлен на 30 дней, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ, в связи с необходимостью проведения документарной проверки проведенного в ГАУЗ АО «Тамбовская больница» медицинского освидетельствования Гриценко А.С. на состояние опьянения. В материалах дела имеется ответ министра здравоохранения Амурской области заявителю, которым последний ставится в известность о продлении срока подготовки ответа по существу поставленных вопросов сроком на 30 дней. Согласно реестру отправки писем № 11, Гриценко А.С. направлялся ответ из Министерства здравоохранения Амурской области 30 апреля 2019 года; также в материалах дела имеется список простых почтовых отправлений на франкировку от 30 апреля 2019 г., согласно которому из Министерства здравоохранения Амурской области в этот день было отправлено 23 письма. Заказными письмами ответы из Министерства здравоохранения Амурской области заявителям не отправляются.
15 мая 2019 года внештатный специалист психиатр-нарколог Министерства проинформировала министра здравоохранения Амурской области о результатах документационной проверки порядка медицинского освидетельствования заявителя.
28 мая 2019 года министр здравоохранения Амурской области дал ответ Гриценко А.С. о результатах рассмотрения его обращения от 03 апреля 2019 года.Согласно реестру отправки писем № 12, Гриценко А.С. направлялся ответ из Министерства здравоохранения Амурской области 28 мая 2019 года; также в материалах дела имеется список простых почтовых отправлений на франкировку от 28 мая 2019 г., согласно которому из Министерства здравоохранения Амурской области в этот день было отправлено 24 письма. Заказными письмами ответы из Министерства здравоохранения Амурской области заявителям также не отправлялись. Гриценко А.С. подтвердил в судебном заседании получение данного ответа.
Таким образом, в судебном заседании был подтвержден факт принятия Министерством здравоохранения Амурской области обращения Гриценко А.С., проведения проверки по нему, подготовки ответов в установленных срок согласно Федеральному закону № 59-ФЗ. Факт направления ответов подтверждается выписками из реестров ответов Министерства здравоохранения Амурской области. Квитанции простых почтовых отправлений на франкировку, представленные Министерством в доказательство направления Гриценко А.С. ответов, суд признает допустимым доказательством; получение одного из ответов подтверждено заявителем.
Доводы административного истца о том, что ответ от 30 апреля 2019 года в его адрес не направлялся, а также предположение, что оно своевременно не выносились, опровергаются списком простых почтовых отправлений. Каких-либо оснований полагать, что указанные ответы не были направлены в адрес административного истца, у суда не имеется.
Частью 4 ст. 10Федерального закона № 59-ФЗ устанавливается, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. При этом законом не предусматривается обязательная форма уведомления заявителей заказными письмами и корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Анализируя ответ, данный Гриценко А.С. прокуратурой Тамбовского района, суд отмечает, что ссылки на нарушение Министерством здравоохранения Амурской области Инструкции по организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Министра здравоохранения РФ от 28 июля 2015 № 493н, обращены к неуполномоченному субъекту правоотношений. Поскольку соответствующая Инструкция определяет порядок организации рассмотрения обращений граждан, включая организацию личного приема граждан, контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, анализ и обобщение информации, содержащейся в них, проверку состояния работы с обращениями в структурных подразделениях Министерства здравоохранения Российской Федерации. Министерство здравоохранения Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, и действует на основании постановления Губернатора Амурской области от 03 августа 2007 г. № 458 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Амурской области».
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства рассмотрения, проверки обращения Гриценко А.С. и подготовки ответа Министерством здравоохранения Амурской области в установленный ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ максимальный 60-дневный срок, суд пришел к выводу от отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Гриценко А.С. требований.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемые действия (бездействие) органа государственной власти не повлекли возникновение, изменение или прекращение каких-либо гражданских прав и обязанностей Гриценко А.С., руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Гриценко А. С. к Министерству здравоохранения Амурской области, Министерству финансов Амурской области о признании действий по несоблюдению сроков и порядка рассмотрения обращения, по нарушению требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» незаконными, - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Вискулова
Решение в окончательной форме принято 23 июля 2019 г.