Дело №2-266(1)/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 мая 2015 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Никулиной И.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухова М.С.,
истца Умновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Умновой Т.Н. к Умнову Ю.Б. о выселении,
установил:
Умнова Т.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В доме кроме неё зарегистрированы и проживают: дочь ФИО1., внук ФИО2., а также бывший муж Умнов Ю.Б., брак с которым расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года. Совместное проживание с ним невозможно так как он пьянствует, нигде не работает, не платит никаких коммунальных платежей. В доме проживает дочь с маленьким сыном, при нем часто происходят скандалы, что плохо отражается на его психике. Умнов Ю.Б. никогда не принимал участие в ремонте дома, ничем не помогал в ведении хозяйства, не оплачивал налоговые платежи. С июля 2014 года у них прекратились какие либо отношения, и она попросила ответчика выписаться из дома, поскольку семейные отношения между нами прекращены, совместное хозяйство не ведется. Но на её просьбы ответчик не реагирует. Просит выселить Умнова Ю.Б. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Умнова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что она имеет в собственности дом в р.<адрес>, где проживает с дочерью и малолетним внуком. Дом получен ею по наследству. Также в доме проживает ее бывший муж – ответчик Умнов Ю.Б. Семейные отношения с Умновым Ю.Б. прекращены, брак расторгнут, совместное хозяйство не ведется. Умнов Ю.Б. в течение длительного времени (более 20 лет) злоупотребляет спиртными напитками, не работает, в бытовых расходах по содержанию имущества, оплате коммунальных услуг, приобретению продуктов питания, одежды участия не принимает, в работах по дому и хозяйству не участвует. Проживает в ее доме, пользуется ее вещами, в ее отсутствие похищает приобретенные ею и дочерью продукты. Соглашения о пользовании домом между ними не имеется. Умнов Ю.Б. практически ежедневно употребляет спиртные напитки, после чего устраивает в доме скандалы: оскорбляет ее, наносит ей побои в присутствии дочери и малолетнего внука, от чего ребенок пугается и плачет. Она неоднократно просила Умнова Ю.Б. освободить ее дом, но он категорически отказывается от этого. По поводу поведения Умнова Ю.Б. она неоднократно обращалась в правоохранительные органы, его привлекали к административной ответственности, после чего все продолжалось по-прежнему. Поведение ответчика нарушает ее права как собственника жилого помещения, наносит вред психике малолетнего ребенка.
Ответчик Умнов Ю.Б. извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении дела, возражений не представил.
Третье лицо – УФМС России по Саратовской области, извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, возражений не представил.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав участников процесса, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что право пользования жилым помещением наравне с его собственником имеют также проживающие совместно с ним в данном жилом помещении члены семьи собственника, к которым относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу части 1 указанной статьи к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании подпункта «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами, дела в собственности Умновой Т.Н. имеется жилой дом по адресу: <адрес> основанием возникновения права собственности на жилой дом является свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Базарно-Карабулакского нотариального округа 08.09.2005 года (л.д. 9, 10).
В данном доме зарегистрированы и проживают: истец Умнова Т.Н., ее дочь ФИО1, ее внук ФИО2, бывший муж Умнов Ю.Б. (л.д. 12).
Судом установлено, что брак между истцом Умновой Т.Н. и ответчиком Умновым Ю.Б. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 12).
Истец пояснила, что причиной расторжения брака стало нежелание Умнова Ю.Б. работать и участвовать в расходах семьи, склонность к употреблению спиртных напитков, агрессивное поведение в состоянии опьянения. После расторжения брака фактические семейные отношения с Умновым Ю.Б. прекращены, совместное хозяйство не ведется, ответчик перестал быть членом ее семьи, договорных отношений по вопросу проживания в ее доме не имеется. В течение длительного времени она жалела Умнова Ю.Б., хотела сохранить семью, но поведение ответчика в быту делает совместное проживание с ним невозможным, так как он своим поведением пугает малолетнего внука, нарушает их покой в ночное время.
Факт длительного частого употребления Умновым Ю.Б. спиртных напитков, а также асоциального агрессивного поведения подтверждается административной практикой (л.д. 29-31, 34-35).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что семейные отношения между Умновой Т.Н. и Умновым Ю.Б. прекращены, общее хозяйство не ведется, так как между сторонами отсутствуют общие интересы, бюджет, предметы быта, взаимное уважение, забота и поддержка.
Доказательств, опровергающих указанные выводы, а также подтверждающих наличие у ответчика права пользования жильем истца суду не представлено.
С учетом отсутствия возражений ответчика по иску и всех установленных фактических обстоятельств, суд не усматривает оснований для применения положений пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая заключение помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухова М.С., полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, так как они обоснованы, законны и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Судебные расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением дела судом, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче иска имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физические лица оплачивают государственную пошлину в размере 300 рублей.
Факт уплаты государственной пошлины истцом подтверждается чеком-ордером (л.д. 4).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Умновой Т.Н. к Умнову Ю.Б. о выселении удовлетворить.
Выселить Умнова Ю.Б. из жилого дома, принадлежащего Умновой Т.Н., расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Умнова Ю.Б. в пользу Умновой Т.Н. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 30 мая 2015 года.
Судья И.В.Никулина