Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2012 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Людвиковского В.А.,
При секретаре Барановой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к ООО «Сибартлес» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, а именно обязать произвести работы по очистке мест рубок:
1) в квартале 1179 выдел 14,22,29 лесосека 4 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»;
2) в квартале 69 выдел 6 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»;
3) в квартале 63 выдел 36 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»;
4) в квартале 71 выдел 9,10 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»,
У С Т А Н О В И Л:
В Богучанский районный суд от имени Российской Федерации обратился представитель службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края по доверенности Баженова В.Н. (доверенность в деле) с иском к ООО «Сибартлес» с требованием об обязании ответчика устранить нарушения лесного законодательства, а именно обязать произвести работы по очистке мест рубок:
1) в квартале 1179 выдел 14,22,29 лесосека 4 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»;
2) в квартале 69 выдел 6 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»;
3) в квартале 63 выдел 36 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество»;
4) в квартале 71 выдел 9,10 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество».
Определением о соединении гражданских дел в одно производство от 22.08.2012 г. Богучанским районным судом гражданские дела объединены в одно производство.
Свои требования истец мотивировал тем, что между ООО «Сибартлес» и Агентством лесной отрасли Красноярского края подписан договор аренды лесного участка от 03.10.2008 года № 137-з. Лесной участок расположен в границах Богучанского района на территории лесного фонда КГКУ "Терянское лесничество», в кварталах Иркинеевского участкового лесничества. Согласно подпункта «ж» пункта 13 договора аренды лесного участка от 03.10.2008 № 137-з, лесопользователь обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, которые указаны в проекте освоения лесов. В соответствии с подпунктом « и» пункта 13 договора аренды лесопользователь обязан при заготовке древесины не допускать в том числе захламления лесов промышленными и иными отходами..... Специалистами Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» проведена приемка лесосек. В ходе приёмки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности ООО «Сибартлес» допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок : в квартале 69 выдел 6 лесосека 1 на площади 1,1 га, в квартале 63 выдел 36 лесосека 1 на площади 1,5 га, в квартале 71 выделах 9,10 лесосека 1 на площади 1,4 га, в квартале 1179 выделах 14,22,29 лесосека 4 на площади 5,2 га.
Действующим законодательством возложена обязанность на лесопользователя ООО «Сибартлес» по очистке мест рубок. Однако Ответчик свою обязанность не выполнил. Истец просил суд обязать ООО «Сибартлес» произвести работы по очистке мест в указных лесосеках Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» в течении одно месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание 22.08.2012 г. представитель истца по доверенности Вербицкая Н.А. (доверенность в деле) не прибыла, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Холошевская О.Ю. (доверенность в деле) в судебном заседании просила истцу в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, и пояснила, что Арбитражным судом Красноярского края уже вынесены решения о взыскании с ООО «Сибартлес» ущерба причиненного в результате не очистки лесосек указанных в исковых заявлениях. ООО «Сибартлес» исполнив обязанность по возмещению ущерба, компенсировал Российской Федерации расходы на очистку мест рубок в лесосеках указанных в заявлениях. Следовательно, требования истца о понуждении ООО «Сибартлес» произвести очистку мест рубок не основательны и не подлежат удовлетворению. В соответствие со ст. 27 АПК РФ, Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с чем указный спор не является подведомственным суду общей юрисдикции. Также указала, что Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края не уполномочена в предъявлении исковых заявлений в интересах неопределенного круга лиц.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица КГКУ «Терянское лесничество» будучи надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило, никаких ходатайств не заявило.
Суд с учетом мнения представителя ответчика и ходатайства представителя истца полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей истца и третьего лица.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства. Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п утверждено Положение о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Согласно пункту 1.1 данного Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды,….., лесных отношений.
Согласно пункту 3.6.1 Положения о службе, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.
Согласно п.11 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного надзора, имеют право в том числе предъявлять, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального, использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184 утверждены Правила заготовки древесины (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.10.2007 № 10374), действующие на момент рассматриваемых правоотношений..
Согласно п. 60 указанных Правил заготовки древесины при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается, в том числе очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
В силу п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует проводить очистку мест рубок от порубочных остатков.
Согласно представленным суду документам установлено, что ООО «Сибартлес» является арендатором лесного участка по договору аренды от 03.10.2008 года № 137-з, заключенного с агентством лесной отрасли Красноярского края. Согласно указанного договора ООО « Сибартлес» принял во временное пользование лесной участок, общей площадью 105947 га, расположенный на территории КГБУ «Терянское лесничество».
Специалистами Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» проведена приемка лесосек лесопользователя : в квартале 69 выдел 6 лесосека 1 на площади 1,1 га, в квартале 63 выдел 36 лесосека 1 на площади 1,5 га, в квартале 71 выделах 9,10 лесосека 1 на площади 1,4 га, в квартале 1179 выделах 14,22,29 лесосека 4 на площади 5,2 га.
В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности ООО «Сибартлес» допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок в указанных кварталах.
За нарушение требований лесного законодательства ООО «Сибартлес» начислен ущерб, решениями Арбитражного суда Красноярского края, вступившими в законную силу, в 2011 году причиненный ущерб был взыскан с ООО «Сибартлес».
Данные обстоятельства подтверждаются копиями сообщений о лесонарушениях, актами натурного осмотра мест рубок, постановлениями о назначении административных наказаний, решениями Арбитражного суда Красноярского края.
Таким образом, факт неисполнения обязанностей, установленных Правилами заготовки древесины, договорами аренды в части не доочистки мест рубок от порубочных остатков подтверждается исследованными в судебном заседании материалами.
Довод представителя ответчика о том, что ответчик компенсировал РФ расходы на очистку мест рубок, в связи с чем требования истца не обоснованны и не подлежат удовлетворению, суд не принимает по следующим основаниям:
Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений,
В силу пункта 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Пунктами 3, 5 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) отнесены к обязанностям лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду.
При этом пункт 16 Правил пожарной безопасности также (как и вышеуказанные Правила заготовки древесины) предусматривает, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Таким образом, из приведенных норм следует, что обязанность по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков является публичной правовой обязанностью участника соответствующих правоотношений, связанной с особым правовым статусом объекта правоотношения (леса), а также с необходимостью обеспечить должный уровень пожарной безопасности в лесах, возлагая на него обязанность не только возместить вред, но и одновременно обязанность устранить соответствующее нарушение.
В силу п.1, п.2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Кроме того, довод представителя ответчика о том, что истец не доказал наличие полномочий установленных законом на представление интересов неограниченного круга лиц, и то, что данное дело подведомственно Арбитражному суду, поскольку связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности суд находит не состоятельным по следующим основаниям:
В силу Лесного кодекса РФ, п.7 постановления Правительства РФ от 22.06.12007г №394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», Положения о Службе., приказа №348-ос от 24.06.2010г «Об утверждении Перечня должностных лиц Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края», государственной лесной контроль и надзор в Красноярском крае имеют право осуществлять - руководитель Службы, заместитель руководителя, государственные лесные инспекторы Службы.
Исковые требования об устранении нарушений лесного законодательства предъявлены представителем Службы по доверенности, выданной руководителем.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Следовательно, захламлением лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины лесному фонду причиняется вред, который заключается в том, что не создаются условия для его восстановления, кроме того, создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц), чем нарушаются права граждан- неопределенного круга лиц- на благоприятную окружающую среду.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд требования истца признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Российской Федерации в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО «Сибартлес произвести работы по очистке мест рубок :
) в квартале 1179 выдел 14,22,29 лесосека 4 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» на площади 5,2 га;
2) в квартале 69 выдел 6 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» на площади 1,1 га;
3) в квартале 63 выдел 36 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» на площади 1,5 га;
4) в квартале 71 выдел 9,10 лесосека 1 Иркинеевского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» на площади 1,4 га.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок с момента оглашения решения в полном объеме.
Судья Людвиковский В.А.