Дело №2-5620/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» октября 2016 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шибаевой Е. В. к Администрации Пушкинского муниципального района МО о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным, обязании заключить договор аренды,
установил:
Истец обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа Администрации района от 13.05.2016 г. №Ш-893/1-ПА от заключения договора аренды земельного участка площадью 1500 кв.м с к.н 50:13:0010102:273 сроком на 10 лет, обязании заключить такой договор.
Определением суда от 04.08.2016 г. исковые требования приняты в порядке гражданского судопроизводства.
В обоснование иска указано, что в связи с обращением истицы, являющейся инвалидом и нуждающейся в улучшении жилищных условий, в администрацию района о передаче ей земельного участка в аренду 13.11.2014 г. решением Комиссии ей было согласовано предоставление в аренду испрошенного земельного участка при условии постановки его на кадастровый учет, соблюдения режима использования водоохранных зон. Постановлением №3656 от 31.12.2014 г. была утверждена схема расположения земельного участка, установлен вид разрешенного использования, определена категория земель, 01.04.2015 г. участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер. Однако письмом от 10.06.2016 г. истцу было сообщено, что участок будет выставлен на аукцион, с чем истец не согласна.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Карапетян А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, все обстоятельства иска подтвердил, полагает, что истец имеет право на первоочередное получение земельного участка как инвалиду без проведения торгов между участниками аукциона. Считает, что ответчик неверно ссылается на нормы права, которые не ставят в зависимость предоставление инвалидам земельных участков вне торгов от нуждаемости инвалидов в улучшении жилищных условий, и не допускают отказ в предоставлении земельных участков гражданам по такому основанию (л.д.54-55).
Представитель ответчика по доверенности Кромской И.Н. иск не признал, поддержал в полном объеме письменные возражения (л.д.45-48).
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является инвалидом 3 группы по общему заболеванию (л.д.34-35).
11.11.2014 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что решением земельной Комиссии от 13.11.2014 г. ей было согласовано (л.д.12).
По заявлению истца было осуществлено межевание земельного участка (л.д.13-28), 31.12.2014 г. утверждена схема расположения земельного участка, 30.03.2015 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Однако письмом администрации от 13.05.2016 г. на обращение истицы о предоставлении земельного участка было предложено предоставить документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов, а письмом от 10.06.2016 г. отказано в предоставлении земельного участка в связи с поступившими в результате публикации заявками от других граждан и объявлением в связи с этим торгов (л.д.29-31).
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления истцу в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Данное толкование закона согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, неоднократно изложенной в Определениях по аналогичным правовым ситуациям.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, и учитывая, что с момента с момента регистрации по месту жительства истца членов ее семьи - Моревой Г.И. (2014 г.), Авдеенко А.С.(2016 г.)., Шибаевой В.С. (2016 г.), Шибаева Д.Д. (2016 г.), в результате чего по занимаемой площади истица может быть отнесена к нуждающимся в улучшении жилищных условий, прошло менее 5 лет, суд отклоняет доводы представителя истца о наличии оснований для предоставления ей земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов.
Так же судом отклоняются доводы стороны истца о распространении на рассматриваемые правоотношения положений земельного законодательства в прежней редакции.
01.01.15 г. вступил в силу Закон Московской области от 24.07.14 г. N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", пунктом 16 части 3 статьи 2 которого предусмотрено, что Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Уполномоченным органом государственной власти Московской области, в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области от 29.10.07 г. N 842/27, является данное Министерство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Московской области от 24.07.14 г. N 107/2014 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципального обязаны предоставлять Министерству имущественных отношений Московской области документы и информацию, необходимые при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.14 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка была опубликована в газете "Маяк" и официальном сайте 01.06.2016 г., т.е. после вступления в силу указанного выше Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.14 г. Поэтому, в связи с чем предоставление земельного участка может осуществляться в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
В установленной судом правовой ситуации оснований ля удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Шибаевой Е. В. к Администрации Пушкинского муниципального района МО о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным, обязании заключить договор аренды оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 24.10.2016 г.
Судья