Дело № 2а-526/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 января 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием административного истца Олешко Л.В. и ее представителя Злочевского В.В., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Амурской области Змеу Ю.В., представителя заинтересованного лица МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» Мальгиной С.Е., заинтересованных лиц Кисловой Л.Н., Зиненко Е.Н., Воробьевой Н.А., Шаптала Н.Н., Цыгичко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Олешко Л. В. к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока отселения жильцов и сноса дома,
УСТАНОВИЛ:
Олешко Л. В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что является нанимателем на условиях социального найма двухкомнатной квартиры № ***, расположенной в доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 25.11.2016 года № 69 выявлены основания для признания вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Благовещенска от 09.12.2016 года № 1990 этот дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Благовещенска от 10.08.2017 г. № 2570 «О мерах по переселению граждан из многоквартирного дома по ул. ***» установлен срок отселения жильцов дома до 31.12.2025 г. Однако указанный срок не отвечает требованию разумности, поскольку техническое состояние дома в целом оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Существует опасность для пребывания людей в доме и опасность для сохранности оборудования, так как несущие конструкции находятся в аварийном состоянии, восстановлению в работоспособное состояние не подлежат, что угрожает жизни и здоровью жильцов названного дома.
В ходе производства по делу Олешко Л.В. изменила предмет административного иска, принятый к производству суда определением, занесенным в протокол судебного заседания от 06 декабря 2017 года. Она просит суд признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока отселения жильцов и сноса дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске до 31 декабря 2015 г., установить срок отселения жильцов и сноса указанного дома до 10 января 2019 г.
В судебном заседании административный истец Олешко Л.В. и ее представитель Злочевский В.В. настаивали на заявленных административных исковых требованиях с учетом их изменения, изложили доводы аналогичные административному исковому заявлению, в дополнение указав, что длительное время администрация г. Благовещенска не принимала мер к вынесению постановления о сроках отселения жильцов дома, впоследствии установила этот срок в постановлении № 2570 от 10 августа 2017 года без учёта того, в доме невозможно проживать, имеется угроза обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью и имуществу жильцов дома.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что факт аварийности жилого дома № *** по ул. ***, невозможность проживания в данном доме администрация г. Благовещенска не оспаривает, так как этот факт подтверждается заключением городской межведомственной комиссии. Постановлением администрации г. Благовещенска от 10.08.2017 года № 2570 срок отселения жильцов дома не установлен. Дата до 31.12.2025 г. это срок выполнения всех мероприятий относительно указанного дома, является ориентировочной и не свидетельствует о том, что все мероприятия будут выполнены в 2025 г., отселения жильцов дома планируется ранее. Относительно собственников этого дома, то администрация г. Благовещенска не может миновать срок, который в силу требований ст.32 ЖК РФ предоставляется им для сноса или реконструкции дома. Просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представитель МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что нормами действующего законодательства не регламентирован срок переселения граждан и срок сноса дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Благовещенска от 10.08.2017 года № 2570 срок отселения жильцов дома не установлен. Дата до 31.12.2025 г. это срок выполнения всех мероприятий относительно указанного дома, который определен, в том числе с учётом времени необходимого для изъятия земельного участка, наличия в бюджете города необходимых средств. Кроме того, сторона административного истца, а также иные жильцы дома указывают на невозможность проживания в доме, однако с заявлениями о предоставлении квартир из маневренного фонда в МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» никто из них не обращался. Просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В судебном заседании заинтересованные лица Кислова Л.Н., Шаптала Н.Н., Зиненко Е.Н., Цыгичко Е.И., Воробьева Н.А. поддержали доводы административного искового заявления, указали, что являются жильцами дома № *** по ул. ***. В настоящее время указанный дом находится в аварийном состоянии, присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью проживающих в нем лиц, а именно имеется угроза обрушения, в доме невозможно проживать, постоянно неисправна проводка. Срок установленный органом местного самоуправления по переселению граждан до 2025 года не отвечает требованию разумности. Просят удовлетворить заявленные требования Олешко Л.В.
Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ г. Благовещенска, заинтересованные лица Коновалова М.А., Олешко Е.А., Кислов А.Ф., Кислова Е.А., Кислов А.А., Зиненко В.А., Олешко М.А., Воробьева Г.С., Заикин Д.А., Заикин Е.А., Филиппов С.В., Филиппова Е.В., Филиппов В.О., Дерибина Л.В., Дерибин С.А., Дерибин А.С., Дерибин М.С., Дерибин Д.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Управления ЖКХ г. Благовещенска, заинтересованные лица Коновалова М.А., Олешко Е.А., Кислов А.Ф., Кислова Е.А., Кислов А.А., Зиненко В.А., Олешко М.А., Воробьева Г.С., Заикин Д.А., Заикин Е.А. просили рассмотреть дело в их отсутствии. Остальные лица сведений о причинах своей неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заинтересованные лица Коновалова М.А., Олешко Е.А., Кислова Е.А., Кислов А.А., Кислова Е.А., Зиненко В.А., Олешко М.А., Воробьева Г.С., Заикин Д.А., Заикин Е.А. поддержали доводы административного искового заявления, просили его требования удовлетворить.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ г. Благовещенска с заявленными административными исковыми требованиями не согласился, в обоснование привел те же доводы, что были изложены представителем администрации г. Благовещенска.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Олешко Л.В. проживает в квартире № *** в доме № *** в г. Благовещенска на условиях социального найма (договор социального найма № 606 от 09 июля 2008 года, заключенный между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и Олешко Л.В.).
25 ноября 2016 года городская межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда жилым помещением Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда провела обследование помещений по адресу: *** и составила акт обследования помещений № 69 от 25.11.2016 г.
Согласно указанному акту выявлены основания для признания многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске аварийным и подлежащим сносу. При принятии указанного решения комиссией учитывалось техническое заключение, согласно которому физический износ здания составил 67%. Состояние фундамента ограниченно-работоспособное, обнаружены дефекты стен (выпучивание, гниль нижнего венца, образование трещин в бревнах, деформации), общее состояние стен аварийное, перекрытия - отсутствует пароизоляция, трещины и отслоение штукатурного слоя, состояние полов аварийное, состояние кровли ограниченно-работоспособное. В связи с физическим износом здания, приведшим к снижению до аварийного уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, проведение ремонтных работ нецелесообразно и экономически не выгодно, существует опасность обрушения.
Заключением № 60 от 25 ноября 2016 года городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда жилым помещением Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда выявлены основания для признания многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Благовещенска от 09.12.2016 года № 3990 многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Благовещенска от 10.08.2017 года № 2570 «О мерах по переселению граждан из многоквартирного дома по ул. ***» возложена обязанность:
1. на Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня издания настоящего постановления, направить собственникам жилых помещений: квартир №№ *** в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. *** требование о сносе в разумный срок (но не более двух лет со дня получения соответствующего требования) (п.1.1); после окончания расчетов с собственниками жилых помещений, указанных в п.1.1 настоящего постановления, и расселения иных граждан, занимавших жилые помещения в указанном доме на условиях социального найма, осуществить мероприятия по сносу указанного многоквартирного жилого дома (п.1.2);
2. МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр»:
2.1 в установленном порядке расторгнуть договоры социального найма с гражданами, подлежащими переселению из многоквартирного дома №*** по ул. *** и заключить договоры социального найма на предоставляемые жилые помещения муниципального жилищного фонда;
2.2. осуществить мероприятия по заключению соглашения об изъятии недвижимости с собственниками квартир №№ *** в многоквартирном жилом доме № *** по ул. ***;
3. Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска подготовить проект постановления администрации г. Благовещенска об изъятии жилых помещений - квартир №№ *** в многоквартирном жилом доме по адресу: ***, находящихся в собственности граждан (п.3.1); на основании документов о сносе многоквартирного жилого дома по *** внести соответствующее изменение в реестр муниципального имущества г. Благовещенска (п.3.2).
Завершить мероприятия, предусмотренные данным постановлением, в срок до 31 декабря 2025 года (п.4).
Административный истец полагает, что установленный в этом постановлении от 10.08.2017 года № 2570 срок отселения жильцов и сноса дом не отвечает требованию разумности, установлен без учета того, что проживание в указанном доме создает угрозу жизни и здоровью жильцов.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом оспаривается постановление администрации города Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока отселения жильцов и сноса дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске до 31.12.2025 года.
С настоящим административным исковым заявлением Олешко Л.В. обратилась в суд 07 ноября 2017 года, т.е. в установленный законом срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Порядок переселения граждан с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма из аварийного жилищного фонда регулируется нормами статей 85 - 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 85 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 86 ЖК РФ на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявших решение о сносе дома в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, возложена обязанность, выселяемым из него гражданам, предоставить другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом указанный срок не может устанавливаться органом местного самоуправления произвольно, без учета всех обстоятельств, в результате которых жилое помещение было признано непригодным для проживания.
Заявление стороны административного ответчика о том, что постановлением администрации г. Благовещенска от 10.08.2017 года № 2570 «О мерах по переселению граждан из многоквартирного дома по ул. ***» не установлен срок отселения, суд находит несостоятельным, поскольку из смысла указанного постановления следует, что все мероприятия, в которое включается, в том числе отселение жильцов дома, проживающих на условиях социального найма, предписано завершить до 31.12.2025 г.
Судом установлено, что дом, в котором проживает административный истец, не включен ни в региональную, а ни в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.
Из материалов дела следует, что согласно акту городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда жилым помещением Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 25 ноября 2016 года в соответствии с техническим заключением общее состояние стен многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске аварийное, перекрытия - отсутствует пароизоляция, трещины и отслоение штукатурного слоя, состояние полов аварийное, состояние кровли ограниченно-работоспособное. В связи с физическим износом здания, приведшим к снижению до аварийного уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, проведение ремонтных работ нецелесообразно и экономически не выгодно, существует опасность обрушения.
В силу требований ст. 62 КАС РФ стороной административного ответчика не представлено доказательств, что сведения отраженные в акте обследования от 25 ноября 2016 года в части существования угрозы обрушения дома не соответствуют действительности.
Таким образом, в течение 8 лет аварийный № *** по ул. *** в г. Благовещенск будет представлять собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью жильцам указанного дома. Поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, столь длительный срок отселения жильцов дома, проживающих в нем на условиях социального найма, нельзя признать разумным.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования административного истца о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска Амурской области № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока отселения жильцов, проживающих в многоквартирном жилом доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске Амурской области на условиях социального найма до 31 декабря 2025 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разумным сроком для сноса и расселения указанного дома суд считает срок до 10 января 2019 года (с учетом того, что дом признан аварийным и подлежащим сносу 09.12.2016 г.), в этой части требования административного истца также подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока по сносу жилого дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске, отселения остальных жильцов дома - собственников жилых помещений, сокращении этого срока до 10.01.2019 г., суд приходит к следующему.
Для собственников жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, предусмотрен иной порядок реализации их жилищных прав. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения, а не в ином порядке. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
При этом в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенной нормы, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Как установлено выше Олешко Л.В. является нанимателем жилого помещения квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске, проживает в нем на условиях социального найма.
Отселение жильцов дома, проживающих в указанном доме на условиях социального найма не находится в зависимости от факта его сноса.
В связи с этим, установленный администрацией г. Благовещенска срок о сносе указанного дома, а также срок, в части мероприятий, касающихся собственников многоквартирного дома, признанного авариным и подлежащим сносу, не нарушает права и не затрагивает законные интересы административного истца.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока по сносу жилого дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске, отселения остальных жильцов дома - собственников жилых помещений, сокращении этого срока до 10 января 2019 года, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Олешко Л. В. к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока отселения жильцов и сноса дома удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска Амурской области № 2570 от 10 августа 2017 года в части установления срока отселения жильцов, проживающих в многоквартирном жилом доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске Амурской области на условиях социального найма до 31 декабря 2025 года.
Установить срок отселения жильцов, проживающих в многоквартирном жилом доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске Амурской области на условиях социального найма до 10 января 2019 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Олешко Л. В. к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска № 2570 от 10 августа 2017 года отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Диких
Решение в окончательной форме изготовлено 02 февраля 2018 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких