Дело № 2-694/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2014 года г. Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
Председательствующего судьи Казимирова Ю.А.,
с участием пом. прокурора Северного района г. Орла Королевой Е.В.,
при секретаре Дубровиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ПГК «Электрон» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего содержания территории,
установил:
Прокурор Северного района г. Орла обратился в Северный районный суд г. Орла в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц с исковым заявлением, предъявленным к ПГК «Электрон» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего содержания территории. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Северного района г. Орла проведена проверка соблюдения требований законодательства в области содержания территорий, прилегающих к зданиям предприятий, учреждений, организаций, которой было установлено, что потребительский гаражный кооператив «Электрон», расположенный по адресу: г. Орел, ул. Бурова, 17 допустил нарушение требований законодательства в указанной сфере. В ходе проверки, проведенной 20.05.2014 года установлено, что на склоне оврага, с тыльной стороны прилегающей территории к ПГК «Электрон» по всей длине занимаемого участка оборудовано место для временного хранения бытовых отходов. Санитарно – эпидемиологическое законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровью и благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия. Несоблюдение установленных требований по санитарному содержанию территорий и мест сбора отходов создает угрозу жизни или здоровью человека. Просит суд, обязать ПГК «Электрон» в лице председателя ФИО1 устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить вывоз твердых бытовых отходов с прилегающей к ПГК «Электрон» территории, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, 17 и принять меры к обеспечению надлежащего ее содержания в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании помощник прокурора Северного района г. Орла Королева Е.В. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ПГК «Электрон» в лице председателя ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, признание иска сделано им добровольно, без принуждения с чьей-либо стороны. Последствия признания иска ему понятны, что подтверждается заявлением, приобщенным к материалам дела.
Представитель третьего лица Администрации г. Орла по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просит суд удовлетворить.
Представитель третьего лица администрации Северного района г. Орла по доверенности ФИО5, в судебном заседании исковые требования поддержал, просит суд удовлетворить.
Суд, выслушав помощника прокурора Северного района г. Орла Королеву Е.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.
ПГК «Электрон» расположен по адресу: г. Орел, ул. Бурова, 17. Согласно Выписке из Постановления общего собрания членов ПГК «Электрон» от 20.12.2009 г., председателем кооператива избран ФИО1
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ).
В силу ч.2. ст. 12 указанного закона общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей природной среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», утвержденные Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 г. №5/0073-ГС «О правилах благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и санитарного содержания территорий объектов благоустройства, внутриквартальных территорий, порядок установления границ участков уборки территории города Орла (в том числе прилегающих территорий), определяют порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых и жидких бытовых и промышленных отходов в городе Орле.
В силу п. 2.1 вышеуказанных Правил к объектам благоустройства относятся территории и капитальные сооружения станций (вокзалов) всех видов транспорта, сооружения и места для хранения и технического обслуживания автомототранспортных средств, в том числе гаражи, автостоянки, автозаправочные станции, моечные комплексы.
Согласно п.2.2. Правил санитарное содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
В соответствии с п. 2.17 Правил отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно п. 2.23 Правил несанкционированная свалка - самовольное (несанкционированное) размещение (хранение и захоронение) смета и отходов на территории, для этого не предназначенной.
При этом, в соответствии с п.3.18. в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Орла запрещается: Сброс мусора и иных отходов вне специально отведенных для этого мест, в том числе сброс гражданами на территориях объектов благоустройства мелких отходов (оберток, тары, упаковок, окурков и т.п.) вне контейнеров и урн для сбора отходов (п.3.18.1.), свалка (сброс) и хранение (складирование) ТБО, промышленных и строительных отходов, грунта и других загрязнений вне специального отведенных и установленных для этого мест (п. 3.18.9).
В соответствии с п.5.1, 5.1.1., 5.1.2. Правил владельцы объектов обеспечивают соблюдение чистоты и порядка на принадлежащих им земельных участках, а также на следующих прилегающих территориях:
- по сторонам периметра объекта, выходящим на границы кварталов, - от стороны периметра объекта (по всей протяженности внешних стен объекта) до ближайшей проезжей части автомобильной дороги, включая тротуары, газоны, лотковую зону вдоль бордюрного камня, а также пешеходные территории и боковые проезды до их осевой линии, но не более 10 м.
- по сторонам периметра объекта, не выходящим на границы кварталов, - двадцатиметровая зона от стороны периметра объекта (по всей протяженности внешних стен объекта).
В соответствии с распределением обязанностей и ответственности по санитарной уборке и благоустройству территории города Орла, установленным в п. 5.9. Правил, владельцы земельных участков, занятых объектами размещения отходов (свалками, полигонами), кладбищами, пляжами, автостоянками, на которых расположены зеленые насаждения, а также организации, осуществляющие текущее содержание зеленых насаждений общего пользования, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Орла, в соответствии с Правилами:
- уборку территорий, косьбу травы, санитарную рубку деревьев и кустарников.
- сбор и вывоз в установленном порядке отходов, смета, листьев, веток, установку и очистку урн.
Основные требования к санитарному состоянию и уборке городских территорий определены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий должны предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов по договорам – графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов. В соответствии с п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно – бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик ПГК «Электрон» в лице председателя ФИО1 признал заявленные исковые требования, о чем представил суду письменное заявление, приобщенное к материалам дела.
Согласно действующему гражданско-процессуальному законодательству судом в судебном заседании установлено, что признание иска ответчиком не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц участвующих в деле, волеизъявление ответчика на признание иска является осознанным, в связи, с чем суд принимает признание иска и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск, поскольку в силу части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор,
подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
В связи с этим при разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика необходимо исходить из субъектного состава лиц, в интересах которых прокурором подано заявление в суд.
Как следует из содержания искового заявления прокурора, он обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц с требованием неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4 000 рублей.
Поскольку прокурором было заявлено одно требование неимущественного характера и оно судом удовлетворено, взысканию с ответчика подлежит в соответствии с приведенными выше частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере № рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 173, ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Северного района г. Орла в защиту неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ПГК «Электрон» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего содержания территории, удовлетворить.
Обязать ПГК «Электрон» в лице председателя ФИО1 устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить вывоз твердых бытовых отходов с прилегающей к ПГК «Электрон» территории, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, 17 и принять меры к обеспечению надлежащего ее содержания в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ПГК «Электрон» в доход муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда через Северный районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения.
Судья Ю.А. Казимиров