Дело № 2-1246/2019 24RS0057-01-2019-001479-43
Решение
Именем Российской Федерации
04 декабря 2019 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре Авдеевой И.С.,
с участием прокурора Мартынова А.М.,
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад <данные изъяты> Крупской Н.П. (на основании приказа № от 06.06.2016, Устава),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад <данные изъяты>», Администрации города Шарыпово Красноярского края об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад <данные изъяты>» (Далее – МБДОУ №»), Администрации г. Шарыпово Красноярского края о возложении обязанности восстановить целостность крыш теневых навесов на игровых территориях групп <данные изъяты>
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что по результатам проведенной проверки детского сада были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, установлено, что на игровой территории групп <данные изъяты> целостность крыш теневых навесов нарушена, в результате чего во время прогулки не обеспечивается защита детей от атмосферных осадков, ветра и солнечного воздействия, что может привести к солнечному (тепловому) удару, переохлаждению, что свидетельствует о нарушении требований п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13. В адрес заведующей МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>» 16 августа 2019 года было внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений. Из ответа от 10 сентября 2019 года МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>» следует, что в связи с отсутствием денежных средств у учредителя Управления образованием Администрации г. Шарыпово устранение данных нарушений невозможно.
В судебном заседании прокурор Мартынов А.М. поддержал исковые требования по тем же основаниям, при этом изменил срок исполнения решения суда с 6 месяцев до 12 месяцев.
Представителя ответчика МБДОУ № Крупская Н.П. исковые требования признала, суду пояснила, что финансирование обеспечивается из бюджета г. Шарыпово. Об имеющихся нарушениях она неоднократно сообщала как учредителю, так Администрации города Шарыпово, однако денежные средства на ремонт выделены не были. Таким образом, предписание прокурора в отсутствие финансирования исполнить не представляется возможным. Кроме того, в течение указанного прокурором 6-месячного срока исполнить решение суда невозможно, поскольку бюджет на 2020 год не принят, при надлежащем финансировании необходимо время для выполнения строительных работ.
Представители ответчика Администрации г. Шарыпово, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Управления образованием Администрации г. Шарыпово в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, возражений по иску и ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не направили.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав,
суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Шарыпово и представителя третьего лица.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявлен Шарыповским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты нарушенных прав в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту -Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций" (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13).
Согласно п. 1.4. СанПиН 2.4.1.3049-13 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру.
В соответствии с п.3.9 СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций" для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.
Как установлено в судебном заседании и следует из акта проверки Шарыповской межрайонной прокуратурой соблюдения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства МБДОУ №» от 15 августа 2019 года, приложенных к нему фотографий, прокурором было выявлено, что на игровой территории групп «<данные изъяты> крыши теневых навесов имеют нарушения их целостности, в результате чего во время прогулки не обеспечивается защита детей от атмосферных осадков, ветра и солнечного воздействия, что может привести к солнечному (тепловому) удару, переохлаждению, что является нарушением требований п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 (л.д.20,21-30).
По результатам проверки прокурором вынесено представление № от 16 августа 2019 года, в котором заведующей МБДОУ №» предложено в течение месяца принять конкретные меры к устранению перечисленных нарушений (л.д.8-9).
В ответ на представление заведующая МБДОУ №» 10 сентября 2019 года сообщила прокурору, что представление рассмотрено, обращения МБДОУ к учредителю с письмами о выделении денежных средств на устранение нарушений, оставлены без исполнения. В связи с отсутствием денежных средств устранение нарушений невозможно (л.д.40).
Согласно п.1 и п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также помимо прочего обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.3. ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п.5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно п. 1.8 Устава МБДОУ №», с учетом дополнений (изменений) в устав от 17.03.2016, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края», функции которого осуществляет Управление образованием Администрации города Шарыпово (л.д.79-100).
На основании п. 5.3 Устава финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Шарыпово на выполнение муниципального задания на очередной финансовый год.
В материалах дела имеются письма МБДОУ №» в адрес Управления образованием Администрации г. Шарыпово с просьбой о выделении денежных средств на обустройство теневых навесов (л.д.11,41-57).
Ответчиком МБДОУ №» представлен локальный сметный расчет №, предварительная смета на содержание МБДОУ №» на 2019 год, согласно которым затраты на устройство 11 теневых навесов составляют 4 682 522 рубля (л.д.13-19,37-39).
Управлением образованием Администрации г. Шарыпово 04 февраля 2019 года и 28 октября 2019 года были направлены письма в адрес Администрации г. Шарыпово о выделении дополнительных средств, в том числе на исполнение предписаний прокурора от 16 августа 2019 года № (л.д.70-71,72-78,60-61,62-68).
Представление прокурора не исполнено по настоящее время по причине необеспечения со стороны ответчика Администрации города Шарыпово надлежащего финансирования.
Вместе с тем, отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не является основанием для несоблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана здоровья несовершеннолетних не может быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, делающих невозможным соблюдение санитарных норм и правил, исключающих возможность восстановления целостности крыш теневых навесов на игровых площадках групп МБДОУ №», суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Предложенный сторонами по делу срок для устранения выявленных нарушений - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суд находит разумным и отвечающим интересам как ответчиков по делу, так и неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» и Администрацию города Шарыпово Красноярского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - восстановить целостность крыш теневых навесов на игровых территориях групп <данные изъяты> Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 06 декабря 2019 года.
Председательствующий (подпись)