№ 2-407/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2013 года г.Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Никитенко Л.Ф.,
при секретаре Лупановой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Иршинского поселкового совета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанностей, суд
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском к администрации Иршинского поселкового совета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанностей по тем основаниям, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края, на основании которой на территории Рыбинского района Красноярского края п. Ирша Иршинского поселкового совета обнаружен следующий объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно, с отсутствием разрешающей документации:
Сельская свалка р.п. Ирша. Географическое расположение объекта 55° 55' 33'' с.ш. 94° 48' 58'' в.д. Ближайший населенный пункт р.п. Ирша расстояние 0,6 км. Ближайший водный объект река Ирша расстояние 3,1 км. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует.
До настоящего момента администрация поселкового совета Ирша, как собственник объектов, не предприняла мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны ТБО.
Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Администрацией поселкового совета Ирша не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком неисполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Просит обязать администрацию поселкового совета Ирша в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:
- ликвидировать свалку бытовых отходов;
- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Определением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечено ООО «Уральские Тепловые Сети».
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежаще.
Глава администрации п. Ирша Рыбинского района Красноярского края Пелиханов А.А. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражение на исковое заявление, в котором полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства: 1. Администрацией п. Ирша разработан и утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории п. Ирша. Сбор и вывоз мусора ТБО в поселке осуществляет обслуживающая организация ООО «Уральские тепловые сети», которая заключает договоры с жителями п. Ирша. 2. Определен земельный участок для размещения площадки для временного хранения ТБО.
Представитель ООО «Уральские Тепловые Сети» Годунов В.Г. пояснил, что сбор отходов и мусора производится от той части населения п. Ирша, с которыми заключены договора, вывоз производится на площадку временного хранения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В силу статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
На территории <адрес>, таким субъектом, в силу пункта 3.15 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 года « 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется через органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 названного закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, частью 1 отнесено к вопросам местного значения сельских поселений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155).
Согласно п. 2 указанных Правил:
- твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.);
- "потребитель" - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов;
- "исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.
В силу п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения и относится к коммунальным услугам для собственников жилых помещений, оплата за которые производится в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ.
HYPERLINK consultantplus://offline/ref=893C66F79FE4A0AE0530CA8C99995CC54CB69B325BBD4F70BD355B888A66F1804405FB6816C93AADcCD
Органы местного самоуправления устанавливают режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Кроме того, органы местного самоуправления определяют предельные сроки вывоза бытовых отходов, утверждают тарифы по оказанию услуг по вывозу отходов, устанавливают льготы по оплате для отдельных категорий потребителей.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления"
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены требования при обращении с отходами потребления, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01, в соответствии с которыми согласно п. 2.1 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
В судебном заседании установлено, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края, на основании которой на территории Рыбинского района Красноярского края п. Ирша Иршинского поселкового совета обнаружен следующий объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно, с отсутствием разрешающей документации:
Сельская свалка р.п. Ирша. Географическое расположение объекта 55° 55' 33'' с.ш. 94° 48' 58'' в.д. Ближайший населенный пункт р.п. Ирша расстояние 0,6 км. Ближайший водный объект река Ирша расстояние 3,1 км. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует.
Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Кроме того, указанная сельская свалка не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).
На указанную свалку вывоз мусора производится не только населением села, но и ООО «Уральские Тепловые Сети».
Администрацией Иршинского поссовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, а ООО «Уральские Тепловые Сети», занимающиеся предоставлением коммунальных услуг по вывозу мусора, производит вывоз бытовых отходов и мусора на объект, не являющийся полигоном для твердых бытовых отходов в установленном порядке, значит, ответчиками не исполняются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы главы администрации о том, что вывоз отходов и мусора производится на выделенный земельный участок, предназначенный для временного хранения ТБО, судом не могут быть принятыми, поскольку площадка не отвечает санитарным требованиям и не оборудована как полигон ТБО, что создает угрозу экологического благополучия неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека. Техническая документация на данный объект ответчиком не представлена. Следовательно, доводы необоснованные.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию п. Ирша Рыбинского района Красноярского края и ООО «Уральские Тепловые Сети» в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:
- ликвидировать свалку бытовых отходов;
- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Взыскать с ООО «Уральские Тепловые Сети» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд чрез Рыбинский районный суд в течение месяца.
Судья: Л.Ф.Никитенко