РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2015 года Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Суворовой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Никитайкиной З.Н.
с участием представителя истца Ломоносовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзе, гражданское дело № 2-809-2015 по иску Турайкина А.В., Михайлова Е.Н., Мартешева А.П., Сапунова В.В., Батурина Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьярова М.Я., Страхова А.В., Кузьменко Э.А., Лапшина А.М., Мурзабековой Н.А., МАльцева Н.Н., Мухамедьярова Р.Я., Хмелева С.В., Белошицкого К.В., Чеховского С.В. к ОАО «Славянка» филиал «Читинский», ОАО «Оборонэнергосбыт» о понуждении произвести перерасчет суммы оплаты за содержание общего имущества, управление домом, техническое обслуживание и текущий ремонт имущества в многоквартирном доме, признании незаконной установки общедомовых приборов учета, о понуждении произвести перерасчет объема потребленной электрической энергии, воды и водоотведения на общедомовые нужды,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ОАО «Славянка» филиал «Читинский» ссылаясь на следующее, что управлением жилым домом в котором они проживают, осуществляет ОАО «Славянка» согласно договору № 1-УЖФ, заключенному Министерством Обороны РФ и ОАО «Славянка». В нарушение действующего законодательства ОАО «Славянка» в период с 01.03.2012 года по 01.03.2015 года не обеспечивает исправное состояние общего имущества многоквартирного дома, тем самым не исполняет свои обязательства по оказанию услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, хотя ежемесячно производит начисления по оплате вышеуказанных услуг. Кроме того, ОАО «Славянка» незаконно производит начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом показаний общедомовых приборов учета, установленных ненадлежащими лицами и с нарушением процедуры. Указанный прибор учета на баланс либо в ведение ОАО «Славянка» не передавался.
Действия ответчиков повлекли нарушение имущественных прав истцов, проживающих в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>
Истцы просят суд обязать ОАО «Славянка произвести им перерасчет оплаты за содержание общего имущества, управления домом, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества за период с 01.03.2012 года по 01.03.2015 года в размере 75%. Взыскать с ОАО «Славянка» в пользу каждого истца компенсацию морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере <данные изъяты> руб. Признать незаконными действий ОАО «Оборонэнергосбыт» по установке общедомового прибора учета потребления электроэнергии. Обязать ОАО «Славянка» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжение, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном жилом доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, с 01 ноября 2012 года по 01 марта 2015 года. В дальнейшем истцам производить начисления платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомовых приборов учета в установленном законом порядке, до введения в эксплуатацию нового общедомового прибора учета, установленного с соблюдением действующего законодательства.
Взыскать с ОАО «Славянка» денежные средства в пользу истцов, излишне уплаченные за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Обязать ответчиков исключить из лицевых счетов истцов плату за водоотведение ОДН за период август-ноябрь 2013 года и произвести возврат излишне выплаченных сумм за данную услугу.
В силу ст.39 ГПК РФ истцы уточнили исковые требования и просят признать незаконными действия ОАО «Славянка» по незаконному начислению платы:
- по водоотведению по ОДН с августа 2012 года по ноябрь 2013 года,
- за горячее водоотведение с января 2011 года по сентябрь 2012 года,
- за водоснабжение по ОДН с ноября 2012 года по день вынесения решения суда.
- за потребленную электроэнергию по ОДН с ноября 2012 года по день вынесения решения суда, в дальнейшем истцам производить начисления платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомовых приборов учета в установленном законом порядке, до введения в эксплуатацию нового общедомового прибора учета, установленного с соблюдением действующего законодательства.
Обязать ОАО «Славянка» произвести истцам перерасчет начислений платы за содержание общего имущества, управления домом, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества.
Взыскать с ОАО «Славянка» пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 10000,00 руб. вследствие ненадлежащего оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Определением Борзинского городского суда от 27 мая 2015 года к рассмотрению настоящего гражданского дела привлечен в качестве соответчика ОАО «Оборонэнергосбыт» Забайкальское отделение, поскольку изначально ряд требований было заявлено истцами к вышеуказанному юридическому лицу (л.д. ).
Определением суда 19 октября 2015 года производство по настоящему гражданскому делу было в части прекращено, в связи с отказом представителя истца Ломоносовой Е.Ю. от части исковых требований, а именно признания незаконными действий ОАО «Оборонэнергосбыт» по установке общедомового прибора учета потребления электроэнергии, о проведении в дальнейшем начислений платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, о взыскании излишне уплаченных за коммунальную услугу электроснабжение, потребляемую при использовании общего имущества ОАО «Славянка» денежных средств в пользу истцов.
Истцы Турайкин А.В., Михайлов Е.Н., Мартюшев А.П., Сапунов В.В., Батурин Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьяров М.Я., Страхов А.В., Кузьменко Э.А., Лапшин А.М., Мурзабекова Н.А., Мальцев Н.Н., Мухамедьяров Р.Я., Хмелев С.В., Белошицкий К.В., Чеховский С.В. надлежаще извещались о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что исковые требования с учетом уточнения поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании представитель истцов Ломоносова Е.Ю., действующая по доверенностям, оформленным надлежащим образом, исковые требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в иске и в заявлении об уточнении исковых требований. Дополнительно пояснив, что с 01 января 2011 года по настоящий момент предложения об оснащении многоквартирного жилого дома, в котором проживают истцы, приборами учета электрической энергии, холодного водоснабжения, водоотведения о необходимости обеспечения допуска управляющей компанией к месту установки приборов учета, уведомления о дате и времени совершения действий по установке приборов учета, о месте их установки истцы не получали. При этом, представитель истцов указала, что жильцы жилого дома <адрес> согласны оплачивать коммунальный ресурс электроснабжение, холодного водоснабжения, водоотведения на общедомовые нужды, но только по нормативам.
Представители ответчиков ОАО «Славянка» Абрамов Р.И., ОАО «Оборонэнергосбыт» Пушкарский Д.С., действующие по доверенностям, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно, в судебное заседание не явились, уважительность причин не явки не сообщили суду, ходатайств об отложении дела также суду не представляли.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика ОАО «Славянка» Абрамов Р.И., действующий по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (л.д. ). При этом, указав, что истцами не приложены доказательства ненадлежащего исполнения ОАО «Славянка» своих обязательств, как управляющей компанией.
Относительно требований истцов перерасчета за услуги электроснабжения следует, что они начисляются исходя из показаний коллективного счетчика, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация представляет счета для оплаты общедомового потребления с указанием ресурса на каждый жилой дом. С учетом действующих до сентября 2012 года Правил № 307, а впоследствии Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, определяется пропорционально занимаемой площади и зависит от разницы между объемом по общедомовому прибору учета и объемом, начисленным на индивидуальное потребление.
Начисление по услуге холодного водоснабжения ОДН производится с октября 2012 года, с момента установки ОДПУ на холодное водоснабжение (счетчик на ХВС марки ВСХНд-80, заводской номер №)
Начисление по услуге водоотведения ОДН были произведены ошибочно и в декабре 2013 года все начисления по данной услуге были полностью сняты управляющей компанией.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика ОАО «Оборонэнергосбыт» Пушкарский Д.С., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. Указав, что между ОАО «Оборонэнергосбыт» (энергоснабжающая организация) и ОАО «Славянка» (потребитель) заключен договор энергоснабжения, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять потребителю электрическую энергию, в том числе для использования в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям, использования ее на общедомовые нужды.
Согласно условиям договора потребитель приобретает электрическую энергию для использования в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям. Энергоснабжающая организация приняла обязательство обеспечить качество электрической энергии, поставляемой по договору, в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с актом №/ЗБ, составленного между сетевой организацией ОАО «Оборонэнерго» потребителем ОАО «Славянка» граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон проходит по вводному распределительному устройству (ВРУ-0,4 кВ) здания жилого дома. Согласованной точкой поставки электрической энергии согласно вышеуказанного акта и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору, является место установки прибора учета ПСЧ4ТМ0504 №, в трансформаторной подстанции №. Указанный прибор учета, находится на балансе сетевой организации и никакого отношения к общедомовому прибору учета не имеет, принят в качестве расчетного прибора учета по договору, в соответствии с п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
С учетом изложенного, ОАО «Оборонэнергосбыт» не является исполнителем коммунальных услуг по отношению к истцам, в договорных отношениях по поставке электрической энергии с ними не состоит и соответственно не может нести ответственности, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство обороны Российской Федерации Трофимова А.А., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, своевременно была извещена о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также представитель Министерство обороны Российской Федерации считает, что в рамках исполнения заключенного договора Управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № 1-УЖСФ от 02 августа 2010 года обязанность по обеспечению надлежащего содержанию и ремонту общего имущества возложена на управляющую компанию – ОАО «Славянка». В случае выявления недостатков либо же предоставления вышеуказанных услуг ненадлежащим образом управляющая компания обязана устранить их за свой счет.
Определением Борзинского городского суда от 29 апреля 2015 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФКГУ «Сибирское Территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны РФ, ФКГУ Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерство обороны РФ.
Определением Борзинского городского суда от 14 сентября 2015 года к рассмотрению настоящего гражданского дела привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «Оборонэнерго» филиал «Забайкальский» (л.д. ).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ФКГУ Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерство обороны РФ Кудрявцев А.А., действующий по доверенности, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение суда по заявленным исковым требованиям истцов в соответствии с действующим законодательством, о чем представил в суд заявление.
В ходе подготовки к рассмотрению гражданского дела судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, относительно предмета спора была привлечена Государственная жилищная инспекция Забайкальского края.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно, в судебное заседание не явились, суду не представили доказательств уважительности не явки в суд, также не представили суду и ходатайств об отложении дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, признав причину их не явки в судебное заседание неуважительной.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений.
Из материалов дела следует, что истцы Турайкин А.В., Михайлов Е.Н., Мартюшев А.П., Сапунов В.В., Батурин Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьяров М.Я., Страхов А.В., Кузьменко Э.А., Лапшин А.М., Мурзабекова Н.А., Мальцев Н.Н., Мухамедьяров Р.Я., Хмелев С.В., Белошицкий К.В., Чеховский С.В. проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ, являются нанимателями жилых помещений, проживая в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>
ОАО «Славянка» в лице филиала «Читинский» предоставляет коммунальные услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, вывозу твердых бытовых отходов, является управляющей компанией в отношении специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, включая жилое помещение, в котором проживают истцы, что подтверждается договором управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ №1-УЖФ от 02 августа 2010 года
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (подпункт 1.1 названной статьи).
Энергоснабжающей организацией, с которой у ОАО «Славянка» заключен договор на поставку электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ №.75.250/1, является ОАО «Оборонэнергосбыт», с которым ответчик производит расчеты согласно показаний общедомового прибора учета №, тип прибора ПСЧ 4 ТМ 05.04.
Согласно частям 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 ЖК РФ настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. п. «а» п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета, определяются в соответствии с п. п. 1 п. 3 приложения № 2 к данным Правилам, согласно которому при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания общедомового прибора учета (формула № 9). В данной формуле учитывается объем электроэнергии, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям общедомового прибора учета в многоквартирном доме, суммарный объем электроэнергии, потребленный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, суммарный объем (количество) электроэнергии, потребленной за расчетный период в жилых и нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенных для жилых помещений исходя из нормативов потребления, объем электроэнергии, потребленный за расчетный период в конкретном жилом помещении, тариф на электроэнергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, Турайкин А.В. как индивидуально, так и совместно с другими гражданами, неоднократно обращался в управляющую компанию, прокуратуру, государственную жилищную инспекцию по вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и необходимости произвести перерасчет платы.
В связи с направлением в Государственную жилищную инспекцию коллективного обращения жильцов многоквартирного дома, которое было также подписано истцом ФИО23 было проведено обследование многоквартирного жилого дома <адрес>, в ходе которого было установлено, что в подвальном помещении четвертого подъезда не установлена пробка ревизии канализационного трубопровода, при выпуске из здания, в результате чего произошло подтопление подвала площадью до 30 кв.м. По всему повальному помещению видны следы затопления канализационными стоками на момент проверки грунт подсох. В подвальном помещении одно вентиляционное отверстие 100 х 100 мм открыто, второе заложено, что недостаточно для проветривания. Отсутствие вентиляционных отверстий. На узле ввода отсутствует термометр, манометр на обратном трубопроводе. Протечек на трубопроводе отопления, холодной воды не выявлено. Повреждена тепловая изоляция на трубопроводах в подвальном помещении. Также выявлено, что при замене деревянных оконных блоков на пластиковые с двойными стеклопакетами, некачественно выполнена теплоизоляция оконных блоков, оконные блоки промерзают, образуется влага, плесень, грибок. Во втором подъезде на промежуточной площадке между вторым и третьим этажом отсутствует остекление. Частично повреждены стыки стеновых панелей. Отсутствует решетка на приямке крыльца четвертого подъезда. На предохранителях в щитовой, выявлено шесть жучков. Не работает отопление в первом подъезде, во втором подъезде отсутствует прибор отопления.
По установленным нарушениям ОАО «Славянка» выдано предписание.
Со стороны представителя ОАО «Славянка» предоставлен реестр о перерасчетах проводимых управляющей компанией, в связи с ненадлежащим предоставлением по всем видам коммунальных услуг (л.д. ).
ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГКУ «1027 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» был проведен осмотр многоквартирного жилого дома <адрес> по факту некачественного оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного МКД. В ходе осмотра было установлено, что все подвальное помещение находится в неудовлетворительном состоянии, был подтоплен. В указанном помещении из-за недостаточности количества вентиляционных продухов нарушается температурно-влажностный режим. В подвальном помещении имеется несанкционированная свалка, пол захламлен мусором. Выявленные факты свидетельствуют о наличии угрозы возникновения инфекционных заболеваний. Освещение в указанном помещении, а также на лестничных площадках отсутствует. Косметический ремонт подъездов не проводится своевременно, краска и штукатурка повсеместно во всех подъездах обрушилась. Местами видны следы протечек, кровля жилого дома протекает. Отопление подъездов отсутствует. Регулярная влажная уборка лестничных пролетах в подъездах не проводится, на стенах и окнах грязь. Также была осмотрена квартира № № вышеуказанного дома, где выявлено, что система вентиляции в кухне и в туалете плохо функционирует. На радиаторах в помещении квартиры многочисленные свищи, радиаторы отопления требуют замены или ремонта (л.д. ).
В материалах дела имеется коллективные обращения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ, в Аппарат Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в которых они указывают, что их жилой дом не оборудован общедомовыми приборами учета используемых ресурсов – воды, тепловой энергии и электрической энергии, однако начисления за предоставление вышеуказанных услуг управляющая компания производит согласно показаниям общедомового прибора учета. Также в данных обращениях жильцы дома ДОС № указывают о предоставлении управляющей компанией коммунальных услуг не надлежащего качества, в частности в квартирах низкая температура, от чего образуется плесень на стенах, отсутствие его в подъездах дома. В данном жилом доме на протяжении 10 лет не проводились какие-либо ремонтные работы, отсутствует остекление в подъездах.
В соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Разделом Х Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Указанный порядок предполагает обязательными уведомление потребителем услуги аварийно-диспетчерской службы о факте предоставления услуги ненадлежащего качества, составление акта по поводу данного факта, участие исполнителя коммунальной услуги при установлении факта ее представления в ненадлежащем виде.
В нарушение указанных Правил предоставления коммунальных услуг, ОАО «Славянка», получив претензии потребителей по поводу качества предоставляемых услуг, меры по проведению соответствующих замеров и составлению актов, не предпринимало, вопрос об уменьшении размера платы за коммунальные услуги не решало.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
В ходе рассмотрения дела ответчиком ОАО «Славянка» в нарушение ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих, что коммунальные услуги предоставлялись истцам надлежащего качества, представлено не было.
Поскольку ответчик ненадлежащим образом выполнил приятые на себя обязательства, при наличии соответствующих обращений мер к перерасчету платы не предпринял, суд считает правильным удовлетворить исковые требования о проведении истцам перерасчета по оплате коммунальных услуг в размере 50% за период с 01 марта 2012 года по день вынесения настоящего решения суда, что прямо предусмотрено п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг, то есть освобождение потребителя от оплаты коммунальных услуг при условии ненадлежащего их предоставления.
Разрешая исковые требования истцов о проведении им перерасчета по предоставленным услугам, за потребленную электроэнергию по ОДН с ноября 2012 года по день вынесения решения суда, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденным Постановлением Правительства от 06 мая 2011 № 354), исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 года № 178.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы, являются нанимателями жилых помещений в жилом многоквартирном <адрес>, проживают в нем и являются пользователями услуг по электроснабжению, а также по теплоснабжению, за водоснабжение и водоотведение в указанном выше многоквартирном жилом доме.
ОАО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «Оборонэнерго».
Между ОАО «Оборонэнергосбыт» (энергоснабжающая организация) и ОАО «Славянка» (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 06 мая 2011 года № 09.75.250/1, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять потребителю электрическую энергию, в том числе для использования в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям, использования ее на общедомовые нужды.
Согласно условиям вышеуказанного договора потребитель приобретает электрическую энергию для использования в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям. Энергоснабжающая организация приняла обязательство обеспечить качество электрической энергии, поставляемой по договору, в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности №/ЗБ, составленного ДД.ММ.ГГГГ между сетевой организацией ОАО «Оборонэнерго» потребителем ОАО «Славянка» граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон проходит по вводному распределительному устройству (ВРУ-0,4 кВ) здания жилого дома. Согласованной точкой поставки электрической энергии согласно вышеуказанного акта и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору, является место установки прибора учета ПСЧ4ТМ0504 №, в трансформаторной подстанции №. Указанный прибор учета, находится на балансе сетевой организации и никакого отношения к общедомовому прибору учета не имеет, принят в качестве расчетного прибора учета по договору, в соответствии с п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Исходя из пункта 12 статьи 13 названного Федерального закона законодатель определил право и обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, на основании пункта 9 статьи 13 этого же Закона, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, либо уполномоченным им лицом, заключается в письменной форме, заказчиком по установке общедомовых приборов учета могут являться обслуживающая организация, которая избрана собственниками на основании соответствующего решения, а также собственники МКД.
В суде было установлено и не отрицалось всеми участниками процесса, что такой договор не заключался по многоквартирному дому, в котором проживают истцы.
Оплата за электроэнергию на ОДН в данном многоквартирном доме стала предъявляться с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как установили прибор учета, принятый в качестве расчетного по договору энергоснабжения, задолго до этого. В вышеназванный период времени при начислении платы на электроэнергию на общедомовые нужды в доме истцов используется прибор учета ПСЧ4ТМ0504 №. Показания установленного прибора электроучета использовались исполнителем коммунальных услуг ОАО «Славянка» для определения объемов потребления электроэнергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений в названных домах за услуги электроснабжения.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истцов о том, что в отношении всех жильцов данного многоквартирного жилого дома ОАО «Славянка» заявлены иски о взыскании задолженности по оплате электроэнергии на общедомовые нужды за спорный период времени.
Из представленных в судебное заседание копий акта № приема-сдачи схемы коммерческого учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки работы приборов учета электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в жилом многоквартирном <адрес> следует, что в копиях вышеназванных актов имеются подписи представителей ОАО «Оборонэнерго», ОАО «Славянка». Вместе с тем, ни наниматели жилых помещений, ни кто-либо по их поручению, ни иной представитель потребителя (жилого дома) данные акта не подписывали и участия в данной процедуре не принимали.
Из объяснений представителя истцов усматривается, что наниматели помещений данного дома на общих собраниях не принимали решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Из доводов представителя управляющей компании ОАО «Славянка» следует, что ни в адрес собственника дома, ни в адрес нанимателей не направлялись предложения об оснащении домов приборами учета электрической энергии.
Из вышеизложенного следует, что приборы учета в данном доме были установлены без соблюдения установленной законом процедуры. Представителем ответчика не были представлены доказательства подтверждающие законность и обоснованность установки общедомового прибора учета по услуге электроснабжения в данном жилом доме.
По смыслу ч. 2 ст. 1, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основанных данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг» - при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления гражданами электрической энергии.
Как следует из представленной справки представителем ответчика ОАО «Славянка» управляющей организацией был проведен перерасчет начислений услуг по электроэнергии ОДН с учетом нормативов за период с июня по сентябрь 2013 года в октябре 2013 года и в марте 2014 года.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования истцов обоснованы и подлежат частичному удовлетворению, поскольку за период с июня по сентябрь 2013 года ответчиком произведен перерасчет по нормативу. При этом суд исходил из того, что установка прибора учета без соблюдения установленной законом процедуры нарушает права нанимателей помещений в вышеуказанном жилом доме, поэтому расчет ответчика ОАО «Славянка» платы за электрическую энергию, начисляемую с учетом показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, нельзя признать правомерным. Плата за электроэнергию должна быть рассчитана в соответствии с формулой, предусмотренной для расчета размеры платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Следовательно, требования истцов Турайкина А.В., Михайлова Е.Н., Мартюшева А.П., Сапунова В.В., Батурина Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьярова М.Я., Страхова А.В., Кузьменко Э.А., Лапшина А.М., Мурзабековой Н.А., Мальцева Н.Н., Мухамедьярова Р.Я., Хмелева С.В., Белошицкого К.В., Чеховских С.В. о возложении на ОАО «Славянка» обязанности произвести перерасчет начисленной платы за расход электроэнергии на общедомовые нужды по нормативам потребления подлежат удовлетворению. При этом, перерасчету подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, а именно по ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем жильцам указанного дома производить начисление платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомовых приборов учета в установленном законом порядке.
Разрешая исковые требования истцов о проведении перерасчета по оплате услуги за водоснабжение по ОДН с ноября 2012 года по день вынесения решения суда, суд исходил из следующего
Из пояснений представителя ответчика ОАО «Славянка» Абрамова Р.И. следует, что начисление по услуге холодного водоснабжения ОДН производится с октября 2012 года, с момента установки ОДПУ на холодное водоснабжение - счетчик на ХВС марки ВСХНд-80, заводской номер №.
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п.8 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее по тексту Правила №), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд обязал представителя ответчика предоставить доказательства, подтверждающие факт ввода общедомового прибора учета в эксплуатацию и показания общедомового приборов учета на начало и конец расчетного периода, однако представитель ОАО «Славянка» документально не опроверг доводы представителя истцов.
При таких обстоятельствах суд считает правомерными исковые требования истцов о проведении перерасчета по оплате услуги за водоснабжение по ОДН с ноября 2012 года по день вынесения решения суда, поскольку управляющей компанией не представлении надлежащих доказательств, обосновывающих соответствие расчета объема потребляемой услуги, применения ОДПУ в качестве расчетного, в связи с чем в вышеуказанный период времени расчет платы за потребленную на общедомовые нужды услуги за водоснабжение производят в соответствии с утвержденным п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг №354 по нормативам потребления коммунальной услуги по водоснабжению
Обсуждая требования истцов об аннулировании платы за услугу по горячему водоотведению с января 2011 года по сентябрь 2012 года, суд исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, что начисления по вышеуказанной услуге управляющей компанией производилось в период времени с января 2011 года по сентябрь 2012 года, впоследствии начислений по данной услуге ОАО «Славянка» вообще не производилось. Исходя из пояснений представителя истцов судом установлено, что многоквартирный жилой <адрес> не оборудован трубопроводами горячей воды.
Представителем ответчика доказательств обратного в ходе рассмотрения настоящего дела суду не опроверг и не представил.
Таким образом, исковые требования истцов об аннулировании платы за услугу по горячему водоотведению с января 2011 года по сентябрь 2012 года, поскольку вышеуказанная услуга исполнителем не предоставлялась жильцам многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в исковых требованиях, заявленных истцами о проведении перерасчета по оплате услуги водоотведению ОДН, поскольку ОАО «Славянка» в феврале 2014 года самостоятельно аннулировала произведенные управляющей компанией начисления по данной услуге, как ошибочно начисленные.
Также суд считает правомерными требования истцов о взыскании с ответчика в их пользу компенсации морального вреда, однако исходя из требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать в пользу каждого истца размере 1000,00 руб., исходя из следующего.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание все вышеустановленные обстоятельства, а также установление того факта, что ответчик производил начисление платы на ОДН по электроэнергии в указанные истцами периоды неверно, а также ненадлежащее оказание коммунальных услуг со стороны управляющей компанией ОАО «Славянка» в лице филиала «Читинский» суд считает, что имеются законные основания для взыскания компенсации морального вреда в пользу истцов, проживающих в спорном жилом доме.
В удовлетворении исковых требований истцов, заявленных к ОАО «Оборонэнергосбыт» суд считает необходимым отказать, поскольку вышеуказанное общество не является исполнителем коммунальных услуг по отношению к истцам, в договорных отношениях по поставке электрической энергии с ними не состоит и соответственно не может нести ответственности, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.
Также суд считает необходимым отказать в заявленных исковых требованиях истцов к ОАО «Читаэнергосбыт», поскольку оно не состоит в договорных отношениях по поставке электрической энергии ни с ОАО «Славянкой», ни с истцами, в связи с чем никаких обязанностей не несет.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет соответствующего уровня пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Турайкина А.В., Михайлова Е.Н., Мартешева А.П., Сапунова В.В., Батурина Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьярова М.Я., Страхова А.В., Кузьменко Э.А., Лапшина А.М., Мурзабековой Н.А., МАльцева Н.Н., Мухамедьярова Р.Я., Хмелева С.В., Белошицкого К.В., Чеховского С.В. к ОАО «Славянка» филиал «Читинский» о понуждении произвести перерасчет оплаты за содержание общего имущества, техническое обслуживание и текущий ремонт имущества в многоквартирном доме, потребленной электрической энергии, воды и водоотведения на общедомовые нужды, удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Славянка» произвести Турайкину А.В., МИхайлову Е.Н., МАртешеву А.П., Сапунову В.В., Батурину Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьярову М.Я., Страхову А.В., Кузьменко Э.А., Лапшину А.М., Мурзабековой Н.А., Мальцеву Н.Н., Мухамедьярову Р.Я., Хмелеву С.В., Белошицкому К.В., Чеховскому С.В. перерасчет начислений платы:
- за содержание общего имущества, управление домом, техническое обслуживание и текущий ремонт имущества в многоквартирном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день вынесения настоящего решения суда) в размере 50%.
- за ОДН за водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день вынесения настоящего решения суда) по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу;
- за ОДН по электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день вынесения решения суда), по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу. В дальнейшем жильцам указанного дома производить начисление платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомовых приборов учета в установленном законом порядке;
- об аннулировании платы за услугу по горячему водоотведению с января 2011 года по сентябрь 2012 года.
Взыскать с ОАО «Славянка» в лице филиала «Читинский» в пользу Турайкина А.В., Михайлова Е.Н., Мартешева А.П., Сапунова В.В., Батурина Ю.А., Цыльга Ю.А., Мухамедьярова М.Я., Страхова А.В., Кузьменко Э.А., Лапшина А.М., Мурзабековой Н.А., МАльцева Н.Н., Мухамедьярова Р.Я., Хмелева С.В., Белошицкого К.В., Чеховского С.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. каждому.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «Славянка» в лице филиала «Читинский» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении исковых требований истцов к ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Читаэнергосбыт» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд, через Борзинский городской суд, с момента получения решения в окончательной форме.
Судья Суворова Т.А.
Копия верна: Суворова Т.А.