Дело № 5-240/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Старая Русса 30 сентября 2016 года
Судья Старорусского районного суда Новгородской области Литвин О.В. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Архипова А.В. персональные данные обезличены
установил:
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Архипова А.В. о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Архипов А.В., находясь во дворе <данные изъяты>, умышленно причинил телесные повреждения, а именно толкнул ФИО5, отчего последняя упала, при этом ударилась головой об асфальт, испытав физическую боль.
Дело об административном правонарушении поступило на рассмотрение по подведомственности в Старорусский районный суд на основании определения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3, 5 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд при наличии оснований вправе принять решение о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов дела в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В ходе подготовки к рассмотрению данного дела при проверке правильности составления протокола об административном правонарушении, а также правильности оформления иных материалов дела, выявлены существенные недостатки, препятствующие рассмотрению дела судом и вынесению законного и обоснованного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 КоАП РФ, проводится административное расследование (ч.1).
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч.2).
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (ч.3).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч.3.1).
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч.6).
Из представленных в суд материалов дела об административном правонарушении не следует, что должностным лицом проводилось административное расследование, проведение которого в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, является обязательным. Должностным лицом не вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении их права и обязанности не разъяснялись. Сведений о вручении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования лицу, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшему не имеется. Действия, направленные на сбор доказательств по делу, в соответствии с положениями главы 26 КоАП РФ, должностным лицом не предприняты, а приложенные к делу письменные материалы (документы) не соответствуют требованиям о допустимости доказательств, поскольку фактически они собраны в рамках проверки заявления в порядке, предусмотренном ст. ст. 144-145 УПК РФ.
Так, должностным лицом не вынесено определение о проведении экспертизы в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ. Объяснения, отобранные у потерпевшей (свидетелей), оформлены не в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 25.2, 25.6 КоАП РФ, поскольку указанным лицам не разъяснены их права, они не предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФза дачу заведомо ложных показаний.
Кроме того, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения, которые в силу ст.26.1 КоАП РФ относятся к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.
Из имеющегося в деле протокола об административном правонарушении, составленного <данные изъяты>, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, Архипов А.В., находясь во дворе <данные изъяты> умышленно причинил телесные повреждения, а именно толкнул ФИО5, отчего последняя упала, при этом ударилась головой об асфальт, испытав физическую боль, не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ст.6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подобное описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не соответствует диспозиции ст.6.1.1 КоАП РФ и не позволяет квалифицировать действия Архипова А.В. по указанной норме КоАП РФ, что нарушает право на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Статьёй 6.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса. Вместе с тем, изложение в протоколе об административном правонарушении объективной стороны правонарушения не позволяет установить, в совершении каких именно действий - в нанесении побоев или в совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, обвиняется Архипов А.В. Квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, не раскрыта.
Указанные обстоятельства являются существенными недостатками, наличие которых препятствует рассмотрению дела по существу.
Согласно ст. 28.2 и ч.2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, влекущем возможность назначения административного наказания в виде административного ареста, составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и немедленно передается судье на рассмотрение.
Санкция ст. 6.1.1 КоАП РФ предусматривает, в том числе, административное наказание в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток.
Согласно ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
По смыслу ч.2 ст. 28.8 КоАП РФ представляется, что обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности.
Таким образом, явка лица, в отношении которого предполагается применение меры административной ответственности в виде административного ареста, должна быть обеспечена органом, составившим протокол, поскольку согласно ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ и иных вышеприведенных положений Кодекса, разрешение материала о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения санкцией которого предусмотрен административный арест рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела с присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено.
Ввиду неправильного составления протокола об административном правонарушении, оформления других материалов дела и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, они подлежат возвращению в орган, должностные лица которого их составили, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
определил:
░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.6.1.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░