Дело № 2-861/2015.
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
14 января 2015 года. город Пермь.
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Г.,
с участием:
заявителей Читиевой Т.Е., Обориной Л.М.,
представителя заинтересованного лица, - Ширинкиной И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
при секретаре Ярковой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Читиевой Т. Е., Обориной Л. М., <данные изъяты> Оборина Е. К., к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об спаривании решения об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Читиева Т.Е., Оборина Л.М., действующая в интересах Оборина Е.К., обратились в суд с заявлением к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об спаривании решения об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. В обоснование заявления указали, что они в соответствии с договором безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ являются получателями комнат 18.0 кв.м. и 7.5 кв.м. в 3-х комнатной квартире общей площадью 38.2 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан и перехода от Администрации Свердловского района г. Перми к ним права собственности на комнаты и просьбой выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в порядке, установленном законом. ДД.ММ.ГГГГ письмом № из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, документы, предоставленные ими на государственную регистрацию договора безвозмездной передачи возвращены без рассмотрения по следующим основаниям: в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата. Данное решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю принято на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Указанное решение об отказе получено ДД.ММ.ГГГГ. Просят суд признать решение Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, незаконным, обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю произвести внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в установленный законом срок.
Заявители в судебном заседании на заявлении настаивали. Пояснили, что регистрация не проводится, потому что в техническом отделе отсутствует запись об их объекте, а регистрирующий орган не был представлен паспорт на их квартиру.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявлением не согласилась, представила письменные отзыв. Пояснила, что сведения об объекте недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 18 кв.м. и 7,5 кв.м. в государственном кадастре недвижимости не содержатся. Заявитель оспаривает действия кадастровой палаты, связанных с отказом во внесении в ГКН спорного объекта недвижимости как ранее учтенного, указывая на то, что данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства. Однако, согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. С ДД.ММ.ГГГГ закончился переходный период применения норм Закона о кадастре, регулирующих государственный кадастровый учет зданий, сооружений помещений, объектов незавершенного строительства (часть 1 статьи 43 Закона о кадастре). В настоящее время на всей территории Российской Федерации сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». При этом в случае, если в государственном кадастре недвижимости в настоящее время отсутствуют сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, то внесение таких сведений органом кадастрового учета в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре, то в соответствии с Письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастровом учете, государственной регистрацией права объектов недвижимости и предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости» (Письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №), возможно следующими способами: при получении органом кадастрового учета запроса о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о кадастре, при условии, что право собственности на такой объект учета зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации (часть 6 статьи 45 Закона о кадастре); при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре); на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре). Заявители, обратились в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о спорном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку в соответствии с ч. 7, ст. 45 Закона о кадастре, с. п. 7, Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением о внесении сведений об объекте недвижимости, орган кадастрового учета, на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного заявителем, может внести такие сведения, однако в качестве правоустанавливающего документа им был предоставлен договор безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и план квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Договор безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. подготовленный после ДД.ММ.ГГГГ г., не свидетельствует о ранее проведенном государственном техническом учете и ранее возникшем праве внесение сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости не представлялось возможным. Так же Заявителем не было представлено документов в орган кадастрового учета, что спорный объект недвижимости является ранее учтенным. Считают, что решение об отказе внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости вынесено правомерно. Кроме того, Заявитель не лишен права обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и техническим планом, подготовленный в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре. Так же на момент обращения в орган кадастрового учета Заявитель не являлась собственником комнат.
Суд, выслушав пояснения сторон по делу, исследовав письменные документы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Чтиевой Т.Е., Оборина Л.М. в виду следующего.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право на обжалование решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В соответствии с ч. 1, 3, 4, 6 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ. Читиева Т.Е. и Оборина Л.М., <данные изъяты> Оборина Е.К., обратились в Администрацию Свердловского района г. Перми с заявлением о передачи в собственность двух занимаемых в трехкомнатной квартире комнат, расположенных по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией Свердловского района г. Перми и Читиевой Т.Е. заключен договор безвозмездной передачи в долевую собственность граждан Читиевой Т.Е. и Оборина Е.Г. по 1/2 доли на комнаты 18,0 и 7,5 кв.м. в 3-х комнатной квартире в <адрес>. Читиева Т.Е. и члены ее семьи приобретают право собственности на комнаты с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Инвентаризационная стоимость комнат составила -СУММА-
ДД.ММ.ГГГГ. Читиева Т.Е. передала договор безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., а также план квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном объекте недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ. Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю принято решение № об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в связи с тем, что внесение сведений об объекте как о ранее учтенном на основании представленного договора безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. не предоставляется возможным, так как документ не свидетельствует о ранее проведенном государственном техническом учете и ранее возникшем праве.
ДД.ММ.ГГГГ. Читиевой Т.Е., Оборину Е.К. все направляемые документы были возвращены.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Читиевой Т.Е. и Обориной Л.М. в суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в ч.1 ст. 22 указанного Закона, согласно п. 3 которой необходимым для кадастрового учета документом является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением назначения здания и помещения).
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Подпунктом 1 пункта 4 данного Порядка предусмотрено, что при внесении кадастровых сведений в Росреестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняется кадастровая процедура по внесению сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) является отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Читиева Т.Е. и Оборин Е.К. приобрели в долевую собственность две комнаты 18,0 и 7,5 кв.м. в трехкомнатной квартире ДД.ММ.ГГГГ года. Данные объекты как объекты недвижимости стали самостоятельно существовать именно с ДД.ММ.ГГГГ года. В судебном заседании заявители суду подтвердили, что технический паспорт именно на данные объекты ими не формировался, кадастровый паспорт не составлялся, регистрация права на данные объекты в Управлении Росреестра ими также не производилась. Документов, подтверждающих, что технический учет или регистрация права на комнаты осуществлена до ДД.ММ.ГГГГ заявителями также не представлено. Следовательно, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для признания исследуемого объекта как ранее учтенного. А значит вынесенное Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю решение № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Читиевой Т. Е., Обориной Л. М., <данные изъяты> Оборина Е. К. к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об спаривании решения об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Г.Черепанова