Дело № 2-4/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2017 года пгт. Смирных
Судья Смирныховского районного суда Сахалинской области Копылов В.В., при секретаре Веселовой Л.Ю., с участием Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области Седова С.Б., представителя органа опеки и попечительства Пулатовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску К.А.В. к Управлению образования Администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский», Администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
К.А.В. обратился в Смирныховский районный суд с иском к Управлению образования Администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский», Министерству образования Сахалинской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 19.06.2015 года № 277-р, не менее 28 кв. метров.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с невозможностью реального проживания с бывшими родственниками в закрепленной квартире в пгт. Смирных, он вынужден длительное время проживать в г. Южно-Сахалинске, где нашел себе работу, встал на путь исправления. Получение жилья, гарантированного государством, даст ему возможность устроить свою личную жизнь, завести семью, детей и навсегда забыть об ошибках прошлого. Закрепленное за ним жилье признано непригодным для проживания и ответчикам известен факт проживания в этом жилье гражданина, лишенного в отношении истца родительских прав, что делает невозможным его проживание в ранее занимаемом им помещении.
На основании определения Смирныховского районного суда от 21 декабря 2016 года к участию в деле привлечены соответчики Администрация Муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области, в качестве государственного органа опеки и попечительства Сахалинской области привлечено Министерство образования Сахалинской области.
В судебное заседание истец К.А.В. не явился. Через представителя представил письменное обоснование иска, из которого следует, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им не следует отказывать в праве на получение жилого помещения. При наличии у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, нуждаемость такого лица в жилом помещении должна определяться по обстоятельствам невозможности проживания в этом жилом помещении.
Представитель истца Седов С.Б., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 31.01.2017 года, исковые требования поддержал. Пояснил, что в соответствии с действующим законом достигшие 23-летнего возраста лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение жилого помещения.
Представитель органа опеки и попечительства – Управления образования Администрации МО ГО «Смирныховский» Пулатова Ю.А. в судебном заседании просила разрешить дело на усмотрение суда. Пояснила, что в отношении К.А.В., являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, специалисты органа опеки и попечительства сработали не вовремя, поэтому истец, в силу своей неграмотности, не смог вовремя обратиться за получением жилого помещения. В квартире, закрепленной за К.А.В., проживает его отец, лишенный в отношении него родительских прав. С братом, также проживающим в этом жилье, у К.А.В. также был конфликт. В 2014 году брат подавал в суд иск о признании К.А.В. утратившим право пользования жилым помещением. К.А.В. вынужден был скитаться все это время.
В письменном отзыве на иск исполняющая обязанности управления образования администрации МО ГО «Смирныховский» просит суд отказать в удовлетворении иска. Пишет, что до достижения возраста 23 лет истец в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, должен был встать на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Представитель ответчика – Администрации МО ГО «Смирныховский» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов Сахалинской области в судебное заседание не явился, министр финансов Сахалинской области Харченко А.А. просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика указывает, что Смирныховскому городскому округу перечислены денежные средства в порядке предоставления субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель Министерства образования Сахалинской области в судебное заседание не явился, министр образования Мурашова Н.А. просила рассмотреть дело в отсутствии представителя.
В отзыве на иск министр образования Сахалинской области указывает на то, что по достижению возраста 23 лет гражданин утрачивает статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, до достижения возраста 23 лет К.А.В. не принимался, в связи с чем министр просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и органа опеки и попечительства Сахалинской области.
Выслушав представителей истца и органа опеки и попечительства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу пункта 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются статьей 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно частям 1,4,7,8,9 статьи 8 указанного закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года), в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 5 Закона Сахалинской области от 8 декабря 2010 года № 115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области», предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законом Сахалинской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 10 Закона Сахалинской области от 8 декабря 2010 года № 115-ЗО - финансирование расходов, предусмотренных статьей 5, настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 2 Закона Сахалинской области от 3 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» - государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Сахалинской области.
В соответствии с пунктами 1,18,35 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 3 августа 2009 года № 80-ЗО - органы местного самоуправления наделены такими государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних, как:
- выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и детей, нуждающихся в государственной поддержке;
- осуществление в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, защиты личных неимущественных и имущественных (в том числе жилищных) прав и интересов подопечных, находящихся в семьях граждан либо в соответствующих образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, в иных аналогичных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Частью 1 ст. 7 указанного закона Сахалинской области предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Сахалинской области.
Постановлением Администрации МО ГО «Смирныховский» № 69 от 17 января 2017 года на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норма предоставления), составляет не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же постановлением установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 квадратных метра на одного человека.
В судебном заседании установлено следующее.
К.А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Смирных Смирныховского района Сахалинской области, что подтверждается копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.110).
Копией записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что К.О.Н. (мать К.А.В.) умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112).
Согласно решению Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ К.В.А. лишен родительских прав в отношении сына К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.39).
Постановлением главы муниципального образования Смирныховский район Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения определен в детский дом, в связи со смертью матери и нахождением отца в местах лишения свободы. Этим же постановлением за несовершеннолетним К.А.В. закреплена жилая площадь по адресу: п. Смирных Смирныховского района Сахалинской области, <адрес> (л.д. 45).
Впоследствии на основании постановлений Администрации п. Смирных от ДД.ММ.ГГГГ №, главы МО «Смирныховский район» от ДД.ММ.ГГГГ № указанная жилая площадь также закреплялась за К.А.В. (л.д.40,46).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия произвела обследование дома по адресу: пгт. Смирных, <адрес>, составив акт №, согласно которому выявлены деформации стен, прогибы балок перекрытия, уклон пола, поражение гнилью нижних венцов.
На основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для проживания по причине значительного ухудшения эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом. Ремонту и реконструкции не подлежит (л.д.69,70).
Согласно договору социального найма, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией МО ГО «Смирныховский» нанимателю С.Р.В. предоставлено жилое помещение площадью 51,2 кв. метра по адресу: пгт. Смирных, <адрес>. В качестве члена семьи указан, в частности, К.А.В. – брат (л.д.48-49).
Из решения Смирныховского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.Р.В. предъявлял в суд иск о признании К.А.В. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: пгт. Смирных, <адрес>, который был судом оставлен без удовлетворения. Из решения следует, что К.А.В. в данном жилом помещении не проживает с 2011 года. Причиной не проживания, в частности, является то, что со стороны брата в адрес К.А.В. поступали угрозы, если он не выпишется из жилого помещения (л.д.64-68).
Согласно договору социального найма, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией МО ГО «Смирныховский» нанимателю К.В.А. предоставлено жилое помещение площадью 51,2 кв. метра по адресу: пгт. Смирных, <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя жилого помещения указаны трое человек, в том числе, К.А.В. (л.д.73-74).
Из письма Управления образования администрации МО ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ № на имя главы МО ГО «Смирныховский» следует, что после осуждения ДД.ММ.ГГГГ и отбытия наказания К.А.В. в июне 2011 года возвратился в пгт. Смирных, зарегистрировался по адресу закрепленного за ним жилого помещения по <адрес> и проживал до ноября 2011 года, а затем ушел, забрав личные вещи. До настоящего времени К.А.В. по вопросу жилья не обращался (л.д.75).
Из материалов дела видно, что К.А.В. был выявлен органами опеки и попечительства в 2001 году в пгт. Смирных Смирныховского района Сахалинской области как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а отец лишен родительских прав. Являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, а впоследствии лицом, имеющим этот же статус, К.А.В. был обеспечен жилым помещением сначала в качестве члена семьи своего брата, с которым у него были конфликтные отношения, а затем в качестве члена семьи своего биологического отца, лишенного в отношении него родительских прав. Кроме того, жилое помещение, закрепленное за К.А.В., признано непригодным для проживания, то есть не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, поскольку при учетной норме 15 кв. метров, в жилом помещении площадью 51.2 кв. метра проживают четверо человек.
Причины, по которым К.А.В. не может проживать в ранее закрепленном за ним жилом помещении, их характер, время возникновения, в том числе возможность их возникновения до достижения им 23-хлетнего возраста, орган опеки и попечительства – Управление образования администрации городского округа «Смирныховский» выяснять отказался, ответив на обоснованное заявление К.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79) своим отказом, выраженным в письме № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80).
Таким образом, К.А.В., оставшись в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, а впоследствии до достижения 23 лет имея статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал в полной мере принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (1 января 2013 года).
При таких обстоятельствах К.А.В. имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям муниципального образования городской округ «Смирныховский», по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета Сахалинской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования К.А.В. являются обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К.А.В. удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области обязанность предоставить К.А.В. благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ «Смирныховский», жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории МО ГО «Смирныховский» - 18 квадратных метров, в виде жилого дома или отдельной квартиры, соответствующее санитарным и техническим нормам, за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из областного бюджета Сахалинской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.В. Копылов
В окончательной форме решение принято 6 февраля 2017 года.
Судья В.В. Копылов