Решение по делу № 2-164/2016 (2-6086/2015;) ~ 05294/2015 от 02.10.2015

2-164/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2016 года г. Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,

при секретаре Манаховой Е.Н.

участием истца Кобелева Е.А.,

представителя министерства социального развития <адрес>, отдела социальной защиты населения – Карташовой С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» - Конкольняк А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобелева Е.А. к министерству социального развития <адрес> о возложении обязанности выдать удостоверение о праве на льготы, установлении факта родственных отношений, признания права на получение пенсии, льгот,

У С Т А Н О В И Л:

Кобелев Е.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением указав, что он является сыном погибшего в годы Великой Отечественной войны отца Кобелева А.Т.

В связи с данным обстоятельством он обратился в отдел социальной защиты населения <адрес> с заявлением о выдачи ему удостоверения о праве на льготы как члену семьи погибшего участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, дающего право на меры социальной поддержки ему было отказано.

Ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся несовершеннолетним и находился на иждивение своих родителей, а следовательно являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца, является членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, а следовательно отказ в выдаче ему удостоверения, дающего право на льготы не соответствует требованиям закона, просил суд обязать отдел социальной защиты населения <адрес> выдать ему удостоверение члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, дающего право на меры социальной поддержки.

В связи с тем, что отдел социальной зашиты населения в г.Оренбурге является структурным подразделением и не является самостоятельным юридическим лицом, которому предоставлено право быть истцом или ответчиком в суде, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство социального развития Оренбургской области.

Впоследствии Кобелев Е.А. заявленные исковые требования уточнил и просил суд признать его отца ФИО7 погибшем в годы Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ году, установить факт родственных отношений между Кобелевым Е.А. и погибшим отцом ФИО7, присвоить Кобелеву Е.А. статуса сына военнослужащего, признать за ним право на получение единовременной ежегодной выплаты в честь дня Победы, признать право на назначение и получение пенсии согласно п. «а» ст.10 Постановления Совета Народных Комиссаров СССр от 05.06.1941 года и обязать министерство социального развития выдать ему удостоверение члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, дающего право на меры социальной поддержки.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечен Военный комиссариат Оренбургской области.

В судебном заседании Кобелев Е.А. уточненные исковые требования поддержал, пояснив суду, что из средств массовой информации ему стало известно что он, как сын ФИО7, погибшего в годы Великой отечественной войны имеет право на меры социальной поддержки, предоставленные членам семьи погибших участникам ВОВ. Вместе с тем, в выдаче удостоверения, которое давало бы ему право на получение мер социальной поддержки, ему было отказано. Считает, что отказ в выдаче удостоверения не соответствует положениям закона, просил суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме пояснив, что целью обращения с иском является получение права на меры социальной поддержки, предоставленные членам семьи погибших участников ВОВ.

Представитель министерства социального развития Оренбургской области и отдела социальной защиты населения в г.Оренбурге– Карташова С.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала пояснив, что меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», при этом детям умерших участников и инвалидов ВОВ удостоверение о праве на льготы может быть оформлено только при наличии у них права на получение пенсии по случаю потери кормильца умершего участника или инвалида ВОВ. Факт получения указанной пенсии должен быть подтвержден органом Пенсионного фонда РФ. Истцом указанных документов, а именно документов подтверждающих получение пенсии по случаю потери кормильца (пенсионное удостоверение) или справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего (умершего) участника ВОВ не представлено. Таким образом, правовых оснований для выдачи истцу удостоверения о праве на льготы в соответствующим законодательством не имеется. Что касается требований истца о присвоении ему статуса сына военнослужащего, проходившего военную службу по мобилизации в составе действующей армии в годы ВОВ1941- 1945 г.г., то в действующем законодательстве не содержится понятия как статус «сына военнослужащего», а также не установлены льготы для данной категории лиц. Требования истца о признании за ним права на получение единовременных ежегодных выплат в честь Дня Победы не обоснованны, поскольку истец не относится ни к одной категории граждан, которым могут быть представлены данные льготы. Также полагает необоснованными требования и о признании за Кобелевым Е.А. права на назначение и получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением СНК СССР от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку данный нормативный акт утратил свою силу с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того он распространял свое действие на лиц высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистов рядового состава сверхсрочной службы и их семьи. Кобелев А.Т. ни к одной из указанных категорий не относится. Пояснила, что факт того, что ФИО7 погиб в годы ВОВ и Кобелев Е.А. является его сыном ответчиком не оспаривается, а следовательно, подтверждение данного факта в судебном порядке не требуется. Ссылаясь на то, что со стороны министерства социального развития не допущено каких – либо прав или законных интересов истца, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» - Конкольняк А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку правовых оснований для их удовлетворения не имеется.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом". Право на судебную защиту закрепляется также в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Отношения, возникающие в связи с присвоением лицам, родители (один из родителей) которых являлись военнослужащими и погибли (пропали без вести), умерли от ран во фронтовых госпиталях в связи с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и предоставлением им мер социальной поддержки регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ), а также предусмотренными дополнительными мерами социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны на уровне местного законодательства.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной поддержки для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, в частности предусмотрены меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (статья 1, пункт 1 статьи 21 данного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в подпунктах 1 - 15 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 21 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).

Таким образом, приведенными нормативными положениями пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлено общее правило, согласно которому для реализации членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны права на получение мер социальной поддержки необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и получения членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 9 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" нетрудоспособными членами семьи признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Что касается положений пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, то они устанавливают исключение из общего правила и предусматривают возможность предоставления мер социальной поддержки родителям и супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Судом установлено, что Кобелев Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном ФИО8 и ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении и не оспаривалось в судебном заседании.

Согласно извещения НКО СССР Краснохолмский военный комиссариат от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 проявив геройство и мужество погиб от ран ДД.ММ.ГГГГ году, похоронен в <адрес> <адрес>.

Как следует из представленной справки ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Кобелева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын погибшего ФИО7) как получатель каких-либо льгот, как член семьи погибшего участника ВОВ в центре обеспечения военного комиссариата <адрес> на учете не состоит.

Согласно сведениям, предоставленным УПФР в <адрес>, Кобелев Е.А. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. «а» ст.12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ». В описях передачи архивных дел пенсионное дело по случаю потери кормильца на Кобелева Е.А. не значится.

В обоснование требований о выдаче удостоверения члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, дающего право на меры социальной поддержки, истец ссылается на то обстоятельство, что на момент гибели своего отца ФИО7 в 1945 году он являлся малолетним (достиг возраста 4 лет).

Вместе с тем, утверждение о том, что для получения мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ достаточно являться нетрудоспособным членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной воины и находиться на иждивении погибшего (умершего) на момент его смерти, прямо противоречит положениям норм вышеуказанного федерального закона и основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Кобелев Е.А., являясь сыном ФИО7, погибшего в годы Великой Отечественной войны, не относится к нетрудоспособным членам семьи, указанным в п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах». Само по себе то обстоятельство, что Кобелев Е.А. являлся членом семьи ФИО7 никем не оспаривается, но оно не является достаточным для наличия права у истца на получение соответствующего удостоверения и мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", поскольку для их получения необходимо наличие совокупности условий: нетрудоспособность, нахождение на иждивении умершего участника Великой Отечественной войны, получение пенсии по случаю потери кормильца (наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, совокупности указанных условий в рамках рассмотрения спора не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на министерство социального развития Оренбургской области обязанности выдать Кобелеву Е.А. удостоверения члена семьи погибшего участника ВОВ, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» у суда не имеется.

Требования о признании ФИО7 погибшем в годы Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ, равно как и установление в судебном порядке факта родственных отношений между Кобелевым Е.А. и его отцом ФИО7 удовлетворению не подлежат, поскольку данные обстоятельства в рамках рассмотрения спора со стороны ответчика не оспаривались. Кроме того, в соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст.267 ГПК РФ).

Согласно пояснений Кобелева Е.А. признание ФИО7 погибшим в годы Великой Отечественной войны, а также установление факта родственных отношений между ним и его отцом ФИО7 необходимо истцу для получения удостоверения члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, дающего право на меры социальной поддержки.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения спора факт гибели ФИО7 в годы Великой Отечественный войны ответчиком не оспаривался, равно как и не оспаривалось то обстоятельство, что Кобелев Е.А. является сыном ФИО7 Данные обстоятельства подтверждены документально и не требуют дополнительного установления в судебном порядке. Вместе с тем, как было указано выше, само по себе то обстоятельство, что Кобелев Е.А. является сыном погибшего участника ВОВ не является достаточным для наличия права на получение соответствующего удостоверения и мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Также не подлежат удовлетворению требования Кобелева Е.А. о присвоении ему статуса сына военнослужащего, поскольку такого понятия как «статус сына военнослужащего» в действующем законодательстве не содержится, какие либо льготы для данной категории лиц также не предусмотрены.

Рассматривая требования о признании за Кобелевым Е.А. права на получение ежегодной выплаты в честь дня Победы, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 июля 2012 г. N 555-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Оренбургской области, порядке их реализации и финансирования» установлены дополнительные меры социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам участников Великой Отечественной войны, бывшим узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто, инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Согласно п.43 порядка реализации и финансирования дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан право на получение материальной помощи, приуроченной к празднованию Дня Победы имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", труженики тыла, вдовы (вдовцы) погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывшие узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

К какой – либо категории граждан, которым могут быть предоставлены дополнительные меры социальной поддержки, Кобелев Е.А. не отнесен.

Также не подлежат удовлетворению требования Кобелева Е.А. о признании за ним права на получение пенсии на основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 05.06.1941 года N 1474 "О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям" (СП СССР, 1941, N 15, ст. 282), поскольку данный нормативный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 10.11.1982 года № 986. По документам пенсионного дела Кобелев Е.А. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ назначенной ему в соответствии с положениями Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РФ».

Указанный истцом нормативный акт распространялся на лиц высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистов рядового состава сверхсрочной службы и их семей. Пенсии и пособия назначались органами Народных Комиссаров Обороны, Военно-Морского Флота и Внутренних Дел СССР, по принадлежности.

Таким образом, поскольку министерство социального развития в Оренбургской области, равно как и отдел социальной защиты не являются органами, в полномочия которых входило или могло входить назначение пенсии, а само по себе наличие или отсутствие такого права не является юридически значимым обстоятельством для разрешения спора, связанного с правом истца на получение удостоверения члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, дающего права на меры социальной поддержки в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах», оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, поскольку в рамках рассмотрения спора нарушений каких – либо прав Кобелева Е.А. со стороны ответчика Министерства социального развития <адрес> (отдел социальной защиты населения) не установлено, правовых оснований для выдаче Кобелеву Е.А., являющемуся сыном ФИО7, погибшего в годы Великой Отечественной войны удостоверения члена семьи погибшего участника ВОВ, дающего прав на меры социальной поддержки не имеется, а факт гибели ФИО7 в годы ВОВ и факт родственных отношений между ФИО7 и Кобелевым Е.А. в рамках рассмотрения спора со стороны ответчика не оспаривался, подтвержден документально и не требует установления в судебном порядке, в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кобелева Е.А. к министерству социального развития Оренбургской области, отделу социальной защиты населения в Ленинском районе г.Оренбурга - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.В. Крыгина

В окончательной форме решение принято 18 января 2016 года.

2-164/2016 (2-6086/2015;) ~ 05294/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кобелев Евгений Александрович
Ответчики
Министерство социального развития по Оренбургской области
Отдел социальной защиты населения в Ленинском районе
Другие
ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Крыгина Е.В.
Дело на странице суда
centralny--orb.sudrf.ru
02.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2015Передача материалов судье
07.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2015Подготовка дела (собеседование)
10.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2015Судебное заседание
11.01.2016Судебное заседание
18.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее