Дело № 2-1903/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Березники 27 августа 2014 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи С.А.Мардановой,
с участием истца П.Э. Папсуевича,
представителя ответчика Л.В. Аплетневой, действующей на основании доверенности № от <дата>,
при секретаре И.С. Широковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Папсуевича П.Э. к ГКУ «Центр занятости населения» г.Березники о возложении обязанности по предоставлению госуслуги,
у с т а н о в и л :
истец обратился с иском к ответчику с требованием о возложении обязанности по предоставлении ему государственной услуги по самозанятости, а именно получению денежной субсидии при открытии собственного бизнеса. В обоснование требований истец указывал, что <дата> он обратился в ГКУ «Центр занятости населения г.Березники» для получения указанной государственной услуги с целью получения денежной субсидии при открытии собственного бизнеса – индивидуального предпринимателя по оценке бизнеса. После обращения он был поставлен на учет как гражданин ищущий работу, в последующем <дата> ему было отказано в признании его безработным. Однако <дата> ответчик издал приказ о признании истца безработным с <дата>, то есть с момента первоначального обращения. <дата> истец представил в Центр свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП, после чего он был снят с учета в качестве безработного. Между тем, услуга по самозанятости, то есть по выплате денежной компенсации, ему не была оказана. Истец полагает, что вышеуказанная услуга не была ему оказана незаконно, в нарушение положений Административного регламента, просит возложить на ответчика обязанность по оказанию ему государственной услуги по самозанятости, а именно, получение денежной субсидии при открытии собственного бизнеса.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, указал, что изначально обращался в центр занятости населения с целью получения государственной услуги по самозанятости в виде денежной субсидии для открытия собственного бизнеса, и в конечном итоге получения единовременной финансовой помощи. Однако данная услуга ему не была оказана.
Представитель ответчика КГУ «Центр занятости населения» г.Березники Л.В. Аплетнева исковые требования не признала, полагает, что нарушений прав истца ответчиком не допущено. Оснований для выплаты истцу денежной субсидии при оказании государственной услуги по самозанятости не имеется.
Представитель третьего лица Агентства по занятости населения Пермского края О.А. Патракеева в судебное заседание не явилась, исковые требования не поддержала, в письменной отзыве указала, что в соответствии с действующим Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи безработным, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края № 139-п от 23.03.2012 года, получателями единовременной финансовой помощи на самозанятость являются граждане, признанные в установленном законом порядке безработными, при предоставлении Центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Истец обратился в Центр занятости с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию самозанятости <дата>, а <дата> представил свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от <дата>. То есть истец не имел права на получение государственной услуги по содействию самозанятости в связи с прекращением статуса безработного. Обязанности по предоставлению истцу единовременной финансовой помощи у Цента занятости также не имеется, поскольку им не были выполнены необходимые условия для ее получения. Кроме того, истец не обращался с заявлением о предоставлении ему данной помощи.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> истец Папсуевич П.Э. обратился в Центр занятости населения г.Березники с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
<дата> издан приказ об отказе в признании истца безработным в связи с отказом от двух вариантов подходящей работы (л.д.24).
В последующем указанный приказ был отменен в связи с изданием приказа № от <дата> о признании истца безработным с <дата> (л.д.25).
<дата> истец обратился с заявлением к ответчику о предоставлении ему государственной услуги по содействию самозанятости безработного (л.д.28).
<дата> представил ответчику свидетельство о регистрации с качестве индивидуального предпринимателя от <дата> года. В связи с этим ответчиком издан приказ о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии его с учета в качестве безработного (л.д.27).
Из пояснений свидетеля гр. Я.Е. следует, что <дата> в Центр занятости населения г.Березники обратился Папсуевич П.Э. с заявлением об оказании ему государственной услуги по самозанятости. В процессе беседы с ним она выяснила, что Папсуевич П.Э. обратился в центр занятости с целью получения финансовой помощи при открытии своего дела, намерен зарегистрироваться в качестве ИП. Ему были даны разъяснения по порядку и условиям предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость. В частности, она разъяснила, что регистрация в качестве ИП до выполнения процедуры и без выполнения условий по получению финансовой помощи лишает его права на получение данной помощи. Папсуевичу П.Э. было предложено подойти в центр занятости для прохождения тестирования <дата>. В назначенное время гражданин для прохождения тестирования не явился, соответственно продолжение процедуры для получения ЕФП было невозможно. <дата> гражданином было предоставлено свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП, а потому он был снят с учета в качестве безработного, соответственно предоставление государственной услуги по самозанятости было прекращено, поскольку данная услуга предоставляется только тем гражданам, которые в установленном порядке имеют статус безработного.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации (далее – Закона) государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Согласно ст.3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В то же время, статьей 2 Закона установлено, что занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели).
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 7.1-1 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Порядок предоставления государственной услуги по самозанятости подробно регламентирован «Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 N 281н.
Согласно пункту 21.2 указанного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного (приказ центра занятости населения о снятии гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного).
Разделом III Административного регламента установлен порядок предоставления услуги по самозанятости. Основанием для начала предоставления государственной услуги по самозанятости является заявление-анкета безработного гражданина. После прохождения всех необходимых административных процедур по предоставлению данной государственной услуги результатом является получение безработным гражданином рекомендаций о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2012 года № 139-п утверждено Положение о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи безработным и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 1.5 Положения установлено, что получателями единовременной финансовой помощи на самозанятость являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившими дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
Согласно разделу II данного Положения единовременная финансовая помощь на самозанятость оказывается при предоставлении Центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан в соответствии с действующим законодательством.
Для получения единовременной финансовой помощи на самозанятость получатель финансовой помощи лично обращается в Центр занятости населения с соответствующим заявлением о получении единовременной финансовой помощи на самозанятость.
Условиями оказания единовременной финансовой помощи на самозанятость являются:
наличие у получателя финансовой помощи рекомендаций о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - регистрация предпринимательской деятельности), выданных Центром занятости населения по результатам предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;
представление получателем финансовой помощи в Центр занятости населения бизнес-плана с описанием планируемого вида деятельности, организации сбыта производимой продукции, оказания услуг, выполнения работ, системы налогообложения, с расчетом доходов и расходов, необходимых затрат и указанием источников их погашения, а также уровня планируемого месячного дохода не ниже минимального установленного законодательством Российской Федерации размера оплаты труда, увеличенного на размер районного коэффициента, не позднее чем через 6 месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что истец после обращения за получением государственной услуги по самозанятости, но не пройдя все необходимые в данном случае процедуры, не получив рекомендации, самостоятельно осуществил свою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, о чем до окончания предоставления госуслуги представил в центр занятости свидетельство о регистрации. При таких обстоятельствах истец не нуждался в последующем в какой-либо помощи со стороны центра занятости в его трудоустройстве, а потому оснований для сохранения за ним статуса безработного не имелось.
Государственная услуга по самозанятости может быть предоставлена только гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Поскольку истец статус безработного утратил, оснований для продолжения предоставления ему такой услуги у ответчика не имелось.
Кроме того, истец, указывая на свое право на получение единовременной финансовой помощи, не выполнил условия, предусмотренные для ее получения, а именно, до получения статуса индивидуального предпринимателя не прошел в установленном порядке тестирование, не получил необходимые рекомендации о государственной регистрации в качестве ИП, не представил в центр занятости бизнес-план. При таких обстоятельствах оснований для предоставления ему единовременной финансовой помощи не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Папсуевича П.Э. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г.Березники Пермского края» о возложении обязанности по предоставлению государственной услуги по самозанятости, получении денежной субсидии при открытии собственного дела - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (05.09.2014).
Судья - подпись С.А. Марданова
Копия верна, судья