Дело № 2-739/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 августа 2017 года г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.,
при секретаре Симоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балеевой Елены Александровны к администрации городского округа Шатура Московской области о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Балеева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Шатура Московской области о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка, ссылаясь на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между Балеевой Е.А. и администрацией Шатурского муниципального района Московской области на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка № «А» в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель категории «земли населенных пунктов», площадью 1026 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: Московская область, Шатурский район, городское поселение <адрес>, рядом с земельным участком <адрес>, для ведения огородничества, без права возведения капитальных строений, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставление земельного участка в аренду осуществлялось на основании Протокола комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от ДД.ММ.ГГГГ №, информация о предоставлении земельного участка в аренду была опубликована в установленном порядке, истцом были заказаны межевые работы в отношении земельного участка.
На указанном земельном участке Балеевой Е.А. был построен хозблок, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ были выполнены мероприятия по изменению вида разрешенного использования земельного участка на «ведение личного подсобного хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ между Балеевой Е.А. и администрацией Шатурского муниципального района было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, изменен п. 1.1 договора в части указанного вида разрешенного использования земельного участка, указано, что земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.
Данный земельный участок еще в 1995 году в площади 0,06 га предоставлялся Балеевой Е.А. (на тот момент ее фамилия была Тимофеева) в аренду с правом продления аренды по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке ей было разрешено поставить временный хозблок.
С того времени договор аренды спорного земельного участка продлялся, вопрос о его расторжении не ставился, т.е. указанный земельный участок находится в аренде истца более 22 лет.
Решением Комитета по управлению имуществом администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в продление аренды с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что он расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения. В основу отказа положено Постановление Главы Шатурского района № 85 от 05.05.2003 на стадии разработки генерального плана, по которому проведены публичные слушания.
Указанное постановление в архивном отделе администрации отсутствует, но имеется постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении зоны санитарной охраны водоисточников Кервского МЖКП».
Спорный участок не входит во вторую зону, имеет смежную границу с другими земельными участками, расположенными на одном уровне с ним, также рядом со скважиной находятся жилые дома, детский сад, СНТ «Дружба», что не является препятствием для пользования земельными участками.
В нарушении норм законодательства администрацией городского округа Шатура не согласовывал продление договора аренды с Министерством имущественных отношений Московской области.
Просит признать отказ в перезаключении договора аренды земельного участка незаконным, возложить на администрацию городского округа Шатура обязательство осуществить в соответствии с действующим законодательством разрешение вопроса о предоставлении (перезаключении) Балеевой Е.А. в аренду спорного земельного участка.
Определением суда от 27 июня 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
В судебное заседание истец Балеева Е.А. не явилась, о времени и месте разбирательства по делу извещена надлежащим образом.
Представитель истца адвокат Трушин О.Д. иск поддержал, дал аналогичные изложенным в нем объяснения, дополнительно пояснив, что спорный земельный участок находится в границах второго пояса охранной зоны источников питьевого водоснабжения, что подтверждается заключением кадастрового инженера, однако, это не свидетельствует о невозможности предоставить земельный участок в аренду истцу в рамках разрешенного использования, таких ограничений в законе нет. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа Шатура Московской области Михайлова О.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что по заключению ГУ архитектуры и градостроительства Московской области спорный земельный участок является ограничено оборотоспособным, не может быть предоставлен в аренду заявителю, такое заключение препятствует выполнению администрацией дальнейшей процедуры и является основанием для отказа заявителю. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Чечнев С.С. в судебном заседании поддержал позицию ответчика, пояснив, что заключение органа о невозможности предоставления участка в аренду основано на положениях ст. 27 ЗК Российской Федерации, поскольку участок находится во втором поясе охранной зоны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем является ограничено оборотоспособным. Просит в иске отказать.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между Балеевой Е.А. и администрацией Шатурского муниципального района Московской области был заключен договор аренды земельного участка № «А» в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель категории «земли населенных пунктов», площадью 1026 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, рядом с земельным участком <адрес>, для ведения огородничества, без права возведения капитальных строений, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Постановлением главы Шатурского муниципального района Московской области от 29 августа 2013 года № 649-П в отношении указанного земельного участка вид разрешенного использования «для ведения огородничества» изменен на «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 42, 43).
ДД.ММ.ГГГГ между Балеевой Е.А. и администрацией Шатурского муниципального района заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, изменен п. 1.1 договора в части указанного вида разрешенного использования земельного участка, указано, что земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 37).
На указанном земельном участке Балеевой Е.А. был построен хозблок, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).
Данный земельный участок первоначально предоставлялся ФИО1 (до 11.002.2000 - Тимофеева) в 1995 году в площади 0,06 га в аренду с правом продления аренды по договору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке было разрешено поставить временный хозблок (л.д. 35).
ДД.ММ.ГГГГ Балеева Е.А. обратилась к главе Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду без проведения торгов.
Как следует из акта обследования земельного участка от 17.02.2017, испрашиваемый земельный участок огорожен, обработан, имеется хоз. строение, теплицы, доступ имеется (л.д. 77).
В соответствии с п. 19 ч. 1, п. 10 ч. 4 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 №106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия органов местного самоуправления городских округов и городских поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения, городского округа, с 01.01.2015 осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области.
Статьей 2 Закона Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 2).
Пунктами 1, 6 ч. 2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны представлять в уполномоченные органы документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий; при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 № 1154/51 (ред. от 17.05.2016) «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности определено Министерство имущественных отношений Московской области (подп. 2 п. 3).
В соответствии с Временным порядком направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, утвержденным Распоряжением Минмособлимущества от 19.01.2017 № 13ВР-44 при поступлении от граждан заявлений о заключении договора аренды уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков, установленных Регламентами предоставления государственных услуг, утверждающими порядок рассмотрения таких обращений, обеспечивает проверку наличия комплекта документов, установленного соответствующими Регламентами (п. 1.1); обеспечивает получение необходимых документов в порядке межведомственного взаимодействия (п. 1.2); при продаже (передаче в аренду) земельного участка обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности (п. 1.3), при этом проверка ограничения оборотоспособности земельных участков подтверждается заключениями Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (п. 1.3.2).
В соответствии с указанным порядком администрация Шатурского муниципального района направила в адрес руководителя Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области 17.02.2017 запрос заключения, подтверждающего отсутствие ограничений оборотоспособности испрашиваемого истцом земельного участка, в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 79).
Заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (радиус второго пояса ЗСО – 191 м), что установлено «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, постановлением главы Шатурского района от 15.05.2003 № 85, является ограничено оборотоспособным в соответствии со ст. 27 ЗК Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду невозможно (л.д. 81-85).
Исходя из указанного заключения администрацией Шатурского муниципального района (Комитет по управлению имуществом) ДД.ММ.ГГГГ направлен в адрес Балеевой Е.А. ответ о невозможности предоставления в аренду земельного участка (л.д. 86).
Согласно Решению Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 12.04.2017 № 4/34 администрация Шатурского муниципального района переименована в администрацию городского округа Шатура.
Спорный земельный участок, действительно, находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения мкр. Керва города Шатура (скважина), что истцом не оспаривается, подтверждено представленным заключением кадастрового инженера (л.д. 66, 67).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (т.е. за исключением земельных участков, изъятых из оборота), могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки в первом и втором поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отнесены к категории земель, ограниченных в обороте, а не изъятых из него.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Таким образом, исходя из системного толкования указанных выше норм права, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, ограниченных в обороте, в том числе находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Закон устанавливает ограничения и специальный режим использования таких земельных участков.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 ЗК РФ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 введены в действие санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02»
В соответствии с пунктами 3.2., 3.2.2., 3.2.3. указанных Правил с целью сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения проводятся указанные в Правилах мероприятия, в том числе (в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения):
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
обязательное согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора бурения новых скважин и нового строительства, связанного с нарушением почвенного покрова;
запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли;
запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод;
запрещение размещения кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод, применения удобрений и ядохимикатов.
Вопрос о соблюдении арендатором установленных законом ограничений по использованию арендованного земельного участка в предмет доказывания по делу не входит и не может являться основанием для признания невозможным предоставления земельного участка в аренду.
Указанная позиция суда согласуется с позицией Московского областного суда, изложенной в Постановление Президиум Московского областного суда от 12 апреля 2017 г. № 175 по делу № 44г-113/17
Доводы истца о несогласовании ответчиком проекта договора в Минмособлимущество являются необоснованными, поскольку отказ в заключении договора был дан ответчиком до составления проекта договора с целью его направления на согласование в установленном выше порядке, что должно быть осуществлено ОМС в дальнейшем в соответствии с установленной процедурой заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, суд считает установленным отсутствие препятствия в заключении договора аренды земельного участка в связи с его статусом ограниченного в обороте как расположенного в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения, а основанный на указанном обстоятельстве отказ ответчика в заключении договора аренды является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Балеевой Елены Александровны удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Шатура Московской области в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, рядом с земельным участком №, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать администрацию городского округа <адрес> осуществить процедуру предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес> <адрес>, рядом с земельным участком №, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Хаванова
Мотивированное решение составлено 11 августа 2017 года
Судья Т.Ю. Хаванова