Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-24/2017 ~ М-13/2017 от 08.02.2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 марта 2017 года

г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Жидкова Т.Г.,

при секретаре судебного заседания Гладкой О.М.,

с участием помощника военного прокурора Белогорского гарнизона <иные данные> Мамаева А.С., административного истца Новоженина К.В., представителя войсковых частей , и их командиров <иные данные> Янковича Г.И., представителя начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (Якутия)» Павлова И.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <иные данные> Новоженина <иные данные> об оспаривании действий командира войсковой части и командира войсковой части , связанных с увольнением и исключением из списков личного состава войсковой части без жилья и обеспечения положенными видами довольствия,

УСТАНОВИЛ:

Новоженин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит: признать незаконными приказы командира войсковой части от <дата> и от <дата> об увольнении его с военной службы по истечении срока контракта и исключении из списков личного состава воинской части и обязать указанное должностное лицо отменить данные приказы; обязать командира войсковой части предоставить ему отпуск за 2016 год, выдать воинские перевозочные документы, а также выплатить материальную помощь за 2017 год; взыскать с войсковой части компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей и судебные расходы 600 рублей.

В обоснование своих требований Новоженин в административном исковом заявлении указал, что проходил военную службу в войсковой части , состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Приказом командира войсковой части от <дата> он уволен с военной службы по истечении срока контракта без обеспечения жильем. В настоящее время он с семьей проживает в служебном жилом помещении. Своего согласия на увольнение без обеспечения жильем он не давал, о чем указал в рапорте.

Дополнительно Новоженин дал объяснения, суть которых сводится к тому, что вещевым довольствием не обеспечен. Исключен из списков части с <дата> и у него имеется право на получение компенсации за вещевое имущество за последние 12 месяцев до момента исключения из списков личного состава части. Был направлен в отпуск без рапорта, дела и должность не сдал, отпуск за 2017 год не предоставлен.

Представитель войсковых частей , и их командиров Янкович, возражая против административного иска, указал, что Новоженин уволен с военной службы по истечении срока контракта, обеспечен денежным довольствием и денежной компенсацией за вещевое имущество до исключения из списков части, запрет на увольнение без жилья по этому основанию законом не предусмотрен. Материальная помощь ему не положена ввиду того, что является увольняемым и нахождение на военной службе административного истца связано только с предоставлением ему отпуска за 2016 год, отпуска предоставлены в полном объеме. Права Новоженина не нарушены, оспариваемые приказы являются законными и нет оснований для компенсации морального вреда.

Представитель начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (Якутия)» Павлов также указал об отсутствии законных оснований для взыскания морального вреда и возмещении судебных расходов.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Мамаева, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, военный суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что оспариваемыми приказами административный истец, состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после истечения срока контракта уволен с военной службы по данному основанию и исключен из списков части с <дата>, окончательный расчет произведен до исключения из списков части.

Согласно выписок из приказов командира войсковой части от <дата> и от <дата> Новоженин, при выслуге свыше 20 лет, уволен с военной службы по истечении срока контракта (подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключен из списков части с <дата>.

Как видно из копии решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> Новоженин принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, способом обеспечения жильем - получение жилищной субсидии.

Из копии рапорта от <дата>, копии листов беседы от <дата> и <дата> следует, что Новоженин был согласен с увольнением по данному основанию и просил уволить его именно по подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона - по истечении срока контракта, при этом выразил свое желание получить жилищную субсидию до увольнения с военной службы.

Как пояснил в суде сам административный истец, он желал уволиться по указанному основанию, основание увольнения не обжалует.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Аналогичный запрет на увольнение военнослужащих указанной категории предусмотрен п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

При этом, согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Таким образом, из анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что запрет на увольнение с военной службы без предоставления жилых помещений или жилищной субсидии определен законодателем только в отношении военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих увольнению по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом, военнослужащие, увольняемые с военной службы по истечению срока контракта, не относятся к военнослужащим данной категории, поэтому запрет на увольнение без предоставления жилых помещений или жилищной субсидии на них не распространяется.

Согласно п. 23 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.

В соответствии с п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и этим Положением.

Принимая во внимание, что Новоженин оспариваемым приказом уволен с военной службы по истечении срока контракта, срок контракта истек <дата>, приказ об исключении из списков части издан в соответствии с п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, поэтому доводы административного истца о незаконности увольнения и исключения из списков части без предоставления жилого помещения или жилищной субсидии являются ошибочными.

То обстоятельство, что Новоженин не обеспечен служебным жильем по номе по месту прохождения военной службы на вышеизложенный вывод суда о законности увольнения не влияет ввиду того, что Новоженин не относятся к категории военнослужащих, на которых распространяется запрет на увольнение без предоставления жилых помещений или жилищной субсидии.

Ссылки Новоженина на решения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации, являются необоснованными ввиду того, что в данных судебных актах вопросы законности увольнения военнослужащих без жилья не рассматривались, а предметом судебного разбирательства являлось право военнослужащего состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения.

Дополнительно военный суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Как следует из пояснений заявителя и сведений из ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (Якутия)» денежным довольствием, денежной компенсацией за вещевое имущество, а также пособием при увольнении Новоженин обеспечен <дата>, то есть до исключения из списков части.

Поскольку расчет при увольнении по денежному довольствию и денежной компенсации за вещевое имущество с Новожениным произведен до исключения из списков части, то оснований для восстановления административного истца в списках части или изменения даты исключения из указанных списков в порядке п. 16 ст. 34 Положения не имеется.

Доводы Новоженина о необеспечении его вещевым имуществом суд считает необоснованными ввиду того, что как пояснил сам административный истец, он на склад за получением вещевого имущества не прибывал. Кроме того, как следует из листа беседы, командир войсковой части довел до Новоженина о необходимости прибыть на склад за получением вещевого имущества. А издание приказа о выплате Новоженину денежной компенсации взамен предметов вещевого имущества <дата> и производство соответствующего расчёта в декабре 2016 года связано с необходимостью выполнения в отношении административного истца требований п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Требования о предоставлении отпуска за 2016 год не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с п. 1 ст. 29 Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск на основании приказа командира воинской части, при этом в соответствии с п. 4 данной статьи продолжительность отпуска за службу в отдаленной местности увеличивается на 5 суток.

Пунктом 16 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы.

Согласно пункту 23 статьи 34 указанного Положения военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Судом установлено, что согласно приказу командира войсковой части от <дата> и листу беседы от <дата> Новоженину, в соответствии с его волеизъявлением, предоставлен основной отпуск за 2016 год с выездом в <адрес> в количестве 52 суток с <дата> по <дата>.

Как следует из листа беседы и акта <дата> административному истцу было предложено получить отпускной билет и предписание, получать указанные документы Новоженин отказался.

Допрошенные в судебном заседании ФИО1, ФИО2 и ФИО3 показали, что в их присутствии административному истцу было доведено об убытии его в отпуск. Необходимые документы Новоженин получать отказался.

Из почтового отправления на имя Новоженина следует, что ему <дата> были направлены отпускные билеты, приказ командира войсковой части на отпуск, воинские перевозочные документы. Почтовое отправление вернулось в адрес командира войсковой части.

Анализируя представленные доказательства, военный суд приходит к выводу, что административному истцу не положен отпуск за 2017 год, поскольку исключение Новоженина из списков личного состава части с <дата> связано с окончанием в этот день предоставленного ему основного отпуска за 2016 год и в 2017 году административный истец служебных обязанностей не исполнял.

То обстоятельство, что Новоженин с <дата> по <дата> был освобожден от исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, не делало невозможным получение им документов об убытии в отпуск.

Доводы Новоженина о том, что он до <дата> находился в дополнительных сутках отпуска, право на которые возникло у него в 2015 году, являются необоснованными ввиду того, что как следует из показаний свидетеля Вареница – военнослужащего войсковой части и справки войсковой части от <дата> данная воинская часть является частью постоянной боевой готовности, а в соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не предоставляется.

Указание Новоженина на то, что право на дополнительные сутки отдыха он заработал ранее даты перевода части в режим постоянной готовности на данный вывод суда не влияет, поскольку с момента приведения войсковой части в постоянную готовность право использовать дополнительные сутки отдыха у ее военнослужащих в силу закона отсутствует, при этом суд учитывает, что Новоженину было доведено в ходе беседы <дата> о возможности получить компенсацию за данные сутки отдыха для чего необходимо исполнить соответствующий рапорт.

Таким образом, Новоженину основной отпуск предоставлен в полном объёме в соответствии с его выслугой лет, временем на дорогу, а заявленные административным истцом требования о предоставлении отпуска удовлетворению не подлежат.

Требование о возложении обязанности на командира войсковой части выплатить материальную помощь не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 89 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 военнослужащим, увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск, материальная помощь не выплачивается.

Как следует из материалов дела Новоженин, уволенный с военной службы приказом командира войсковой части от <дата> , с 1 января по <дата> находился в отпуске, исключен из списков личного состава воинской части с <дата>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Новоженин в силу вышеизложенной нормы, права на материальную помощь не имеет, а его требование удовлетворению не подлежит.

Иные доводы Новоженина о том, что он дела и должность не сдал, о несогласии его с подсчетом выслуги лет на вышеизложенные выводы суда не влияют ввиду того, что они не основаны на действующем законодательстве.

Оснований компенсации морального вреда военный суд не усматривает по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего.

Поскольку в удовлетворении административного иска Новоженину отказано, нет оснований компенсации морального вреда, связанного с этим увольнением.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований, заявленных Новожениным <иные данные>, о признании незаконными приказов командира войсковой части об увольнении и исключении из списков личного состава войсковой части и возложении на указанное должностное лицо обязанности их отменить, возложении обязанности на командира войсковой части предоставить основой отпуск за 2016 год и выплатить материальную помощь, а также взыскании морального вреда и возмещении судебных расходов,– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 7 марта 2017 года.

Председательствующий Т.Г. Жидков

2а-24/2017 ~ М-13/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новоженин Константин Владимирович
Ответчики
командир в/ч 62825
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Дело на странице суда
belgvs--amr.sudrf.ru
08.02.2017Регистрация административного искового заявления
08.02.2017Передача материалов судье
08.02.2017Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Подготовка дела (собеседование)
16.02.2017Подготовка дела (собеседование)
16.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2017Судебное заседание
02.03.2017Судебное заседание
07.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее