Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-486/2017 от 14.06.2017

Дело № 2-486/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск          27 июня 2017 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,

при секретаре Корчма А.В., с участием:

представителя ответчика Сотниковой М.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Благовещенского района Амурской области, заявленного в интересах Братковской А.В., относящейся к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации Благовещенского района Амурской области о возложении обязанности по совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Благовещенского района Амурской области обратился в суд в интересах Братковской А.В. с указанным иском и в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Благовещенского района проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверки установлено, что Братковская А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Б.Л.А. ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце записаны со слов матери. В соответствии с постановлением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> Братковская А.В. подлежит обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма. На основании ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года <номер> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на администрацию Благовещенского района. В 2016 году Братковская А.В. завершила обучение в МАОУ Волковская СОШ. Согласно информации Управления Росреестра по Амурской области Братковская А.В. не имеется в собственности жилого помещения. Вместе с тем, Братковская А.В. до настоящего времени администрацией Благовещенского района жильем не обеспечена, в связи с чем, она обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилья, обращении в суд в защиту ее интересов. Непредоставление администрацией Благовещенского района жилого помещения по договору специализированного найма Братковской А.В., влечет нарушение дополнительных гарантий и ее прав на предоставление жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного, просит суд возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность обеспечить приобретение благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., из специализированного жилищного фонда для Братковской А.В. на территории Благовещенского района Амурской области с последующей его передачей на баланс Благовещенского района Амурской области с целью предоставления его по договору найма специализированных жилых помещений Братковской А.В.

Прокурор Благовещенского района, истец Братковская А.В. в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика – администрации Благовещенского района Амурской области Сотникова М.Г. в судебном заседании не возражала против заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Правительства Амурской области в письменном отзыве на иск указал, что требования прокурора Благовещенского района не согласуются со способами обеспечения органами местного самоуправления указанной категории граждан жилыми помещениями, определенными Законом Амурской области № 427-ОЗ, а также положениями ст. 92 ЖК РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, министерства социальной защиты населения Амурской области в письменном отзыве на иск полагал, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется, поскольку Братковская А.В. не включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, отдела образования администрации Благовещенского района в письменном отзыве не возражал против удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание представители третьих лиц не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Учитывая изложенное, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту интересов Братковской А.В.

В судебном заседании установлено, что родителями Братковской А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, являются Б.Л.А. и Б.В.А., что следует из справки о рождении <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Согласно свидетельству о смерти серии II-БА <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, Б.Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В силу изложенных обстоятельств, Братковская А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> установлен факт невозможности проживания Братковской А.В. в ранее занимаемом жилом помещении и она поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма.

Согласно сообщению отдела образования администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, Братковская А.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 63.

В 2016 году Братковская А.В. окончила МАОУ Волковскую СОШ <адрес>, что подтверждается аттестатом о среднем общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о права Братковской А.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору найма Братковской А.В., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, прокурор Благовещенского района, действуя в интересах Братковской А.В., обратился с указанными требованиями в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Братковская А.В. имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года № 144 был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) (п. 4). Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. 17). Органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области (п. 21).

В этой связи, суд находит несостоятельным довод представителя Правительства Амурской области о несоответствии заявленных прокурором требований способам предоставления органами местного самоуправления жилых помещений рассматриваемой категории граждан.

Предусмотренные статьей 5 указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд с учетом вышеуказанных норм права, считает установленным, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения из специализированного жилищного фонда лежит на органе местного самоуправления.

Однако, как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком – администрацией Благовещенского района, до настоящего времени жилое помещение для Братковской А.В. не приобретено и соответственно не предоставлено.

Согласно ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Учитывая, что постановлением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> Братковская А.В. была поставлена на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением, суд приходит к выводу о необходимости предоставления истцу специализированного жилого помещения на территории Благовещенского района Амурской области.

При этом, в силу ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с постановлением администрации Благовещенского района <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь предоставляемого жилого помещения установлена в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан.

Суд также учитывает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством жилое помещение должно отвечать ряду требований, в частности оно должно быть изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

То обстоятельство, что информация о нуждаемости Братковской А.В. в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения не была предоставлена администрацией Благовещенского района в министерство социальной защиты населения Амурской области, в связи с чем она не значиться в списке министерства, свидетельствует о лишь ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных законом на него полномочий, и не может ущемлять жилищные права истца, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Благовещенского района к администрации Благовещенского района о возложении обязанности на администрацию Благовещенского района Амурской области обеспечить приобретение благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., из специализированного жилищного фонда для Братковской А.В. на территории Благовещенского района для последующей его передачи на Благовещенского района с целью предоставления его по договору найма специализированных жилых помещений Братковской А.В.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Благовещенского района, заявленные в интересах Братковской А.В., относящейся к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Администрации Благовещенского района о возложении обязанности по совершению действий - удовлетворить.

Возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность обеспечить приобретение благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., из специализированного жилищного фонда для Братковской А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> с последующей его передачей на баланс Благовещенского района Амурской области с целью предоставления его по договору найма специализированных жилых помещений Братковской А.В..

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    

Председательствующий:

2-486/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Братковская Анастасия Владимировна
Прокуратура Благовещенского района
Ответчики
администрация Благовещенского района
Другие
Минфин Амурской области
Отдел образования администрации Благовещенского района
Минобр Амурской области
Финуправление администрации Благовещенского района
Правительство Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Комогорцев Игорь Юрьевич
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
14.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.06.2017Передача материалов судье
15.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017Судебное заседание
28.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее