Дело № 2-1065/17
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> 16 февраля 2017 года
Промышленного районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу судьи Донских Н.В.,
при секретаре Жихаревой О.В.,
с участием:
представителя истца ТУ Росимущества в СК действующего на основании доверенности Кищенко А.Н.,
ответчика Минаева В.А.,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды действующего на основании доверенности Дмитриевой О.Н.,
представителя третьего лица ГКУ «Ставропольское лесничество» действующего на основании доверенности Тупица К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Минаеву В. А., Минаевой Н. В. (третьи лица: Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, ДНТ «Лесок», Государственное казённое учреждение «Ставропольское лесничество») о признании границ земельного участка неустановленными,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском обратилось в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к Минаеву В. А., Минаевой Н. В. о признании границ земельного участка неустановленными.
В обоснование заявленных требований указано, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешённым использованием: для садоводства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ «Спутник», № <данные изъяты>, находится в общей долевой собственности Минаева В.А., Минаевой Н.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от <данные изъяты> г. № <данные изъяты> (Минаева Н.В.), от <данные изъяты> №.<данные изъяты> (Минаев В.А.). Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты> имеет пересечения с землями лесного фонда, указанное подтверждается выкопировкой из планшета № <данные изъяты> квартала <данные изъяты>, выдел <данные изъяты> урочище «Татарская лесная дача». Согласно Заключению кадастрового инженера № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты> имеют пересечение с землями лесного фонда. Площадь пересечения составила <данные изъяты> кв.м. При этом местоположение границ спорного земельного участка с Территориальным управлением, уполномоченным представителем собственника - Российской Федерации смежными землями лесного фонда не согласовывалось. Включение в межевой план недостоверных сведений о местоположении границ и площади земельного участка свидетельствует о несоответствии указанного документа требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты>. № <данные изъяты> - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Границы земель лесного фонда подтверждаются материалами лесоустройства <данные изъяты> года, выкопировкой из планшета № <данные изъяты> квартала <данные изъяты>, выдел <данные изъяты> урочище «Татарская лесная дача» Ставропольского лесничества Ставропольского участкового лесничества. С учетом того, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты> была допущена кадастровая ошибка в местоположении границы указанного земельного участка, следует признать границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>, не соответствующими требованиям земельного законодательства. Просит суд, признать границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>, назначение объекта: земли населенных пунктов - для садоводства, площадь <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ «Спутник», № <данные изъяты>, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежащими уточнению. <адрес> <данные изъяты> кв.м. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>, назначение объекта: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ «Спутник», № <данные изъяты>, декларированной.
Судом поставлен на обсуждение участникам процесса вопрос об оставлении заявленных требований без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абз. 4 ст. 222 ГПК РФ, поскольку истец не имеет полномочий на подписание искового заявления и подачи его в суд. Контроль по вопросам о признании границ земельного участка неустановленными, признании площади земельного участка декларированной, - не входит в полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
Представитель истца ТУ Росимущества в СК по доверенности Кищенко А.Н. в судебном заседании возражала против оставления искового заявления без рассмотрения, настаивала на рассмотрении заявленных требований по существу.
Ответчик Минаев В.А. в судебном заседании не возражал против оставления искового заявления без рассмотрения.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по доверенности Дмитриева О.Н. в судебном заседании возражала против оставления искового заявления без рассмотрения.
Представитель третьего лица ГКУ «Ставропольское лесничество» по доверенности Тупица К.А. также возражал против оставления искового заявления без рассмотрения.
Ответчик Минаева Н.В., третьи лица <адрес>, Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура, Филиал ФГБУ Росреестра, кадастра и картографии по СК, ДНТ «Лесок», КУМИ, Администрация <адрес>, - в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, о причине своей неявки суд не уведомили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть поступившее ходатайство в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив ходатайство, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз.4 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
В силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обратилось в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением о признании границы земельного участка из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, общей площадью <данные изъяты> кв.м. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>, назначение объекта: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ «Спутник», № <данные изъяты> - не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежащими уточнению; признании общей площади <данные изъяты> кв.м. указанного земельного участка - декларированной.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ Федерального агентства лесного хозяйства от 16 сентября 2014 года N ВЛ-03-54/11079 "О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда", содержащим информацию по итогам обобщения и анализа судебной практики по вопросу защиты прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 нюня 2008 года N 432. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Таким образом, правом на обращение в суд с исковыми требованиями о признании права или признании права отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает Росимущество (как непосредственно, так и через свои территориальные органы). Также в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда с иском в суд вправе обращаться органы прокуратуры (например, о признании договора купли-продажи земельного участка, отнесенного к землям лесного фонда, недействительным).
В то же время на основании пункта 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов <адрес> и <адрес>, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
В свою очередь, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района, отображающих границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (статья 84 Земельною кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения, определен статьями <данные изъяты> Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана, схемы территориального планирования подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими, что подтверждается судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> июля 2013 года N ВАС-<данные изъяты>).
Таким образом, в случае выявления незаконного включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района право на обжалование таких документов территориального планирования принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства. Также с заявлением о признании документов территориального планирования недействующими вправе обратиться в органы прокуратуры.
Согласно ст. 11 ГК РФ Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 123-О, от 16 ноября 2006 года N 493-О, от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О, от 23 марта 2010 года N 388-О-О, 22 марта 2012 г. N 555-О-О.
При этом избираемый способ защиты должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с частью второй статьи 12 ГПК Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Как указано в статье 2 данного Кодекса, это необходимо для достижения такой задачи гражданского судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами гражданских и иных правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Минаеву В. А., Минаевой Н. В. (третьи лица: Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, ДНТ «Лесок», Государственное казённое учреждение «Ставропольское лесничество») о признании границ земельного участка неустановленными, а площадь декларированной, - оставить без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абз. 4 ст. 222 ГПК РФ, поскольку истец не имеет полномочий на подписание искового заявления и подачи его в суд. Контроль по вопросам о признании границ земельного участка неустановленными, признании площади земельного участка декларированной, - не входит в полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 222, 224, 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Минаеву В. А., Минаевой Н. В. (третьи лица: Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, ДНТ «Лесок», Государственное казённое учреждение «Ставропольское лесничество») о признании границ земельного участка неустановленными, а площадь декларированной, - без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 15 дней.
Судья Н.В.Донских