Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-46/2013 ~ М-36/2013 от 19.02.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Богатое Самарской области 15 апреля 2013 года

Богатовский районный суд Самарской области

в составе: председательствующего Н. А. Рогова,

при секретаре Н.Н. Жаньяровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2013
по исковому заявлению налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Самарской области к Степанову <данные изъяты> о взыскании суммы транспортного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогу), а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России
№ 8 по Самарской области обратилась в суд с иском к Д.Н. Степанову о взыскании суммы транспортного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогу), а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога, в котором, ссылаясь на статьи 23, 45, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», просила взыскать с ответчика Д.Н. Степанова недоимку по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере <данные изъяты> рубля, всего в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца МИ ФНС России № 8 по Самарской области А.Ю. Захватов (на основании доверенности № 03-019/00024 от 10.01.2012) заявленное налоговым органом требование поддержал.

Ответчик Д.Н. Степанов в судебном заседании исковое требование не признал, пояснив, что принадлежавший ему ранее грузовой автомобиль <данные изъяты> года выпуска, в 2007 году был сдан на металлолом (утилизирован), однако указанный автомобиль в установленном порядке был снят с учета в подразделении Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства лишь в 2012 г. по заявлению Д.Н. Степанова. Ссылаясь на отсутствие во владении ответчика указанного объекта налогообложения с 2007 г. Д.Н. Степанов просил отказать налоговому органу в иске.

Выслушав объяснения представителя налогового органа
А.Ю. Захватова и ответчика Д.Н. Степанова, изучив представленные сторонами доказательства, суд считает исковое заявление МИ ФНС России
№ 8 по Самарской области к Д.Н. Степанову о взыскании суммы транспортного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогу), а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации содержится определение налога как обязательного и индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с налогоплательщиков в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Реализуя свои конституционные полномочия по установлению налогов и сборов, федеральный законодатель в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации определил, что транспортный налог устанавливается НК Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно статье 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 362 НК Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу статьи 260 НК Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 359 НК Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии с главой 28 НК Российской Федерации на территории Самарской области ставки транспортного налога, сроки и порядок его уплаты, а также льготы по транспортному налогу и основания для их использования, определены Законом Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

Статьей 3 указанного Закона установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивать транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, то есть извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Такое требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Те же правила применяются и в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.

Данное правило применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из объяснений представителя налогового органа А.Ю. Захватова в судебном заседании и материалов дела следует, что за собственником
Д.Н. Степановым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы два транспортных средства, включая автомобиль модели <данные изъяты> и автомобиль <данные изъяты>. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиком Д.Н. Степановым не оспаривалось.

Статьей 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» предусмотрены льготы по транспортному налогу, включая освобождение от уплаты транспортного налога инвалидов всех категорий.

Указанная льгота предоставляется только в отношении одного транспортного средства из определенных ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области о транспортном налоге категорий транспортных средств, включая легковые автомобили с мощностью двигателя до100 л.с. включительно.

Учитывая, что ответчик Д.Н. Степанов является инвалидом <данные изъяты> группы и один из двух принадлежащих ему автомобилей – автомобиль модели <данные изъяты> является легковым автомобилем с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., то есть до 100 л.с., ответчик Д.Н. Степанов освобожден от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства.

Вместе с тем, являясь собственником другого транспортного средства, а именно – грузового автомобиля модели <данные изъяты>, ответчик
Д.Н. Степанов обязан уплачивать транспортный налог в отношении данного транспортного средства.

Как это следует из объяснений ответчика Д.Н. Степанова в судебном заседании, а также приемо-сдаточного акта ОАО «Самаравтормет» № БГТ05215 от 09.10.2007, в 2007 году принадлежащий ответчику грузовой автомобиль <данные изъяты> был сдан на металлолом. По мнению ответчика Д.Н. Степанова, поскольку во владении собственника или других лиц автомобиль <данные изъяты> отсутствует, с момента утилизации данный автомобиль перестал соответствовать критериям транспортного средства и по этой причине не может использоваться налогоплательщиком в его деятельности; как следствие, упомянутый автомобиль перестал соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом; сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие данного транспортного средства (автомобиля <данные изъяты>) не влечет за собой возникновения налоговой обязанности.

Доводы ответчика Д.Н. Степанова не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае суд исходит из того, что упомянутое транспортное средство, то есть автомобиль <данные изъяты>, является объектом налогообложения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанное транспортное средств было зарегистрировано за собственником Д.Н. Степановым, однако транспортный налог ответчиком не уплачивался, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании. Вместе с этим, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования; в случае утилизации транспортного средства собственник (владелец), за которым оно зарегистрировано, обязан снять его с учета по указанному основанию в подразделениях ГИБДД по месту регистрации транспортного средства.

При снятии автомобилей с учета в случае их утилизации в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства, а передача автомобиля <данные изъяты> на металлолом без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика Д.Н. Степанова, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

В судебном заседании установлено, что ответчику Д.Н. Степанову налоговым органом направлялись налоговые уведомления № № 263307, 308841, 341863 (л.д. 9-11, 12, 14, 16), а затем было направлено требование
№ 7141 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию
на 22 ноября 2012 г., содержащее указание на срок его исполнения – 28 декабря 2012 г. Однако в установленный требованием срок и позднее по настоящее время недоимка по транспортному налогу за <данные изъяты> г.г., а также начисленные налоговым органом пени за несвоевременную уплату транспортного налога, ответчиком Д.Н. Степановым не уплачены.

Поскольку срок исполнения требования № 7141 об уплате налога истек 28 декабря 2012 г., суд приходит к выводу о том, что налоговый орган обратился в суд своевременно, то есть в пределах предусмотренного п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации шестимесячного срока.

Учитывая, что ответчик Д.Н. Степанов в установленный законодательством о налогах и сборах срок не уплатил недоимку по транспортному налогу за <данные изъяты> годы, что не оспаривается ответчиком, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Самарской области к Степанову <данные изъяты> о взыскании недоимки по налогу и пени за несвоевременную уплату транспортного налога – удовлетворить полностью.

Взыскать со Степанова <данные изъяты> в федеральный бюджет недоимку по транспортному налогу за <данные изъяты> годы в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>) и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>), всего взыскать со Степанова <данные изъяты> в федеральный бюджет недоимку по налогу и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию по гражданским делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Рогов

Решение постановлено в окончательной форме судьей с помощью ПК в совещательной комнате 19 апреля 2013 г.

2-46/2013 ~ М-36/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИ ФНС России № 8 по Самарской области
Ответчики
Степанов Д.Н.
Суд
Богатовский районный суд Самарской области
Судья
Рогов Н. А.
Дело на странице суда
bogatovsky--sam.sudrf.ru
19.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2013Передача материалов судье
21.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2013Предварительное судебное заседание
11.04.2013Судебное заседание
15.04.2013Судебное заседание
19.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее