Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 30 ноября 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Неграшевой Л.Н.,
с участием представителя истца –
помощника прокурора Братского района Иркутской области Сучковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1039/2021 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Зябинского сельского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Иванова Оксана Александровна, Деревягина Софья Александровна, о возложении обязанности провести аттестацию муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Зябинского сельского поселения об обязании в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Ивановой О.А. и Деревягиной С.А.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в деятельности администрации Зябинского сельского поселения выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе в части не проведения аттестации муниципальных служащих. Установлено, что администрацией Зябинского сельского поселения не обеспечено в установленные сроки прохождение аттестации муниципальными служащими Ивановой О.А. и Деревягиной С.А., поступившими на службу соответственно **.**.**** и **.**.****.
Выявленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде не проведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих или понижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе.
Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, не проведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Зябинского муниципального образования.
Поскольку не проведение администрацией Зябинского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе и принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, и позволяет в данном случае прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации.
Просит суд обязать администрацию Зябинского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих Деревягиной С.А., **.**.**** года рождения, Ивановой О.А., **.**.**** года рождения.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Сучкова А.С., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик администрация Зябинского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Письменных возражений по иску ответчиком не представлено.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Иванова О.А., Деревягина С.А. не явились, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили ходатайства с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Сучковой А.С., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Сучкову А.С., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы
В силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе, совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что основными принципами муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
Статья 8 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» также предусматривает, что положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с Типовым положением (приложение 2 к настоящему Закону).
Так, пункт 2 раздела 1 Типового положения предусматривает, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности муниципальной службы при сокращении должностей муниципальной службы в муниципальном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.
Как следует из положений статей 6, 9 части 6 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой им на условиях трудового договора конкретной должности муниципальной службы и установленным для исполнения этой должности квалификационным требованиям, предусмотренным Законом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Братского района Иркутской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе администрацией Зябинского сельского поселения, что подтверждается соответствующим актом от 21.05.2021. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Зябинского сельского поселения не обеспечено прохождение аттестации муниципальными служащими Деревягиной С.А., Ивановой О.А.
Так, согласно копии трудового договора *** от **.**.**** Иванова О.А. принята на муниципальную службу в должности <данные изъяты> с **.**.****, а Деревягина С.А., согласно копии трудового договора *** от **.**.****, принята на муниципальную службу в должности <данные изъяты> с **.**.****.
Вместе с тем, сведений о том, что указанные муниципальные служащие проходили аттестацию за время муниципальной службы, материалы дела не содержат и ответчиком дополнительно не представлены.
Принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе, не проведение аттестации муниципальных служащих влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Зябинского муниципального образования.
21.05.2021 заместитель прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И. внесла в адрес администрации Зябинского сельского поселения представление № 7-27-2021 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе» с требованием о принятии мер к устранению нарушений закона.
Из ответа администрации Зябинского сельского поселения от 21.06.2021, установлено, что в целях устранения выявленных нарушений, прохождение аттестации муниципальных служащих администрация Зябинского сельского поселения Деревягиной С.А., Ивановой О.А. предварительно назначено на сентябрь 2021 года.
Вместе с тем, доказательств того, что муниципальные служащие Деревягина С.А. и Иванова О.А. прошли аттестацию в сентябре 2021 года, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Деревягиной С.А., Ивановой О.А. замещают должности муниципальной службы в муниципальном образовании Зябинского сельского поселения более года, и не относятся к служащим, в отношении которых не проводится аттестация, следовательно, они подлежат аттестации по правилам, установленным ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Зябинского сельского поселения не обеспечено прохождение указанными муниципальными служащими аттестации.
При этом суд учитывает, что, в этой связи, неисполнение администрацией Зябинского сельского поселения, предоставленных ей законом полномочий по проведению аттестации муниципальных служащих, расцениваются прокуратурой Братского района Иркутской области как нарушение законодательства о противодействии коррупции.
Более того, не проведение администрацией Зябинского сельского поселения аттестации муниципальных служащих не позволяет своевременно оценить профессионализм и компетентность работающих муниципальных служащих, что нарушает законодательство Российской Федерации о муниципальной службе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Зябинского сельского поселения об обязании провести аттестацию указанных муниципальных служащих, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Зябинского сельского поселения в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих: Ивановой Оксаны Александровны, **.**.**** года рождения, Деревягиной Софьи Александровны, **.**.**** года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда – 06.12.2021.