Решение по делу № 2-395/2017 ~ М-310/2017 от 25.04.2017

Дело №2-395/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» мая 2017г. г.Буйнакск

Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Омарова А.Р.,

с участием помощника прокурора г.Буйнакска Гамидова М.М.,

при секретаре Манатовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Буйнакска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением к МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» по тем основаниям, что прокуратурой г.Буйнакска с привлечением специалистов Центрального межрайонного управления по экологии природопользованию проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно, не ведется надлежащим образом производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), не принимаются надлежащие меры к соблюдению требований природоохранного законодательства - надлежащему хранению, учету и утилизации отходов производства, прежде всего 1 класса опасности, обучению работников и т.п., что является наруше­нием п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей сре­ды"; паспорта на отходы 1-4 классов опасности не разработаны, что являет­ся нарушением ст.14 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производ­ства и потребления"; лица, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опасности не прошли профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами, что является нарушением ст.15 Федерального за­кона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; не ведется учет об­разовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим органи­зациям отходов, отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи отходов лицензированным организациям, что является нарушени­ем ч.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и по­требления"; обязанность по разработке проекта норматива образования отхо­дов и лимитов на их размещение, утверждению нормативов образования от­ходов и лимитов на их размещение не исполнена, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и по­требления".

При этом, в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении образуются следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно­кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства КОД по ФККО 471 101 01 52 1 - 1 класс опасности; КОД по ФККО 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (ис­ключая крупногабаритный) 4 класс опасности; КОД по ФККО 7 37 100 01 72 5 смет от уборки территории предприятий, организаций, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений 5 класс опасности; КОД по ФККО отходы бумаги и картона от канцелярской дея­тельности и делопроизводства 4 05 122 02 60 5 - 5 класс опасности, другие виды отходов (ФККО утвержденный приказом Федеральной службы по надзору за природопользованием от 18.07.2014 № 445).

В образовательном учреждении место для временного хранения, отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующее предъявляемым требованиям Постановления Прави­тельства РФ от 03.09.2010 № 681 не создано, тара - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении отсут­ствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопреде­ленного круга лиц.

Настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не выполнение указанных в исковом заявлении требований нару­шает право граждан, в том числе обучающихся в данной образовательной ор­ганизации на благоприятную окружающую среду, влечет за собой нарушение прав лиц, посещающих данное учреждение, на защиту их жизни, здоровья и имущества, а также на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяй­ственной и иной деятельностью, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании ст.45 ГПК РФ просит обязать МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: разработать и представить на утверждение проект норматива образо­вания отходов и лимитов на их размещение; разработать и представить на согласование в Управление Росприроднадзора по РД в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 классов опасности; назначить лиц, ответственных за обращение с отходами; организовать прохождение профессиональной подготовки лицами, до­пущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опас­ности, а также получить соответствующие свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами; организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим организациям отходов; организовать накопление и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, в специальной таре и в специально выделенном для этой цели помещении, защищённом от химических агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, ис­ключающем повреждение тары.

В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Гамидов М.М. поддержал иск прокурора и просил его удовлетворить по вышеуказанным основаниям.

Ответчик МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило, об уважительности причин неявки представителя не сообщило, не просило рассмотреть дело без участия его представителя и возражений по иску не представило.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительности причин неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснение помощника прокурора и изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Буйнакска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно исследованному судом заключению по результатам поверки от 17.04.2017г. следует, что прокуратурой г.Буйнакска с привлечением специалистов Центрального межрайонного управления по экологии природопользованию проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно, не ведется надлежащим образом производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), не принимаются надлежащие меры к соблюдению требований природоохранного законодательства - надлежащему хранению, учету и утилизации отходов производства, прежде всего 1 класса опасности, обучению работников и т.п., что является наруше­нием п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей сре­ды"; паспорта на отходы 1-4 классов опасности не разработаны, что являет­ся нарушением ст.14 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производ­ства и потребления"; лица, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опасности не прошли профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами, что является нарушением ст.15 Федерального за­кона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; не ведется учет об­разовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим органи­зациям отходов, отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи отходов лицензированным организациям, что является нарушени­ем ч.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и по­требления"; обязанность по разработке проекта норматива образования отхо­дов и лимитов на их размещение, утверждению нормативов образования от­ходов и лимитов на их размещение не исполнена, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и по­требления".

В образовательном учреждении место для временного хранения, отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующее предъявляемым требованиям Постановления Прави­тельства РФ от 03.09.2010 № 681 не создано, тара - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении отсут­ствует.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением.

На основании положений статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консерва­ция и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказыва­ющих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружаю­щей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологи­ческой безопасности.

В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юриди­ческие и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природ­ной среды, рационального использования и воспроизводства природных ре­сурсов.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допу­стимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (часть 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды").

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (часть 1 статьи 24 того же Закона).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессио­нальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе де­ятельности которых образуются отходы 1 - IV класса опасности, обязаны под­твердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в по­рядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим государственное регулирование в области охраны окружаю­щей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен пас­порт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением уста­новленных законодательством Российской Федерации об обеспечении един­ства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ "Об отходах производства и потребления").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV клас­сов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части освети­тельных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Указанные правила обязательны для юри­дических лиц, независимо от организационно-правовой формы (п. 1 ). В пункте 2 изложены понятия: «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуата­ции и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента; «потребители ртутьсодержащих ламп», в том числе юридические лица, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV класса опасности, эксплуатирующие осветитель­ные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; «накопле­ние» - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, разрешенного в уста­новленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп; « та­ра » - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. В пункте 4 Правил указано, что потребители ртутьсодержащих ламп (кроме фи­зических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. В соответствии с пунктом 5 накопление отработанных ртутьсодержа­щих ламп производится отдельно от других видов отходов. Согласно пункту 7 и п. 14 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, за­щищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, по­верхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих поврежде­ние тары.

Как установлено судом из материалов дела и не оспаривается сторонами, прокуратурой г.Буйнакска была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой был выявлен ряд нарушений вышеприведенных законов и нормативно-правовых актов, которые до настоящего времени не устранены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не соблюдаются требования законодательства об отходах производства и потребления, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту их жизни, здоровья и имущества, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяй­ственной и иной деятельностью, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить полностью.

Обязать МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда: разработать и представить на утверждение проект норматива образо­вания отходов и лимитов на их размещение; разработать и представить на согласование в Управление Росприроднадзора по РД в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 классов опасности; назначить лиц, ответственных за обращение с отходами; организовать прохождение профессиональной подготовки лицами, до­пущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опас­ности, а также получить соответствующие свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами; организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим организациям отходов; организовать накопление и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, в специальной таре и в специально выделенном для этой цели помещении, защищённом от химических агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, ис­ключающем повреждение тары.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий А.Р. Омаров

2-395/2017 ~ М-310/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
пом.прокурора г.Буйнакска Гамидов М.М
Ответчики
МКДОУ Детский сад № 11
Суд
Буйнакский городской суд Республики Дагестан
Судья
Омаров Абдурахман Рашидович
Дело на странице суда
buinakskiy-gs--dag.sudrf.ru
25.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2017Передача материалов судье
26.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2017Судебное заседание
17.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2017Дело оформлено
17.06.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее