Дело №2-395/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» мая 2017г. г.Буйнакск
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Омарова А.Р.,
с участием помощника прокурора г.Буйнакска Гамидова М.М.,
при секретаре Манатовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г.Буйнакска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением к МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» по тем основаниям, что прокуратурой г.Буйнакска с привлечением специалистов Центрального межрайонного управления по экологии природопользованию проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска».
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно, не ведется надлежащим образом производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), не принимаются надлежащие меры к соблюдению требований природоохранного законодательства - надлежащему хранению, учету и утилизации отходов производства, прежде всего 1 класса опасности, обучению работников и т.п., что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; паспорта на отходы 1-4 классов опасности не разработаны, что является нарушением ст.14 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; лица, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опасности не прошли профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами, что является нарушением ст.15 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; не ведется учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим организациям отходов, отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи отходов лицензированным организациям, что является нарушением ч.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; обязанность по разработке проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение, утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не исполнена, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При этом, в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении образуются следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутнокварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства КОД по ФККО 471 101 01 52 1 - 1 класс опасности; КОД по ФККО 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класс опасности; КОД по ФККО 7 37 100 01 72 5 смет от уборки территории предприятий, организаций, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений 5 класс опасности; КОД по ФККО отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 4 05 122 02 60 5 - 5 класс опасности, другие виды отходов (ФККО утвержденный приказом Федеральной службы по надзору за природопользованием от 18.07.2014 № 445).
В образовательном учреждении место для временного хранения, отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующее предъявляемым требованиям Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 не создано, тара - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не выполнение указанных в исковом заявлении требований нарушает право граждан, в том числе обучающихся в данной образовательной организации на благоприятную окружающую среду, влечет за собой нарушение прав лиц, посещающих данное учреждение, на защиту их жизни, здоровья и имущества, а также на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании ст.45 ГПК РФ просит обязать МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: разработать и представить на утверждение проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение; разработать и представить на согласование в Управление Росприроднадзора по РД в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 классов опасности; назначить лиц, ответственных за обращение с отходами; организовать прохождение профессиональной подготовки лицами, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опасности, а также получить соответствующие свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами; организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим организациям отходов; организовать накопление и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, в специальной таре и в специально выделенном для этой цели помещении, защищённом от химических агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, исключающем повреждение тары.
В судебном заседании помощник прокурора г.Буйнакска Гамидов М.М. поддержал иск прокурора и просил его удовлетворить по вышеуказанным основаниям.
Ответчик МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило, об уважительности причин неявки представителя не сообщило, не просило рассмотреть дело без участия его представителя и возражений по иску не представило.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительности причин неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснение помощника прокурора и изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Буйнакска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно исследованному судом заключению по результатам поверки от 17.04.2017г. следует, что прокуратурой г.Буйнакска с привлечением специалистов Центрального межрайонного управления по экологии природопользованию проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно, не ведется надлежащим образом производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), не принимаются надлежащие меры к соблюдению требований природоохранного законодательства - надлежащему хранению, учету и утилизации отходов производства, прежде всего 1 класса опасности, обучению работников и т.п., что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; паспорта на отходы 1-4 классов опасности не разработаны, что является нарушением ст.14 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; лица, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опасности не прошли профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами, что является нарушением ст.15 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; не ведется учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим организациям отходов, отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи отходов лицензированным организациям, что является нарушением ч.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; обязанность по разработке проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение, утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не исполнена, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В образовательном учреждении место для временного хранения, отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующее предъявляемым требованиям Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 не создано, тара - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании положений статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (часть 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды").
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (часть 1 статьи 24 того же Закона).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Указанные правила обязательны для юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы (п. 1 ). В пункте 2 изложены понятия: «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента; «потребители ртутьсодержащих ламп», в том числе юридические лица, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; «накопление» - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп; « тара » - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. В пункте 4 Правил указано, что потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. В соответствии с пунктом 5 накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Согласно пункту 7 и п. 14 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Как установлено судом из материалов дела и не оспаривается сторонами, прокуратурой г.Буйнакска была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой был выявлен ряд нарушений вышеприведенных законов и нормативно-правовых актов, которые до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не соблюдаются требования законодательства об отходах производства и потребления, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту их жизни, здоровья и имущества, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить полностью.
Обязать МКДОУ «Детский сад №11 г.Буйнакска» в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда: разработать и представить на утверждение проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение; разработать и представить на согласование в Управление Росприроднадзора по РД в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 классов опасности; назначить лиц, ответственных за обращение с отходами; организовать прохождение профессиональной подготовки лицами, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1-4 класса опасности, а также получить соответствующие свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами; организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим организациям отходов; организовать накопление и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, в специальной таре и в специально выделенном для этой цели помещении, защищённом от химических агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, исключающем повреждение тары.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Омаров