ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
Председательствующего Громова С.В.,
при секретаре Дикаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-170/2021 по иску администрации г. Тулы к Асророву Махмуджону Мутрибджоновичу о признании объекта капитального строительства самовольными постройками и обязании привести объект капитального строительства в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, иску Соболенкова Льва Сергеевича к Асророву Махмуджону Мутрибджоновичу о признании объекта самовольной постройкой и обязании ее сноса, встречному иску Асророва Махмуджона Мутрибджоновича к администрации г. Тулы, Соболенкову Льву Сергеевичу, Лялину Алексею Александровичу о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии и признании права собственности на индивидуальный жилой дом в реконструированном состоянии,
установил:
представитель администрации г. Тулы по доверенности Зубченко С.В. обратилась в суд с иском к Асророву М.М. о признании объекта капитального строительства самовольными постройками и обязании привести объект капитального строительства в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки. В обоснование исковых требований указала, что в адрес администрации г. Тулы от Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о выявлении самовольной постройки. Из указанного уведомления следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, выявлен факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения, а именно, строительство объекта незавершенного строительства с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и объекта капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м, с нарушением градостроительных норм и без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается актом проверки. К уведомлению был приложен акт проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проверки в отношении Асророва М.М., и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки. Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым нмером №, общей площадью 653 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Асророву М.М. Согласно письму управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительство на земельном участке с кадастровым номером № администрацией г. Тулы не выдавалось, градостроительный план не разрабатывался. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Тулы поступило обращение вх. № № от Асророва М.М. об уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке кадастровым номером №. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, установлены требования минимальных отступов от границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Как следует из акта проверки, в ходе визуального осмотра установлено, на земельном участке, принадлежащем Асророву М.М., расположены: незавершенный строительством объект капитального строительства с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и объект капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м. Незавершенный строительством объект капитального строительства, с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м имеет отступ 1-1,12 м от ограждения, установленного на границе земельного участка с кадастровым номером №, отступ от земель общего пользования со стороны проезда отсутствует. Объект капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м имеет отступ 0-0,5 м до земельного участка с кадастровым номером №. Отступы указанных построек не соответствует требованиям по минимальным отступам от границ земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тула. В рассматриваемом случае постройка возведена без разрешения на строительство (реконструкцию) и с нарушением градостроительным норм. Полагала, что поскольку самовольные постройки реконструированы и возведены без получения соответствующих разрешений, то они подлежат приведению в соответствие с установленными требованиями. Ссылаясь на положения ст. ст. 1, 51, 54, 55.32 Градостроительного кодекса РФ и ст. ст. 222, 263 ГК РФ, просила:
признать объекты капитального строительства – незавершенный строительством объект с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и объект капитального строительства с незавершенным мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, самовольными постройками;
обязать Асророва М.М. в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда привести объекты капитального строительства – незавершенный строительством объект с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и объект капитального строительства с незавершенным мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки.
Определением суда от 25.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен смежный землепользователь Соболенков Л.С.
Определением суда от 19.01.2021 к производству суда принято исковое заявление Соболенкова Л.С. к Асророву М.М. о признании объекта самовольной постройкой и обязании ее сноса. В исковом заявлении Соболенков Л.С. в обоснование исковых требований указал, что он является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. На соседнем земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>, Асроровым М.М. возведена незаконная постройка без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Из документов предоставленных суду администрацией г. Тулы, следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> выявлен факт возведения (создания) здания сооружения или другого строения, а именно, строительство объекта незавершенного строительства с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м, и объекта капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м с нарушением градостроительных норм и без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений и с нарушением градостроительных строительных норм и правил, что подтверждается актом проверки компетентных органов. Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 653 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Асророву М.М. Согласно письму управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тула от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства на данном земельном участке не выдавалось, градостроительный план не разрабатывался. Незавершенный строительством объект капитального строительства с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м имеет отступ 1-1,12 м от ограждения, установленного на границе принадлежащего ему (Соболенкову Л.С.) земельного участка с кадастровым номером №, отступ от земель общего пользования со стороны проезда отсутствует. Отступы данной постройки не соответствуют требованиям по минимальным отступам от границ земельного участка, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тула. Кроме того, самовольная постройка размерами 7,5 м х 13,3 м возведена без соблюдения необходимого трехметрового расстояния от границы принадлежащего ему земельного участка. Согласно п. 5.3.4. «СП 30-102-99. Свод правил. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», принятых Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № №, до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одноквартирного и блокированного дома – 3 метра. Сохранение самовольной постройки размерами 7,5 м х 13,3 м нарушает его (Соболенкова JI.C.) права и охраняемые законом интересы, а также создает грозу для его жизни и здоровья. Ссылаясь на положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 222, 263 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», просил признать объект капитального строительства – незавершенный строительством объект с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, самовольной постройкой и обязать Асророва М.М. осуществить снос самовольной постройки.
Определением суда от 18.03.2021 к производству суда принято встречное исковое заявление Асророва М.М. к администрации г. Тулы, Соболенкову Л.С., Лялину А.А. о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии и признании права собственности на индивидуальный жилой дом в реконструированном состоянии. В обоснование встречных исковых требований Асроров М.М. указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником земельного участка с кадастровым номером № и индивидуального жилого дома с кадастровым номером № с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>. Жилой дом и вспомогательные строения по своему техническому состоянию имели ветхий вид. Согласно Техническому паспорту на жилой дом с кадастровым номером №, выданному ГУ ТО «Областное БТИ», индивидуальный жилой дом с пристройками был выстроен до 1917 года, площадь застройки жилыми помещениями и неотапливаемыми помещениями составляла 72 кв.м., литеры Б; Б1; б; б1 и б2. Также на его земельном участке находились вспомогательные строения - сараи лит.Г3-Г7, которые также имели ветхий вид. С целью улучшения своих жилищных условий им произведена реконструкция жилого дома и реконструированы сараи под гараж. В соответствии с техническим планом здания, подготовленным кадастровым инженером ООО «Межевание и Геодезия 71» Гречишкиной В.В., на месте старого дома выстроен путем реконструкции жилой дом площадью застройки 83,2 кв.м., технический план согласован с энергоснабжающими организациями. Общая площадь реконструированного жилого дома составляет 227,6 кв.м., из которых: подвал 63 кв.м., первый этаж 83,2 кв.м., мансардный этаж 81,4 кв.м. Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, основной вид использования земельного участка с кадастровым номером № и объектов капитального строительства установлен «для индивидуального жилищного строительства», код вида разрешенного использования - 2.1. Земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Зона застройки индивидуальными жилыми домами выделена для размещения и эксплуатации отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов, а также объектов обслуживания населения, связанных с проживанием граждан. Основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне являются размещение объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства и ведение личного подсобного хозяйства. С целью узаконения произведенных реконструкций, ООО «Тула Эксперт Строй» произвело обследование состояния конструктивных элементов жилого дома и дало заключение о возможности эксплуатации жилого дома в реконструированном состоянии. Полагал, что размещение построек соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Тула. Ссылаясь на положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ст. 222 ГК РФ, просил:
признать за Асроровым М.М. право собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 227,6 кв.м., из которых: подвал 63 кв.м., первый этаж 83,2 кв.м., мансардный этаж 81,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии в соответствии с техническим планом ООО «Межевание и Геодезия 71» от ДД.ММ.ГГГГ;
признать за Асроровым М.М. право собственности в реконструированном состоянии на гараж в соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ ИП Трусова Е.В., общей площадью 66,2 кв.м.
Представитель истца-ответчика по встречному иску администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ответчик по встречному иску Соболенков Л.С. и его представитель по ордеру адвокат Белов А.Н. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик-истец по встречному иску Асроров М.М. и ответчик Лялин А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, не просили суд отложить рассмотрение дела. У суда нет оснований считать причину неявки ответчиков в судебное заседание уважительной.
Представитель ответчика-истца по встречному иску Асророва М.М. по доверенности Адамович А.В., представители третьих лиц – Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в соответствии с положениями ст. ст. 113-116 ГПК РФ.
В письменных объяснениях представитель третьего лица – инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору в лице начальника Мусиенко П.В. считал исковые требования администрации г. Тулы обоснованными. Указал, что в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 02.07.2014 № 313 «Об утверждении Положения об инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору» инспекция является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора. В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора на основании приказа инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении Асророва М.М. проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № в результате проверочных мероприятий установлено следующее. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Зона застройки индивидуальными жилыми домами выделена для размещения и эксплуатации отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов, а также объектов обслуживания населения, связанных с проживанием граждан. Основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне являются размещение объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства и ведение личного подсобного хозяйства. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № - земли под домами индивидуальной жилой застройки, что ответствует основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 653,0 кв.м, с разрешенным использованием «земли под домами индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Асророву М.М., запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за № №. На земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 653,0 кв.м, расположено основное строение (жилое строение) общей площадью 48,1 кв.м с кадастровым номером №, также принадлежащее на праве собственности Асророву М.М. В соответствии с письмом администрации МО город Тула от ДД.ММ.ГГГГ исх. № №, разрешение на строительство (реконструкцию) на земельном участке с кадастровым номером № не выдавалось. В ходе проведения проверки Асроровым М.М. были предоставлены следующие документы:
проект газификации жилого дома № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, ГСВ, выданный АО «Тулагоргаз» на 6 листах;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером. № на 3 листах;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом с кадастровым номером № на 2 лимтах;
уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ на 3 лимтах;
чертеж границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленный АО «ТулаТисиз» на 2 листах.
В ходе визуального осмотра и согласно произведенным обмерам установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены: объект незавершенного строительства с габаритными размерами по внешнему обмеру 7,5 м х 13,3 м и двухэтажный объект капитального строительства (с мансардным этажом) с габаритными размерами по внешнему обмеру 12,0 м х 4,3 м высотой 5,0 м в коньке кровли. Объект незавершенного строительства с габаритными размерами по внешнему размеру 7,5 м х 13,3 м; стены выполнены из кладки газобетонного кирпича (белого), высотой - на момент проведения проверки - на уровне 1 этажа с подвальным помещением, что подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту проверки. Отступ от ограждения смежного земельного участка с кадастровым номером № - 0,5 м со стороны улиц общего пользования); отступ от ограждения смежного земельного участка с кадастровым номером № - 1-1,2 м (с территории земельного участка с кадастровым номером №). Отступ от земель общего пользования со стороны проезда отсутствует. Двухэтажный объект капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами по внешнему обмеру 12,0 м х 4,3 м, высотой 5,0 м в коньке кровли, отступом от ограждения смежного земельного участка с кадастровым номером № - 0-0,5 м. Возведенные здания с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и 12,0 м х 4,3 м не обладают признаками объектов индивидуального жилищного строительства, поскольку являются на момент проведения проверки объектами незавершенного строительства, не имеют подведенных инженерных коммуникаций (не обеспечены водоснабжением, канализацией). Внутренние помещения возведенных зданий не предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Объектом незавершенного строительства является объект капитального строительства, строительство которого не завершено в установленном порядке, при этом степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи). Асроров М.М. является застройщиком на земельном участке с кадастровым номером №. Поскольку на обращение Асророва М.М. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы подготовлено уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, то застройщиком в нарушении ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществлено строительство объекта незавершенного строительства с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и двухэтажного объекта капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м на земельном участке с кадастровым номером № с несоблюдением отступов от смежных земельных участков, что нарушает действующие правила землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №.
На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2 Статьи).
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 Статьи).
При этом, одного из указанных в пункте 1 признаков достаточно для признания строения самовольной постройкой.
Исходя из содержания пункта 3 Статьи, самовольная постройка может быть оставлена на месте и судом может быть признано право собственности на нее, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Конституционный Суд РФ в принятых решениях неоднократно указывал на то, что закрепленные в ст. 35 Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях, самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки - санкцию за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 ГК РФ, закрепляющей признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершенной с нарушением установленных законодательных норм, и последствия такой постройки, с целью защиты прав граждан и обеспечения баланса публичных и частных интересов, реализации требований ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Согласно ч. 6.2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
Положениями ст. 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (часть 3 Статьи).
В силу ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных п. 1 ст. 222 ГК РФ, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 222 ГК РФ; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, предусмотрены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельная высота зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; максимальный коэффициент плотности застройки.
Судом установлено, что Асророву М.М. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 653,0 кв.м, вид разрешенного использования: земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>
жилой дом с кадастровым номером № площадью 48,1 кв.м., количество этажей – 1, в том числе подземных – 0, расположенный по адресу: <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, материалами дел правоустанавливающих документов на земельный участок и жилой дом, оформленных Управлением Росреестра по Тульской области.
Как следует из Акта проверки органом государственного контроля (надзора) гражданина № № от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору в ходе визуального осмотра установлено, что на момент проверки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, выявлен факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке расположены: незавершенный строительством объект капитального строительства с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и объект капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м. Незавершенный строительством объект капитального строительства, с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м имеет отступ 1-1,12 м от ограждения, установленного на границе земельного участка с кадастровым номером №, отступ от земель общего пользования со стороны проезда отсутствует. Объект капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м имеет отступ 0-0,5 м до земельного участка с кадастровым номером №. Отступы указанных построек не соответствует требованиям по минимальным отступам от границ земельного участка, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно письму управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № администрацией г. Тулы не выдавалось, градостроительный план не разрабатывался.
ДД.ММ.ГГГГ Асроров М.М. обратился в администрацию г. Тулы с уведомлением за № № о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
Таким образом, ответчиком Асроровым М.М. как застройщиком без получения в установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ порядке разрешения на строительство, с нарушением Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, осуществлено строительство объектов: незавершенного строительством объекта с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и объекта капитального строительства с мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м.
Факт возведения самовольных построек сторонами в ходе производства по делу не оспаривался.
Поскольку сторонами по делу (Соболенковым Л.С. и Асроровым М.М.) были представлены в обоснование первоначальных и встречных требований соответственно заключение эксперта ООО «Эксперт Центр» № № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие выводы о том, что самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан, и техническое заключение ООО «Тула Эксперт Строй» № № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности эксплуатации строений, расположенных по адресу: <адрес>, судом по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Спектр-Гранд».
Согласно заключению эксперта ООО «Спектр-Гранд» № № от ДД.ММ.ГГГГ объекты капитального строительства с габаритными размерами 7,5 м х13,3 м и 4,3 м х 12,0 м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, являются вновь возведенным объектами капитального строительства.
Объект капитального строительства с габаритными размерами 7,5 м х13,3 м не соответствует требованиям ст. 20 статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Тулы, утвержденных решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №: и пункта 5.3.4 СП 30-102-99 «Свод правил по проектированию и строительству, планировка и застройка территории малоэтажного строительства».
Объект капитального строительства с габаритными размерами по внешним обмерам 4,3 м х 12,0 м не соответствует требованиям статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Тулы, утвержденных решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, пункта 5.3.4 СП 30-102-99 «Свод правил по проектированию и строительству, планировка и застройка территории малоэтажного строительства», СП 4.13130.2013 «Свод правил системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты».
Объект капитального строительства с габаритными размерами 7,5м х 13,3 м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при степени пожарной опасности жилых и общественных зданий создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан при распространение пожара на соседние здания и сооружения.
Геометрические размеры и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № позволяют произвести строительство двух объектов малоэтажной индивидуальной жилой застройки габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м и 4,3 м х 12,0 м высотой в коньке не более 6м, с сохранением их функциональности для габаритов: 7,5м х 13,3 м - два надземных один подземный этажей ; для габаритов 4,3 м х 12,0 м - два надземных мажа согласно требований: Правил землепользования и застройки муниципального образования города Тулы, утвержденных решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №; СП 30-102-99 «Свод правил по проектированию и строительству, планировка и застройка территории малоэтажного строительства»; СП 4.13130.2013 «Свод правил системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты» с расположением пятен застройки объектов на земельном участке последовательно друг за другом с соблюдением отступов от границ участков установленных в нормативных документах описанных выше.
Оценив заключение судебного эксперта по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд принимает его в качестве допустимого и достоверного доказательства. У суда не имеется оснований ставить под сомнение выводы судебного эксперта, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда и эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; экспертиза проведена высококвалифицированным специалистом, имеющим значительный стаж работы в экспертной деятельности и сертификат соответствия судебного эксперта. Экспертиза проведена с соблюдением требований Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иных действующих нормативно-правовых актов; выводы эксперта, изложенные в заключении, сторонами по делу не оспаривались, подтверждаются совокупностью других доказательств, представленных в материалы дела.
Суд отмечает, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Как разъяснено в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, взаимосвязь упомянутых норм позволяет выделить необходимую совокупность юридических фактов, при доказанности которых иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен, если:
строительство объекта осуществлено на участке, находящемся в собственности, постоянном пользовании, пожизненном наследуемом владении;
застройщиком получены предусмотренные законом разрешения и согласования, соблюдены градостроительные и строительные нормативы, предприняты меры к легализации самовольных строений, не давшие результата;
права и законные интересы других лиц соблюдены, угроза жизни и здоровью граждан исключена;
объект возведен застройщиком своими силами и за счет собственных средств.
Представленными суду доказательствами подтверждается, что объект капитального строительства с незавершенным мансардным этажом с габаритными размерами 12,0 м х 4,3 м, и незавершенный строительством объект с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям по минимальным отступам от границ земельного участка, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Такие же выводы содержатся в техническом заключении ООО «Тула Эксперт Строй» № № от ДД.ММ.ГГГГ, представленном ответчиком-истцом по встречному иску Асроровым М.М.
Кроме того, незавершенный строительством объект с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд находит заявленные требования администрации г. Тулы и Соболенкова Л.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В свою очередь, требования Асророва М.М. о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии и признании права собственности на индивидуальный жилой дом в реконструированном состоянии являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При этом суд принимает во внимание, что требования администрации г. Тулы в части приведения незавершенного строительством объекта с габаритными размерами 7,5 м х 13,3 м в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки охватываются требованиями Соболенкова Л.С. о сносе самовольной постройки.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ закреплено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку органом исполнительной власти заявлены требования неимущественного характера, в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 7,5 ░ ░ 13,3 ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 12,0 ░ ░ 4,3 ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 12,0 ░ ░ 4,3 ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 7,5 ░ ░ 13,3 ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░