Дело № 2-2530/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2014 г.
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой Л.Н.,
при секретаре Ильиных Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мининой Е. В. к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и признании права на досрочную пенсию,
Установил:
В суд обратилась Минина Е.В. с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и признании права на досрочную пенсию по старости, указав, что 27.09.2013 она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа педагогической работы 25 лет. При этом в специальный стаж истца не были включены периоды работы с 21.02.1995 по 14.04.1996 в должности воспитателя ясли-сада №43 Орско-Халиловского металлургического комбината, с 28.10.1996 по 09.10.2001 в должности педагога-психолога в СОШ №22, с 01.07.2003 по 31.08.2003, с 01.09.2003 по 31.03.2004 в должностях педагога-психолога, зав. Психологического отдела в МУ «Центр социально-психологической помощи молодежи», с 02.04.2004 по 23.08.2006 в должности педагога дополнительного образования в МОБУ дополнительного образования детей «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий», с 01.09.2006 по 16.03.2007 в должности педагога-организатора в Научно-образовательном производственном центре. Истец просила включить в специальный стаж перечисленные периоды работы и назначить пенсию с 27.09.2013
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Денисова Т.А. в судебном заседании иск поддержала, ссылаясь на законность принятого Комиссией решения.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.
На основании ст. 28 п.1 подп. 10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, согласно которым право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, при условии работы в должностях и учреждениях, поименованных в Списке.
Решением ответчика от 26.12.2013 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого количества специального стажа.
Комиссия засчитала в специальный стаж работы истца 18 лет 00 месяцев 16 дней.
Ответчиком обоснованно не был засчитан в специальный стаж работы истца период с 21.02.1995 по 14.04.1996 в должности воспитателя ясли-сада №43 Орско-Халиловского металлургического комбината, так как истец находилась в отпуске по уходу за ребенком 21.02.1995 г.рождения.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку данный отпуск был предоставлен истице после 6 октября 1992 года, то есть после вступления в законную силу изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР, в связи с которыми возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена.
Периоды работы Мининой Е.В. с 28.10.1996 по 09.10.2001 в должности педагога-психолога в СОШ №22, с 01.07.2003 по 31.08.2003, с 01.09.2003 по 31.03.2004 в должностях педагога-психолога, зав. Психологического отдела в МУ «Центр социально-психологической помощи молодежи» обосновано не зачтены ответчиком в специальный стаж.
Пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, установлено, что работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1. 11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды истица осуществляла деятельность педагога-психолога в учреждении, указанном в п. 11 Правил, не представлено.
Период работы истца с 02.04.2004 по 23.08.2006 в должности педагога дополнительного образования в МОБУ дополнительного образования детей «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» не подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Пунктом 2 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение, в числе прочих, педагогов дополнительного образования, работающих в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе, в центрах дополнительного образования для детей.
В соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Однако на период 01.01.2001 у истца не имелось стажв работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, в связи с чем указанный период не подлежит зачету в специальный стаж.
Период работы Мининой Е.В. с 01.09.2006 по 16.03.2007 в должности педагога-организатора в Научно-образовательном производственном центре не подлежит включению в подсчет специального стажа, поскольку Должность педагога-организатора не поименована соответствующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Основания для назначения Мининой Е.В. досрочной пенсии по старости с 27.09.2013 отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Мининой Е. В. к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и признании права на досрочную пенсию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 28.07.2014.
Судья