Дело № 2-922/2020
УИД №34RS0006-01-2020-000885-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 21 мая 2020 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
представителя истца Лукьяновой Е.В.
по доверенности от 04.03.2020г. Ярцевой И.А.,
представителя ответчика Центр ПФР №2
по установлению пенсий в Волгоградской области
по доверенности от 02.03.2020г. Кириченко А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенко Лукьяновой Елены Владимировны к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Лукьянова Е.В. обратилась в суд с иском к Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области, в котором просит: признать незаконным решение ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгоградат№872610/19 от 07 февраля 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж Лукьяновой Е.В. в льготном исчислении (1:1,6) периода работы с 12.07.1990г. по 31.12.1991г. в должности операционной медсестры в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) в МСЧ ВПО «Каустик», отказа во включении в специальный стаж в календарном исчислении (1:1) периода работа со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений, отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01.10.1998г. по 28.10.1998г., со 02.04.2009г. по 18.05.2009г., с 16.12.2009г. по 05.02.2010г.; возложить на ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда обязанность по включению в специальный стаж Лукьяновой Е.В. в льготном исчислении (1:1,6) периода работы с 12.07.1990г. по 31.12.1991г. в должности операционной медсестры в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) в МСЧ ВПО «Каустик», в календарном исчислении (1:1) периода работа со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01.10.1998г. по 28.10.1998г., со 02.04.2009г. по 18.05.2009г., с 16.12.2009г. по 05.02.2010г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В обоснование заявленных требований истец Лукьянова Е.В. указала, что решением ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда от 07.02.2020г. №872610/19 Лукьяновой Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 30-ти летнего специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья. В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу было засчитано 27 лет 4 месяца 29 дней. Лукьяновой Е.В. было отказано во включении в специальный стаж в льготном исчислении (1:1,6) периода работы с 12.07.1990г. по 31.12.1991г. в должности операционной медсестры в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) в МСЧ ВПО «Каустик». Данный период работы включен в специальный стаж истца в календарном исчислении. Пенсионный фонд обосновал данное решение тем, что включение указанного периода в льготном исчислении (1:1,6) не предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются справками, уточняющими льготный характер работ. Истец была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 01.12.1997г., соответственно до этой даты для подтверждения периодов работы истца принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Истец полагает, что пенсионный фонд незаконно не включил в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений со 02.12.1987г. по 12.12.1989г., в котором была также предусмотрена должность врача, со ссылкой на то, что комбинат не относится к учреждениям здравоохранения. Работа истца в указанной должности подтверждается записью в трудовой книжке. Истец полагает, что её работа в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку трудовая деятельность протекала в структурном подразделении учреждения здравоохранения. Комбинат спортивных сооружений относится к объектам спорта, в которых всегда создаются медпункты для оказания первичной медико-санитарной помощи спортсменам на основании приказов государственных учреждений. Истец указывает, что осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медпункте СУ «Судоверфь». Её работа проходила в специальном медицинском кабинете, оснащенном инструментами и лекарственными средствами. Кроме того, она оказывала первую доврачебную помощь, участвовала в медицинских осмотрах, вела санитарно-просветительскую работу, то есть её деятельность была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. истец настаивает на том, что медпункт в период её работы относился к структурному подразделению медицинского учреждения, т.к. медпункт находился при заводе СУ «Судоверфь». В период работы истца медпункты при крупных фабриках, заводах относились к каким-либо медицинским учреждениям, являлись их структурными подразделениями. Пенсионных фонд при принятии решения не счел нужным выяснить этот вопрос путем направления дополнительных запросов. Вместе с тем, для истца, как для гражданина такие сведения получить затруднительно. Кроме того, пенсионный фонд незаконно отказал во включении в специальный стаж курсов повышения квалификации с отрывом от производства с 01.10.1998г. по 28.10.1998г., со 02.04.2009г. по 18.05.2009г., с 16.12.2009г. по 05.02.2010г. С данными выводами пенсионного фонда также нельзя согласиться по следующим основаниям. Периоды работы, предшествующие повышению квалификации и следовавшие за ними, подлежат включению в стаж в соответствии с той должностью, на которой истец находилась. Таким образом, если периоды работы были включены ответчиком в специальный стаж ситца, следовательно, по общему правилу, периоды повышения квалификации, также подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Включение периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации не противоречит п.5 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 (как указал пенсионный фонд в своем отказе).
Истец Лукьянова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца Лукьяновой Е.В. по доверенности Ярцева И.А в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковой заявлении.
Представитель ответчика Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области по доверенности Кириченко А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, просит отказать в их удовлетворении. Пояснил, что период работы с 12.07.1990г. по 31.12.1991г. в должности операционной медсестры в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) в МСЧ ВПО «Каустик» засчитан истице в льготном исчислении. Период работы со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений, не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку Комбинат спортивных сооружений не предусмотрен списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку в указанные периоды истец не осуществляла медицинскую деятельность, а, следовательно, не имела соответствующих нагрузок, той интенсивности и характера работы, с которыми и связывается приобретение права на досрочное пенсионное обеспечение, то данные периоды могут быть включены только в общий страховой стаж, но не в специальный.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 N 231-О, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что Лукьянова Е.В. обратилась в УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением УПФР в Советском районе г. Волгограда №872610/19 от 02 февраля 2020 года Лукьяновой Е.В. засчитано в выслугу 28 лет 11 месяцев 23 дня, в назначении досрочной страховой пенсии по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения отказано в связи с отсутствием необходимого 30 летнего стажа.
Данным решением не были включены следующие периоды:
- со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений,
- с 01.10.1998г. по 28.10.1998г., со 02.04.2009г. по 18.05.2009г., с 16.12.2009г. по 05.02.2010г – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
При разрешении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.
На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г. (действующего в момент обращения истца к ответчику и отказа в досрочном назначении пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (пункт "в").
Согласно пунктам 2, 3, 4 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Конкретный перечень наименований лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений здравоохранения приводится в единой номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2005 года № 627, ранее приводился в номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395. Названные номенклатуры не относят к учреждениям здравоохранения общества с ограниченной ответственностью. Закон указывает на необходимость осуществления медицинским работником, претендующим на досрочную пенсию, работы исключительно в учреждениях здравоохранения. Указанное толкование положений упомянутых нормативно-правовых актов согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпункта 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях " право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В соответствии с пунктом «н» части 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Как установлено в судебном заседании решением №872610/19 от 07.02.2020г. в специальный стаж Лукьяновой Е.В. включен период работы с 12.07.1990г. по 12.11.1992г. – операционная медсестра в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) МСЧ ВПО «Каустик» (1:1,6).
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Лукьяновой Е.В. в части признания незаконным решения ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгоградат№872610/19 от 07 февраля 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж Лукьяновой Е.В. в льготном исчислении (1:1,6) периода работы с 12.07.1990г. по 31.12.1991г. в должности операционной медсестры в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) в МСЧ ВПО «Каустик», и возложении на ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда обязанности по включению в специальный стаж Лукьяновой Е.В. в льготном исчислении (1:1,6) периода работы с 12.07.1990г. по 31.12.1991г. в должности операционной медсестры в детском хирургическом отделении (стационарное, хирургического профиля) в МСЧ ВПО «Каустик», у суда не имеется.
Истцом заявлены требования о признании незаконным решения ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгоградат№872610/19 от 07 февраля 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж в календарном исчислении (1:1) периода работа со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений, возложении на ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда обязанности по включению в специальный стаж Лукьяновой Е.В. в календарном исчислении (1:1) периода работа со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждений «детские сады» и «школы».
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991г., действовавшим в спорный период времени, а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22.09.1999г., действовавшим и применявшимся до 29.10.2002г., детские сады (комбинаты, спортклубы), школы и гимназии, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002г., детские сады (комбинаты, спортклубы), школы и гимназии включены не были.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в учреждениях здравоохранения.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названный Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основу дифференциации названных понятий были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (спортклубах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, при том, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, вопреки доводам представителя истца, не может расцениваться как нарушающие конституционный принцип определенности и предсказуемости в сфере пенсионного обеспечения.
Доказательств тому, что Комбинат (спортклуб) был структурно выделен в СУ «Судоверфь» и относился к учреждениям здравоохранения, в ходе судебного разбирательства не представлено.
При этом само по себе не имеет правового значения то обстоятельство, что истица работала в качестве медсестры, т.е. осуществляла медицинскую деятельность.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013г. N 395, номенклатур государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных Приказами соответственно Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.06.2003г. N 229 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004г., детский сад (комбинат, спортклуб) не отнесен. В Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013г. N 529н, указанное учреждение также отсутствует.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что период работы Лукьяновой Е.В. со 02.12.1987г. по 12.12.1989г. в должности медицинской сестры в Комбинате спортивных сооружений (спортклубе), включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не подлежит.
Кроме того, истцом заявлены требования о признать незаконным решение ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгоградат№872610/19 от 07 февраля 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж Лукьяновой Е.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01.10.1998г. по 28.10.1998г., со 02.04.2009г. по 18.05.2009г., с 16.12.2009г. по 05.02.2010г. и включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.1998г. по 28.10.1998г., со 02.04.2009г. по 18.05.2009г., с 16.12.2009г. по 05.02.2010г.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии со ст.173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Как следует из ст. 174 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней; подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Согласно ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
В силу ч.1, ч.2 ст.197 ТК РФ, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как следует из материалов дела, за период нахождения на курсах повышения квалификации, заработная плата Ф.И.О.8 начислялась.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, на которые ссылается ответчик в оспариваемом решении, не предусмотрено ограничений по включению вышеуказанных периодов в специальный стаж.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФР, и, соответственно, данный период включается в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, и, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 предусматривалось, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя и правом, и обязанностью.
Поскольку повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, за период обучения за истцом сохраняется место работы, средняя заработная плата, с которой производятся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, то ответчиком необоснованно исключены из специального стажа истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Следовательно, отказ ответчика во включении в стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации является неправомерным.
Со стороны истца были заявлены требования о назначении страховой пенсии с момента возникновения права.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г. (действующего в момент обращения истца к ответчику и отказа в досрочном назначении пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С учетом включенных в специальный стаж истца периодов, что менее требующихся 30 лет стажа, требования Лукьяновой Е.В. о назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права – не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ №872610/19 ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 01.10.1998░. ░░ 28.10.1998░., ░░ 02.04.2009░. ░░ 18.05.2009░., ░ 16.12.2009░. ░░ 05.02.2010░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 01.10.1998░. ░░ 28.10.1998░., ░░ 02.04.2009░. ░░ 18.05.2009░., ░ 16.12.2009░. ░░ 05.02.2010░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ №872610/19 ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (1:1,6) ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 12.07.1990░. ░░ 31.12.1991░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (1:1) ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.12.1987░. ░░ 12.12.1989░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (1:1,6) ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 12.07.1990░. ░░ 31.12.1991░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (1:1) ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.12.1987░. ░░ 12.12.1989░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░