№ 2-3524/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Фурсова В.А.,
при секретаре Тягушевой С.М.,
с участием представителя истца Представитель1, представителя ответчика и третьего лица Представитель2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения комиссии, обязании постановить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Р. обратился в суд с настоящим исковым заявлением к УФСИН России по Амурской области, в обоснование заявленных требований указал, что решением территориальной комиссии УФСИН по Амурской области, оформленное протоколом от *** г. № *** ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на положения ч. 4 ст. 8 ФЗ № 283-ФЗ от 30.12.2012 г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В протоколе указано, что его супруга ТретьеЛицо1, являясь членом семьи истца, имея до *** г. 1/3 доли в праве собственности в жилом помещении, передала его в собственность иного лица, тем самым ухудшив условия проживания. Считает, отчуждение доли жилого помещения не влияло на его право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку с учетом отчужденной доли в праве на квартиру, истец и члены его семьи был обеспечен жилплощадью менее *** кв.м. На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области от *** г., оформленное протоколом от *** г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; отменить решение территориальной комиссии УФСИН Росси по Амурской области от *** г.; возложить обязанность на УФСИН России по Амурской области поставить Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с *** г.
Согласно письменным пояснениям представителя ответчика УФСИН России по Амурской области, возражают против удовлетворения исковых требований, поскольку членом семьи истца было произведено умышленное ухудшение своих жилищных условий – отчуждение членом семьи собственника жилого помещения, что не отрицается истцом и указано в исковом заявлении. Данное обстоятельство, согласно ч. 8 ст. 4 ФЗ № 282-ФЗ от 30.12.2012 г. не позволяет его принять на учет ранее, чем через 5 лет после продажи указанного жилого помещения.
На судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом истец, обеспечивший явку своего представителя. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области и третьего лица в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив об обстоятельствах, изложенных в письменном отзыве.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Таким образом, с учетом приведенных норм права документы, предоставляемые сотрудником в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, должны содержать достоверную и полную информацию, подтверждающую наличие у заявителя условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 № 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился с рапортом в УФСИН России по Амурской области о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ.
Документы представлены на состав семьи из четырех человек: заявитель, его супруга – ТретьеЛицо1, сын – ТретьеЛицо2, *** года рождения, дочь – ТретьеЛицо3, *** года рождения.
Как следует из справок № ***, ***, ***, *** от *** г., выданных администрацией Тахтамыгдинского сельсовета Сковородинского района Амурской области, семья Р., состоящая из четырех человек зарегистрирована и проживает по адресу: ***.
Согласно справке № *** от *** г., выданной администрацией Тахтамыгдинского сельсовета Сковородинского района Амурской области, дом, находящийся по адресу: *** включен в реестр аварийного жилищного фонда Сковородинского района Амурской области на основании Постановления главы администрации Сковородинского района «Об утверждении реестра аварийного жилищного фонда Сковородинского района» от *** г. № ***.
На основании договора социального найма № *** от *** г. администрация Тахтамыгдинского сельсовета передала Р. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: ***, состоящее из ***-х комнат, общей площадью *** кв.м. совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества от *** г. № *** ТретьеЛицо1 являлась собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: ***, состоящей из ***-х комнат, общей площадью *** кв.м. На основании договора на безвоздмездную передачу квартир в собственность граждан от *** г. № *** *** года было прекращено право собственности ТретьеЛицо1 на данный объект.
Как следует из выписки протокола № *** от *** г. заседания территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что было принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Из текста протокола заседания комиссии, следует, что супруга Р. – ТретьеЛицо1 согласно выписке из ЕГРП от *** г., до *** года имела 1/3 долю в общедолевой собственности квартиру общей площадью *** кв.м., что равняется *** кв.м., расположенную по адресу: ***, состоящей из ***-х комнат, общей площадью *** кв.м. учитывая, что истцом было произведено намеренное ухудшение жилищный условий в *** году, в постановке на учет было отказано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.
При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
Исходя из того, что до обращения за постановкой на учет и отчуждения супругой Р. принадлежащей ей на праве собственности доли в жилом помещении, общая площадь квартиры по адресу: *** составляет *** кв.м, площадь 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: ***, состоящей из ***-х комнат, общей площадью *** кв.м. составляет - *** кв.м, следовательно суммарная площадь всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи составляла *** кв.м, её занимали четыре человека, то есть на каждого члена семьи приходилось *** кв. м, что указывает на отсутствие права заявителя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в качестве намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, расценены действия супруги Р. – ТретьеЛицо1, выразившиеся в отчуждении 1/3 доли жилого помещения по адресу: ***, тогда как приведенной выше нормой закона такие действия предусмотрены в качестве намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что решение территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области от *** года является законным.
Поскольку оснований для признания оспариваемого отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, не имеется, то отсутствуют основания и для удовлетворения остальных исковых требований Р. об отмене решения территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Рассматривая доводы истца о том, что до отчуждения супругой 1/3 доли жилого помещения объективно не влияло на возникновение права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку был обеспечен общей площадью жилого помещения, в котором проживают члены его семьи менее учетной нормы, судом не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Действия ТретьеЛицо1 по отчуждению принадлежащей ей 1/3 доли жилого помещения совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное обстоятельство не порождает у истца возникновение права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Р. может быть поставлен на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На момент вынесения оспариваемого решения территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области пять лет не истекло.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения территориальной комиссии УФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от *** года об отказе в постановке на учет Р. и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить Р. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с *** года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А.Фурсов
Решение в мотивированной форме изготовлено 24 апреля 2017 года.