Строка № 13
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ12 октября 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Русановой Е.Д.,
с участием истца Каверина К.В., представителей ответчика по доверенности Яковлевой О.В., Борщевской Ю.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каверина ФИО10 к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания
установил:
Каверин К.В. обратился в суд с иском к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания, указывая то, что он с ДД.ММ.ГГГГ находился на государственной гражданской службе, работая в должности <данные изъяты>
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Считая наложение данного дисциплинарного взыскания незаконным по тем основаниям, что нарушен порядок его применения, отсутствует факт совершения проступка, а также не учтены обстоятельства совершения проступка, предшествующее отношение к труду, Каверин К.В. просит отменить наложенное приказом № от ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Истец Каверин К.В. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме, пояснил изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Яковлева О.В. с иском не согласилась, просила в иске отказать. Суду представлены письменные мотивированные возражения (л.д.45-57).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В силу статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Положениями статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (часть 1); при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2); письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (часть 10).
Ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно приказу о приеме на государственную гражданскую службу Каверина К.В. №-лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82); приказу об освобождении от должности №-лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81); Служебному контракту №-СК от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями (л.д.83-91); Приказу о назначении на должность Каверина К.В. №-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80); приказу об увольнении Каверина К.В. №-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.194) судом установлено, что истец Каверин К.В. состоял на государственной гражданской службе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> <адрес> категории <данные изъяты> Департамента культуры <адрес>.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со статьями 57,58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на основании акта служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам служебной проверки в отношении гражданских служащих департамента культуры <адрес> Каверина К.В., ФИО6, ФИО7 в связи с ненадлежащим исполнением гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей в части контроля за выполнением сотрудниками отдела возложенных функций и осуществлением полномочий по государственному контролю в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, организации мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, установленных должностным регламентом, <данные изъяты> Департамента культуры Каверину ФИО11 объявлен выговор (л.д.135).
Из Акта служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для ее проведения послужил приказ Департамента культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении служебной проверки.
В материалы дела представлен вышеназванный приказ №, из которого следует, что на основании поручения <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поручения <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании письма контрольного управления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справки по результатам проверки Департамента культуры <адрес> по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>; осуществлению государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, приказано провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ служебную проверку в отношении начальника отдела культурного наследия Департамента культуры <адрес> Каверина ФИО12 …по факту надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес> (л.д.102-103).
Приказом Департамента культуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ №, изложив в пункте 1 о том, что провести служебную проверку в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100-101).
С вышеназванными приказами Каверин К.В. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления (л.д.105).
ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения служебной проверки от истца были истребованы объяснения (л.д.121-134).
Из акта служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ходе служебной проверки, нашли подтверждения следующие нарушения:
1. При проведении внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний протоколы об административной ответственности не составляются в соответствии со ст. 28.1 КОАП РФ, снова выносится новое (предписание (от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
2. В значительной части предписаний отсутствуют указания на вид
рушения, ссылки на нормативный правовой акт, указание нарушения
требований охранных обязательств (от ДД.ММ.ГГГГ №, от
ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
3. Предписания №, № №
ДД.ММ.ГГГГ выданы без проведения внеплановых проверок.
4. Проектная документация «реставрация с приспособлением для современного использования» в отношении объекта культурного наследия «<данные изъяты>» не соответствует выданному заданию, предполагает изменения облика ОКН. На основании названной документации выдано разрешение на производство работ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту Минкультуры наземная часть 1, 2 этажа разобраны, подвальный этаж возведен заново из кирпича от разборки здания. По данному акту имеется судебное решение о привлечении к административной ответственности, а также проект восстановления здания. Надлежащий контроль в области сохранения ОКН не осуществлен.
5. Проектная документация не соответствует выданному заданию на проведение историко-культурной экспертизы по следующим ОКН: «<данные изъяты>» (<адрес>), «<данные изъяты>» (<адрес>).
В соответствии с п. 29, 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 орган охраны ОКН в течение 45 дней с даты получения документов и материалов, предусмотренных, рассматривает заключение экспертизы, прилагаемые к нему документы и материалы. Должностные лица Департамента обязаны были проверять представленные документы и вправе были не согласовать проектную документацию, отказать в выдаче разрешения и задания. Действия и пояснения государственных гражданских служащих свидетельствуют о формальном подходе к исполнению должностных обязанностей при реализации функций и полномочий органа в сфере охраны ОКН.
6. ОКН «<данные изъяты>» разрешения на работы по сохранению Объекта выданы на основании необоснованного заключения историко-культурного экспертизы. … Каверин К.В…. не принимал участие в мероприятиях по данному ОКН.
7. Согласование перевода квартир из категории жилого в нежилые помещения, расположенные в ОКН, в отдельных случаях осуществляется без проведения охранных мероприятий. Данные действия осуществлены без соблюдения требований ст№.
8. АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного
наследия» как юридическое лицо, проводило государственную историко-
культурную экспертизу в отношении земельных участков, в отношении
проектной документации и проектов зон охраны не было проведено ни одной
государственной историко-культурной экспертизы как юридическим лицом,
что свидетельствует об отсутствии реализации в полном объеме основного
уставного вида деятельности - проведение государственной историко-
культурной экспертизы. Реализация данного вида деятельности не
осуществляется ввиду отсутствия экспертов, соответствующих
установленным требованиям, однако, лицом, осуществляющим координацию
и контроль за деятельностью Учреждения, не предприняты меры с целью
устранения препятствий (л.д.106-114).
В соответствии с заключением по результатам служебной проверки в отношении гражданских служащих Департамента культуры <адрес>…. комиссией сделан вывод, что Кавериным К.В. при осуществлении должностных обязанностей были допущены следующие нарушения: отсутствие надлежащего контроля за выполнением сотрудниками отдела возложенных функций и осуществлением полномочий (п. 3.2. Должностного регламента), ненадлежащая организация и реализация мероприятий по государственной охране ОКН, мероприятий по сохранению, использованию и популяризации ОКН (пункты 3.16, 3.17, 3.25 Должностного регламента), отсутствие надлежащего контроля за деятельностью АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» (п. 3.31 Должностного регламента). Факт совершения ФИО2 дисциплинарного проступка установлен, вина ФИО2 в совершении дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, установлена.
В соответствии с положением об отделе начальник отдела несет ответственность за выполнение государственных функций, предусмотренных положением об отделе, разделом 5 должностного регламента начальника отдела культурного наследия предусмотрена персональная ответственность за исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, указанных в разделе 3 Регламента. …
В указанном заключении комиссией предложено в отношении гражданского служащего начальника отдела культурного наследия департамента культуры <адрес> Каверина К.В. применить дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д.115-120).
В соответствии с должностным регламентом на должность государственной гражданской службы <адрес> <данные изъяты> Департамента культуры и архивного дела <адрес>, утвержденным руководителем департамента ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности начальника отдела входит: руководство деятельностью отдела культурного наследия по реализации возложенных функций и осуществлению полномочий; представление интересов департамента в судебных инстанциях и правоохранительных органах; подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в результате деятельности департамента, по проектпм нормативных актов, поступающих на согласование, а также разработка предложений по совершенствованию деятельности департамента и подведомственных учреждений культуры; подготовка, по поручению руководства, проектов приказов департамента, правовых актов исполнительной и законодательной власти <адрес>; осуществление постоянного контроля за выполнением сотрудниками мероприятий и поручений по обращениям, заявлениям и жалобам граждан и организаций, обеспечение их своевременного рассмотрения с предоставлением письменного ответа заявителю; разработка и реализация мероприятии по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и в собственности <адрес>; разработка и реализация мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и объектов культурногонаследия регионального значения; осуществление действия и контроля деятельности автономного учреждения культуры <адрес> «Государственная инспекция историко-культурного наследия», подготовка предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, создающей угрозу их сохранности и способной оказать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством и другие (л.д.82-98).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте культуры Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 02.12.2014 N 1082 "Об утверждении Положения о департаменте культуры Воронежской области" Департамент культуры Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинофикации, художественного образования.
Одной из основных задач департамента является разработка и реализация на территории области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинофикации, художественного образования, музеев (п.2.1 Положения).
В разделе 3 указанного Положения определены основные функции и услуги Департамента, в число которых входят:
- участие в формировании бюджета Воронежской области в части расходов на осуществление полномочий и функций Департамента, а также подведомственных учреждений;
- осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий;
-осуществление комплексного анализа, планирования и прогнозирования тенденций, обоснования целей и приоритетов развития сферы культуры, искусства, кинофикации, художественного образования;
-разработка в установленном порядке проектов правовых актов Воронежской области по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;
-проведение аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма;
-участие в формировании бюджета Воронежской области в части расходов на осуществление полномочий и функций Департамента, а также подведомственных учреждений;
-осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий;
-осуществление комплексного анализа, планирования и прогнозирования тенденций, обоснования целей и приоритетов развития сферы культуры, искусства, кинофикации, художественного образования.
-разработка в установленном порядке проектов правовых актов <адрес> по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;
-участие в разработке и реализации федеральных целевых программ в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
-издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов – приказов;
-организация проведения экспертиз проектов целевых программ, касающихся вопросов подведомственной сферы деятельности и др.
В соответствии с Положением об отделе культурного наследия департамента, утвержденным руководителем департамента ДД.ММ.ГГГГ на отдел возложены полномочия по реализации функций Департамента по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>.
В указанном Положении определено, что отдел исполняет следующие государственные функции:
Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», за исключением:
- ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;
- согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;
- выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности <адрес>. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения.
Подготовка документации для включения объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Организация работ по выявлению, регистрации, инвентаризации, мониторингу, оценке, научному изучению объектов культурного наследия.
Выдача предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, создающей угрозу их сохранности и способной оказать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством. Предъявление исков в суд в случаях нарушения законодательства об е объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством.
Разработка и реализация охранных мероприятий с целью сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Определение характера использования территории примечательного места, установка ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов по
вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектов градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
Отдел предоставляет следующие государственные услуги:
-оформление охранных обязательств с собственниками и пользователями объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия), объектов культурного наследия регионального значения;
-организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) охраны объектов культурного наследия или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с федеральным законодательством;
-выдача заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешений на проведение работ по сохранению культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного регионального и местного (муниципального) значения и их территорий;
-согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры ) народов Российской Федерации», проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации;
-предоставление информации об объектах культурного наследия регионального значения, находящихся на территории <адрес> и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
-выдача разрешения на строительство в случае осуществления реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности такого объекта, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия.
Анализ вышеназванных документов каждого в отдельности, а также всех в совокупности, позволяют суду сделать вывод о том, что Кавериным К.В. действительно при осуществлении должностных обязанностей были допущены выявленные при проверке вышеназванные нарушения.
Кроме того следует отметить, что заключение служебной проверки по факту выявленных нарушений истцом не оспорено.
Ссылка истца при рассмотрении дела на уважительность причин не надлежащего исполнения (неисполнения) истцом «прямых задач отдела культурного наследия» ввиду недостаточности времени по причине выполнения им порученных руководством дополнительных обязанностей, в частности, связанных с участием в решении задач по кораблю «№», №» и др., по мнению суда является не состоятельной, поскольку п.3.33 Должностного регламента истца предусматривает выполнение поручений руководителя департамента, направленных на решение задач и выполнение функций отдела. Тот факт, что все указанные истцом выполняемые им «иные» поручения непосредственно связаны с объектами культурного наследия, по мнению суда очевиден.
С должностным регламентом Каверин К.В. была ознакомлен лично, о чем свидетельствует его подпись на регламенте (л.д.97).
Доводы Каверина К.В. о том, что при наложении дисциплинарного взыскания не учтены причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка и его последствия, а также его предыдущая деятельность, суд считает надуманными, поскольку заключение по результата служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует об обратном.
Оценивая доводы Каверина К.В. о нарушении работодателем порядка применения дисциплинарного взыскания, суд не находит их состоятельными, поскольку, по мнению суда положения ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ ответчиком при привлечении истца к дисциплинарной ответственности соблюдены: проведена служебная проверка, до применения дисциплинарного взыскания у Каверина К.В. было затребовано объяснение в письменном виде, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдены, дисциплинарное взыскание наложено на истца уполномоченным на то лицом, дисциплинарное взыскание является соразмерным допущенному истцом проступку, с учетом повышенного уровня ответственности и повышенных требований ввиду занимаемой им должности, вид дисциплинарного взыскания предусмотрен действующим законодательством.
При этом, судом учитывается то, что наложение на служащего (работника) дисциплинарного взыскания является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), которому принадлежит право выбора вида дисциплинарного взыскания.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Каверина ФИО13 к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенное приказом Департамента культуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья В.И. Буслаева.
Решение в окончательной форме принято 14.10.2015 г.
Строка № 13
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ12 октября 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре Русановой Е.Д.,
с участием истца Каверина К.В., представителей ответчика по доверенности Яковлевой О.В., Борщевской Ю.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каверина ФИО10 к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания
установил:
Каверин К.В. обратился в суд с иском к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания, указывая то, что он с ДД.ММ.ГГГГ находился на государственной гражданской службе, работая в должности <данные изъяты>
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Считая наложение данного дисциплинарного взыскания незаконным по тем основаниям, что нарушен порядок его применения, отсутствует факт совершения проступка, а также не учтены обстоятельства совершения проступка, предшествующее отношение к труду, Каверин К.В. просит отменить наложенное приказом № от ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Истец Каверин К.В. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме, пояснил изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Яковлева О.В. с иском не согласилась, просила в иске отказать. Суду представлены письменные мотивированные возражения (л.д.45-57).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В силу статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Положениями статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (часть 1); при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2); письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (часть 10).
Ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно приказу о приеме на государственную гражданскую службу Каверина К.В. №-лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82); приказу об освобождении от должности №-лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81); Служебному контракту №-СК от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями (л.д.83-91); Приказу о назначении на должность Каверина К.В. №-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80); приказу об увольнении Каверина К.В. №-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.194) судом установлено, что истец Каверин К.В. состоял на государственной гражданской службе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> <адрес> категории <данные изъяты> Департамента культуры <адрес>.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со статьями 57,58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на основании акта служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам служебной проверки в отношении гражданских служащих департамента культуры <адрес> Каверина К.В., ФИО6, ФИО7 в связи с ненадлежащим исполнением гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей в части контроля за выполнением сотрудниками отдела возложенных функций и осуществлением полномочий по государственному контролю в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, организации мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, установленных должностным регламентом, <данные изъяты> Департамента культуры Каверину ФИО11 объявлен выговор (л.д.135).
Из Акта служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для ее проведения послужил приказ Департамента культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении служебной проверки.
В материалы дела представлен вышеназванный приказ №, из которого следует, что на основании поручения <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поручения <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании письма контрольного управления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справки по результатам проверки Департамента культуры <адрес> по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>; осуществлению государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, приказано провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ служебную проверку в отношении начальника отдела культурного наследия Департамента культуры <адрес> Каверина ФИО12 …по факту надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес> (л.д.102-103).
Приказом Департамента культуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ №, изложив в пункте 1 о том, что провести служебную проверку в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100-101).
С вышеназванными приказами Каверин К.В. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления (л.д.105).
ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения служебной проверки от истца были истребованы объяснения (л.д.121-134).
Из акта служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ходе служебной проверки, нашли подтверждения следующие нарушения:
1. При проведении внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний протоколы об административной ответственности не составляются в соответствии со ст. 28.1 КОАП РФ, снова выносится новое (предписание (от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
2. В значительной части предписаний отсутствуют указания на вид
рушения, ссылки на нормативный правовой акт, указание нарушения
требований охранных обязательств (от ДД.ММ.ГГГГ №, от
ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
3. Предписания №, № №
ДД.ММ.ГГГГ выданы без проведения внеплановых проверок.
4. Проектная документация «реставрация с приспособлением для современного использования» в отношении объекта культурного наследия «<данные изъяты>» не соответствует выданному заданию, предполагает изменения облика ОКН. На основании названной документации выдано разрешение на производство работ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту Минкультуры наземная часть 1, 2 этажа разобраны, подвальный этаж возведен заново из кирпича от разборки здания. По данному акту имеется судебное решение о привлечении к административной ответственности, а также проект восстановления здания. Надлежащий контроль в области сохранения ОКН не осуществлен.
5. Проектная документация не соответствует выданному заданию на проведение историко-культурной экспертизы по следующим ОКН: «<данные изъяты>» (<адрес>), «<данные изъяты>» (<адрес>).
В соответствии с п. 29, 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 орган охраны ОКН в течение 45 дней с даты получения документов и материалов, предусмотренных, рассматривает заключение экспертизы, прилагаемые к нему документы и материалы. Должностные лица Департамента обязаны были проверять представленные документы и вправе были не согласовать проектную документацию, отказать в выдаче разрешения и задания. Действия и пояснения государственных гражданских служащих свидетельствуют о формальном подходе к исполнению должностных обязанностей при реализации функций и полномочий органа в сфере охраны ОКН.
6. ОКН «<данные изъяты>» разрешения на работы по сохранению Объекта выданы на основании необоснованного заключения историко-культурного экспертизы. … Каверин К.В…. не принимал участие в мероприятиях по данному ОКН.
7. Согласование перевода квартир из категории жилого в нежилые помещения, расположенные в ОКН, в отдельных случаях осуществляется без проведения охранных мероприятий. Данные действия осуществлены без соблюдения требований ст№.
8. АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного
наследия» как юридическое лицо, проводило государственную историко-
культурную экспертизу в отношении земельных участков, в отношении
проектной документации и проектов зон охраны не было проведено ни одной
государственной историко-культурной экспертизы как юридическим лицом,
что свидетельствует об отсутствии реализации в полном объеме основного
уставного вида деятельности - проведение государственной историко-
культурной экспертизы. Реализация данного вида деятельности не
осуществляется ввиду отсутствия экспертов, соответствующих
установленным требованиям, однако, лицом, осуществляющим координацию
и контроль за деятельностью Учреждения, не предприняты меры с целью
устранения препятствий (л.д.106-114).
В соответствии с заключением по результатам служебной проверки в отношении гражданских служащих Департамента культуры <адрес>…. комиссией сделан вывод, что Кавериным К.В. при осуществлении должностных обязанностей были допущены следующие нарушения: отсутствие надлежащего контроля за выполнением сотрудниками отдела возложенных функций и осуществлением полномочий (п. 3.2. Должностного регламента), ненадлежащая организация и реализация мероприятий по государственной охране ОКН, мероприятий по сохранению, использованию и популяризации ОКН (пункты 3.16, 3.17, 3.25 Должностного регламента), отсутствие надлежащего контроля за деятельностью АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» (п. 3.31 Должностного регламента). Факт совершения ФИО2 дисциплинарного проступка установлен, вина ФИО2 в совершении дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, установлена.
В соответствии с положением об отделе начальник отдела несет ответственность за выполнение государственных функций, предусмотренных положением об отделе, разделом 5 должностного регламента начальника отдела культурного наследия предусмотрена персональная ответственность за исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, указанных в разделе 3 Регламента. …
В указанном заключении комиссией предложено в отношении гражданского служащего начальника отдела культурного наследия департамента культуры <адрес> Каверина К.В. применить дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д.115-120).
В соответствии с должностным регламентом на должность государственной гражданской службы <адрес> <данные изъяты> Департамента культуры и архивного дела <адрес>, утвержденным руководителем департамента ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности начальника отдела входит: руководство деятельностью отдела культурного наследия по реализации возложенных функций и осуществлению полномочий; представление интересов департамента в судебных инстанциях и правоохранительных органах; подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в результате деятельности департамента, по проектпм нормативных актов, поступающих на согласование, а также разработка предложений по совершенствованию деятельности департамента и подведомственных учреждений культуры; подготовка, по поручению руководства, проектов приказов департамента, правовых актов исполнительной и законодательной власти <адрес>; осуществление постоянного контроля за выполнением сотрудниками мероприятий и поручений по обращениям, заявлениям и жалобам граждан и организаций, обеспечение их своевременного рассмотрения с предоставлением письменного ответа заявителю; разработка и реализация мероприятии по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и в собственности <адрес>; разработка и реализация мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и объектов культурногонаследия регионального значения; осуществление действия и контроля деятельности автономного учреждения культуры <адрес> «Государственная инспекция историко-культурного наследия», подготовка предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, создающей угрозу их сохранности и способной оказать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством и другие (л.д.82-98).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте культуры Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 02.12.2014 N 1082 "Об утверждении Положения о департаменте культуры Воронежской области" Департамент культуры Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинофикации, художественного образования.
Одной из основных задач департамента является разработка и реализация на территории области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинофикации, художественного образования, музеев (п.2.1 Положения).
В разделе 3 указанного Положения определены основные функции и услуги Департамента, в число которых входят:
- участие в формировании бюджета Воронежской области в части расходов на осуществление полномочий и функций Департамента, а также подведомственных учреждений;
- осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий;
-осуществление комплексного анализа, планирования и прогнозирования тенденций, обоснования целей и приоритетов развития сферы культуры, искусства, кинофикации, художественного образования;
-разработка в установленном порядке проектов правовых актов Воронежской области по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;
-проведение аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма;
-участие в формировании бюджета Воронежской области в части расходов на осуществление полномочий и функций Департамента, а также подведомственных учреждений;
-осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий;
-осуществление комплексного анализа, планирования и прогнозирования тенденций, обоснования целей и приоритетов развития сферы культуры, искусства, кинофикации, художественного образования.
-разработка в установленном порядке проектов правовых актов <адрес> по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;
-участие в разработке и реализации федеральных целевых программ в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
-издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов – приказов;
-организация проведения экспертиз проектов целевых программ, касающихся вопросов подведомственной сферы деятельности и др.
В соответствии с Положением об отделе культурного наследия департамента, утвержденным руководителем департамента ДД.ММ.ГГГГ на отдел возложены полномочия по реализации функций Департамента по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>.
В указанном Положении определено, что отдел исполняет следующие государственные функции:
Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», за исключением:
- ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;
- согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;
- выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности <адрес>. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения.
Подготовка документации для включения объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Организация работ по выявлению, регистрации, инвентаризации, мониторингу, оценке, научному изучению объектов культурного наследия.
Выдача предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, создающей угрозу их сохранности и способной оказать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством. Предъявление исков в суд в случаях нарушения законодательства об е объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством.
Разработка и реализация охранных мероприятий с целью сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Определение характера использования территории примечательного места, установка ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов по
вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектов градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
Отдел предоставляет следующие государственные услуги:
-оформление охранных обязательств с собственниками и пользователями объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия), объектов культурного наследия регионального значения;
-организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) охраны объектов культурного наследия или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с федеральным законодательством;
-выдача заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешений на проведение работ по сохранению культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного регионального и местного (муниципального) значения и их территорий;
-согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры ) народов Российской Федерации», проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации;
-предоставление информации об объектах культурного наследия регионального значения, находящихся на территории <адрес> и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
-выдача разрешения на строительство в случае осуществления реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности такого объекта, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия.
Анализ вышеназванных документов каждого в отдельности, а также всех в совокупности, позволяют суду сделать вывод о том, что Кавериным К.В. действительно при осуществлении должностных обязанностей были допущены выявленные при проверке вышеназванные нарушения.
Кроме того следует отметить, что заключение служебной проверки по факту выявленных нарушений истцом не оспорено.
Ссылка истца при рассмотрении дела на уважительность причин не надлежащего исполнения (неисполнения) истцом «прямых задач отдела культурного наследия» ввиду недостаточности времени по причине выполнения им порученных руководством дополнительных обязанностей, в частности, связанных с участием в решении задач по кораблю «№», №» и др., по мнению суда является не состоятельной, поскольку п.3.33 Должностного регламента истца предусматривает выполнение поручений руководителя департамента, направленных на решение задач и выполнение функций отдела. Тот факт, что все указанные истцом выполняемые им «иные» поручения непосредственно связаны с объектами культурного наследия, по мнению суда очевиден.
С должностным регламентом Каверин К.В. была ознакомлен лично, о чем свидетельствует его подпись на регламенте (л.д.97).
Доводы Каверина К.В. о том, что при наложении дисциплинарного взыскания не учтены причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка и его последствия, а также его предыдущая деятельность, суд считает надуманными, поскольку заключение по результата служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует об обратном.
Оценивая доводы Каверина К.В. о нарушении работодателем порядка применения дисциплинарного взыскания, суд не находит их состоятельными, поскольку, по мнению суда положения ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ ответчиком при привлечении истца к дисциплинарной ответственности соблюдены: проведена служебная проверка, до применения дисциплинарного взыскания у Каверина К.В. было затребовано объяснение в письменном виде, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдены, дисциплинарное взыскание наложено на истца уполномоченным на то лицом, дисциплинарное взыскание является соразмерным допущенному истцом проступку, с учетом повышенного уровня ответственности и повышенных требований ввиду занимаемой им должности, вид дисциплинарного взыскания предусмотрен действующим законодательством.
При этом, судом учитывается то, что наложение на служащего (работника) дисциплинарного взыскания является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), которому принадлежит право выбора вида дисциплинарного взыскания.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Каверина ФИО13 к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенное приказом Департамента культуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья В.И. Буслаева.
Решение в окончательной форме принято 14.10.2015 г.