Дело № 11-66/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2021 года Центральный районный суд города Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Елецких Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куленко Марины Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 25.12.2020 года по гражданскому делу по иску ООО «РЭК Центральный» к Куленко Марине Владимировне о взыскании задолженности и по встречному иску Куленко Марины Владимировны к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РЭК Центральный» обратилось к мировому судье с иском к Куленко М.В. о взыскании задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту его имущества за период с 01.09.2016 по 31.12.2017 в размере 8 828.83 руб., пени за период с 21.10.2016 по 20.02.2020 в размере 1 581,64 руб., а также расходов по оплате дарственной пошлины в размере 416, 42 руб., указав, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 28,5 кв. м. Управляющей организации выбрано ООО «РЭК Центральный». За период с 01.09.2016 по 31.12.2017 ответчиком не оплачены услуги за содержание и ремонт общего имущества, в связи образовалась задолженность в размере 8 828.83 руб. Кроме того в связи с несвоевременным перечислением платы за содержание и текущий ремонт ответчиком рассчитана и начислена пеня в размере 1581,64 руб. Данные суммы истец просит взыскать с ответчика, а также расходы по оплате госпошлины в размере 416, 42 руб.
Куленко М.В. обратилась в суд со встречным иском к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба по льготам на оплату ЖКУ за период с 09.02.2018 по 01.05.2020 в размере 45 878, 37 руб., компенсации морального вреда в размере 75 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 1876 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 25.12.2020 взыскана с Куленко Марины Владимировны в пользу ООО «РЭК Центральный» задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества за период с 01.09.2016 по 31.12.2017 в размере 8 828,83 руб., пени за период с 21.10.2016 по 20.02.2020 в размере 1 581,64 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 416, 42 руб., встречные исковые требования Куленко Марины Владимировны о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «РЭК Центральный» материального ущерба по льготам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 09.02.2018 по 01.05.2020 в размере 45 878, 37 руб., компенсации морального вреда в размере 75 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 1876 руб., оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Куленко М.В. подала апелляционную жалобу, указывая, что решением Арбитражного суда Воронежской области установлены иные обстоятельства, судом не применен срок исковой давности.
В судебном заседании Куленко М.В. доводы своей апелляционной жалобы поддержала, просила решение мирового судьи отменить, вынести новое решение, которым отказать ООО «РЭК Центральный» в иске в полном объеме, встречные требования удовлетворить.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено мировым судьей, Куленко М.В. является собственником нежилого помещения общей площадью 28.5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям реестра лицензий Воронежской области многоквартирный жилой <адрес> с 14.04.2015 (от даты выдачи лицензии) по 30.04.2020 находился в управлении ООО «РЭК Центральный» (лицензия № 036-000049. ОГРН 1103668002998. ИНН 3663080655), что подтверждается сведениями ГИС ЖКХ, а также сообщением Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 12.08.2020.
24.09.2019 мировым судьей судебного участка № 4 в Центральном судебном районе Воронежской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области, выдан судебный приказ, который определением от 31.12.2019 был отменен связи с поступившими возражениями Куленко М.В.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
Как следует из ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу частей 1 и 2 ст. 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у… собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Из положений ч. 1 ст. 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 6.2).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ). Согласно п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из положений ч. 9.1-9.3 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из п. 17 Правил следует, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
Согласно п. 29 правил, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (п. 31).
Постановлением Правительства РФ утверждено постановление от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40).
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Предъявление требований истец мотивировал тем, что ответчик не вносит плату за содержание и ремонт общего имущества, в связи с чем, за период с 01.09.2016 по 31.12.2017 образовалась задолженность в размере 8 828,83 руб., также по правилам п. 4 ст. 155 ЖК РФ начислены пени за период с 21.10.2016 по 20.02.2020 в размере 1 581,64 руб. Размер данной задолженности подтверждается представленным истцом расчетом.
Между сторонами сложились фактические договорные отношения. Собственник нежилого помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию как своего, так и общего имущества, вне зависимости от фактического пользования данным имуществом. В связи с указанным отсутствие соответствующего договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации затраты, понесенные на ремонт и содержание общего имущества, и ответчик обязан нести расходы по содержанию помещения и коммунальным услугам, независимо от наличия либо отсутствия договорных отношений между ним и управляющей компанией.
Достоверных доказательств того, что услуги по управлению многоквартирным домом в спорный период оказывала какая-либо иная организация, а не ООО «РЭК Центральный», ответчиком суду не представлено. Доказательств оплаты расходов по содержанию жилья/оплаты коммунальных услуг другой управляющей компании ответчиком также не представлено.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащее ей помещение, общей площадью 28,5 кв.м., является самостоятельным строением, не имеющим общих стен, коммуникаций (отопление, водопровод, канализацию) и никак не связанным с многоквартирным жилым домом. Более того, из материалов дела следует, что спорное нежилое помещение, собственником которого является Куленко М.В., находится по адресу: <адрес>, т.е. не имеет самостоятельного адреса и является частью многоквартирного <адрес>.
Ссылку на ответчика на решения арбитражных судов Воронежской области суд обоснованно не принял во внимание, поскольку судебные акты приняты с учетом иных фактических обстоятельств.
Принимая во внимание, что спорное нежилое помещение является частью жилого многоквартирного <адрес>, а ответчик, является собственником нежилого помещения общей площадью 28,5 кв.м., то он обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности, в связи чем мировой судья пришел к выводу об удовлетворении заявленных ООО «РЭК Центральный» требований о взыскании с Куленко М.В. задолженности по содержанию и ремонту общего имущества, а также пени, а в иске Куленко М.В. к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов было отказано.
Приложенные к апелляционной жалобе заявителем документы не опровергают выводы мирового судьи и сводятся к несогласию с вынесенным решением суда. При этом суд считает необходимым указать, что ходатайства, указанные в апелляционной жалобе, в ходе судебного заседания истцом не поддержаны, у суда нет оснований для истребования данных документов, поскольку нет доказательства невозможности их получения заявителем самостоятельно (ст. 57 ГПК РФ), а об истребовании договоров в ходе дела у мирового судьи заявлено не было. Указанное согласуется с положениями ст. 327.1 ГПК РФ.
Доводы Куленко М.В. о пропуске срока исковой давности судом не могут быть приняты во внимание, так как о применении данного срока в суде первой инстанции заявлено не было (ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
Таким образом, решение мирового судьи от 25.12.2020 является законным, обоснованным, оснований для его отмены или изменения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 25.12.2020 года по гражданскому делу по иску гражданскому делу по иску ООО «РЭК Центральный» к Куленко Марине Владимировне о взыскании задолженности и по встречному иску Куленко Марины Владимировны к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда оставить без изменений, а апелляционную жалобу Куленко Марины Владимировны – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу немедленно.
Судья Васина В.Е.
Изготовлено в окончательной форме 07.04.2021.
Дело № 11-66/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2021 года Центральный районный суд города Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Елецких Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куленко Марины Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 25.12.2020 года по гражданскому делу по иску ООО «РЭК Центральный» к Куленко Марине Владимировне о взыскании задолженности и по встречному иску Куленко Марины Владимировны к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РЭК Центральный» обратилось к мировому судье с иском к Куленко М.В. о взыскании задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту его имущества за период с 01.09.2016 по 31.12.2017 в размере 8 828.83 руб., пени за период с 21.10.2016 по 20.02.2020 в размере 1 581,64 руб., а также расходов по оплате дарственной пошлины в размере 416, 42 руб., указав, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 28,5 кв. м. Управляющей организации выбрано ООО «РЭК Центральный». За период с 01.09.2016 по 31.12.2017 ответчиком не оплачены услуги за содержание и ремонт общего имущества, в связи образовалась задолженность в размере 8 828.83 руб. Кроме того в связи с несвоевременным перечислением платы за содержание и текущий ремонт ответчиком рассчитана и начислена пеня в размере 1581,64 руб. Данные суммы истец просит взыскать с ответчика, а также расходы по оплате госпошлины в размере 416, 42 руб.
Куленко М.В. обратилась в суд со встречным иском к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба по льготам на оплату ЖКУ за период с 09.02.2018 по 01.05.2020 в размере 45 878, 37 руб., компенсации морального вреда в размере 75 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 1876 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 25.12.2020 взыскана с Куленко Марины Владимировны в пользу ООО «РЭК Центральный» задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества за период с 01.09.2016 по 31.12.2017 в размере 8 828,83 руб., пени за период с 21.10.2016 по 20.02.2020 в размере 1 581,64 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 416, 42 руб., встречные исковые требования Куленко Марины Владимировны о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «РЭК Центральный» материального ущерба по льготам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 09.02.2018 по 01.05.2020 в размере 45 878, 37 руб., компенсации морального вреда в размере 75 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 1876 руб., оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Куленко М.В. подала апелляционную жалобу, указывая, что решением Арбитражного суда Воронежской области установлены иные обстоятельства, судом не применен срок исковой давности.
В судебном заседании Куленко М.В. доводы своей апелляционной жалобы поддержала, просила решение мирового судьи отменить, вынести новое решение, которым отказать ООО «РЭК Центральный» в иске в полном объеме, встречные требования удовлетворить.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено мировым судьей, Куленко М.В. является собственником нежилого помещения общей площадью 28.5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям реестра лицензий Воронежской области многоквартирный жилой <адрес> с 14.04.2015 (от даты выдачи лицензии) по 30.04.2020 находился в управлении ООО «РЭК Центральный» (лицензия № 036-000049. ОГРН 1103668002998. ИНН 3663080655), что подтверждается сведениями ГИС ЖКХ, а также сообщением Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 12.08.2020.
24.09.2019 мировым судьей судебного участка № 4 в Центральном судебном районе Воронежской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области, выдан судебный приказ, который определением от 31.12.2019 был отменен связи с поступившими возражениями Куленко М.В.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
Как следует из ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу частей 1 и 2 ст. 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у… собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Из положений ч. 1 ст. 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 6.2).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ). Согласно п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из положений ч. 9.1-9.3 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из п. 17 Правил следует, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
Согласно п. 29 правил, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (п. 31).
Постановлением Правительства РФ утверждено постановление от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40).
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Предъявление требований истец мотивировал тем, что ответчик не вносит плату за содержание и ремонт общего имущества, в связи с чем, за период с 01.09.2016 по 31.12.2017 образовалась задолженность в размере 8 828,83 руб., также по правилам п. 4 ст. 155 ЖК РФ начислены пени за период с 21.10.2016 по 20.02.2020 в размере 1 581,64 руб. Размер данной задолженности подтверждается представленным истцом расчетом.
Между сторонами сложились фактические договорные отношения. Собственник нежилого помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию как своего, так и общего имущества, вне зависимости от фактического пользования данным имуществом. В связи с указанным отсутствие соответствующего договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации затраты, понесенные на ремонт и содержание общего имущества, и ответчик обязан нести расходы по содержанию помещения и коммунальным услугам, независимо от наличия либо отсутствия договорных отношений между ним и управляющей компанией.
Достоверных доказательств того, что услуги по управлению многоквартирным домом в спорный период оказывала какая-либо иная организация, а не ООО «РЭК Центральный», ответчиком суду не представлено. Доказательств оплаты расходов по содержанию жилья/оплаты коммунальных услуг другой управляющей компании ответчиком также не представлено.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащее ей помещение, общей площадью 28,5 кв.м., является самостоятельным строением, не имеющим общих стен, коммуникаций (отопление, водопровод, канализацию) и никак не связанным с многоквартирным жилым домом. Более того, из материалов дела следует, что спорное нежилое помещение, собственником которого является Куленко М.В., находится по адресу: <адрес>, т.е. не имеет самостоятельного адреса и является частью многоквартирного <адрес>.
Ссылку на ответчика на решения арбитражных судов Воронежской области суд обоснованно не принял во внимание, поскольку судебные акты приняты с учетом иных фактических обстоятельств.
Принимая во внимание, что спорное нежилое помещение является частью жилого многоквартирного <адрес>, а ответчик, является собственником нежилого помещения общей площадью 28,5 кв.м., то он обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности, в связи чем мировой судья пришел к выводу об удовлетворении заявленных ООО «РЭК Центральный» требований о взыскании с Куленко М.В. задолженности по содержанию и ремонту общего имущества, а также пени, а в иске Куленко М.В. к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов было отказано.
Приложенные к апелляционной жалобе заявителем документы не опровергают выводы мирового судьи и сводятся к несогласию с вынесенным решением суда. При этом суд считает необходимым указать, что ходатайства, указанные в апелляционной жалобе, в ходе судебного заседания истцом не поддержаны, у суда нет оснований для истребования данных документов, поскольку нет доказательства невозможности их получения заявителем самостоятельно (ст. 57 ГПК РФ), а об истребовании договоров в ходе дела у мирового судьи заявлено не было. Указанное согласуется с положениями ст. 327.1 ГПК РФ.
Доводы Куленко М.В. о пропуске срока исковой давности судом не могут быть приняты во внимание, так как о применении данного срока в суде первой инстанции заявлено не было (ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
Таким образом, решение мирового судьи от 25.12.2020 является законным, обоснованным, оснований для его отмены или изменения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 25.12.2020 года по гражданскому делу по иску гражданскому делу по иску ООО «РЭК Центральный» к Куленко Марине Владимировне о взыскании задолженности и по встречному иску Куленко Марины Владимировны к ООО «РЭК Центральный» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда оставить без изменений, а апелляционную жалобу Куленко Марины Владимировны – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу немедленно.
Судья Васина В.Е.
Изготовлено в окончательной форме 07.04.2021.