Дело №2а-10015/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Назарчик Д.В.,
с участием представителя Агашкина А.А. – Шакуро Е.А., представителя администрации г. Благовещенска Арефьевой Е.Г., представителя заинтересованного лица ОАО «ДРСК» Лесковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковом заявлению Агашкина А. А. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Агашкин А. А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что он является собственником гаража, площадью 21,2 кв.м. с инвентарным номером 12952, расположенного по адресу: 312 квартал города Благовещенска. 10 октября 2019 года Агашкин А.А. обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенным под указанным гаражом, в аренду без проведения торгов. 18 октября 2019 года Агашкину А.А. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером *** в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах охранной зоны ВЛ 110 кВ Центральная – БТЭЦ Отпайка на новую, Опайка на сетевую (реестровый номер 28.01.2.27), зоны охраны магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (реестровый номер 28.101.2.45). Считает решение администрации г. Благовещенска незаконным, поскольку в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ как собственник гаража расположенного на спорном земельном участке, имеет преимущественное право на заключение договора аренды без проведения торгов. Кроме того, из выписки единого государственного реестра недвижимости на текущую дату, на земельном участке с кадастровым номером *** отсутствуют какие-либо ограничения в его использовании, видом разрешенного использования указано - гараж. Кроме того, ссылка на п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, являющаяся мотивом к отказу в предоставлении в аренду земельного участка, является незаконной, поскольку данный пункт Земельного кодекса РФ был внесен на основании Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в действие с 01 января 2019 года. Право на получение земельного участка под объектом недвижимого имущества возникает у собственника с момента возникновения прав на недвижимое имущество, расположенное на таком участке, а не с момента формальной подачи заявления о предоставлении земельного участка. Право собственности на расположенный на спорном земельном участке гараж зарегистрировано за Агашкиным А.А. 19 февраля 2008 года, т.е. до 01 января 2019 года и соответственно еще до вступления в силу п. 14.1. ст. 39.16 ЗК РФ, в связи с чем имел право на предоставление земельного участка под гаражом. Федеральный закон №34-ФЗ от 03.08.2018 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не имеет обратной силы, не может распространяться на отношения по предоставлению административному истцу земельного участка под существующим с 2004 года объектом недвижимости. В своем решении администрация города Благовещенска ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Кроме того, согласно абз. 2 п. 2 указанного Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления. Просит суд признать незаконным отказ администрации города Благовещенска от 18 октября 2019 года № 2451/16 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для гаража в 382 квартале города Благовещенска; возложить обязанность на администрацию города Благовещенска предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером *** в 382 квартале города Благовещенска, без проведения торгов Агашкину А. А..
Административный истец Агашкин А.А., заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Административный истец обеспечил явку своего представителя. Суд определил, в порядке ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на заявленных требованиях, изложила доводы, аналогичные административному исковому заявлению, в дополнение указала, что материалами дела подтверждается, что на земельном участке, отведенном для строительства гаражей, был построен гараж, сведения о праве собственности на который были внесены в 2004 году первоначальным собственникам. Указывает, что право собственности на гараж возникло в 2004 году, в связи с чем право на приобретение спорного земельного участка в аренду возникло с 2004 года, а не с момента подачи заявления на 2019 году. Просит административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в полном соответствии с действующим на момент его принятия федеральным и областным законодательством в рамках предоставленных администрации г. Благовещенска полномочий в сфере градостроительной деятельности. Решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером *** принято по тому основанию, что запрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны ВЛ 110 кВ Центральная - БТЭЦ Отпайка на Новую, Отпайка на Сетевую (реестровый номер 28.01.2.27), зоны охраны магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (реестровый номер 28.01.2.45). Указанные охранные зоны внесены в Генеральный план города Благовещенска, утвержденный решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75, Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденные решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100. Более того, охранные зоны внесены в государственный кадастр недвижимости. Допустимый режим использования и застройки охранной зоны ВЛ необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйств особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Доводы о том, что земельный участок отводился для строительства гаража, в настоящее время на гараж признано право собственности, не является основанием для предоставления земельного участка в аренду. Право собственности административного истца на гараж администрацией города Благовещенска не оспаривается. Однако на момент подачи заявления о предоставление земельного участка в аренду в 2019 года введены в действие нормы законодательства, которые запрещают предоставлять земельные участки, находящиеся в охранной зоне. С учетом изложенного, просит в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «ДРСК» против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, указав, что ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»). Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в землях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил). В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил). В виду того, что земельный участок с кадастровым номером *** полностью расположен в границах охранной зоны 28.01.2.27 ВЛ 110 кВ Центральная – БТЭЦ, решение администрации города Благовещенска об отказе в предоставлении в аренду земельного участка является законным.
Из письменного отзыва представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области следует, что земельный участок с кадастровым номером *** является ранее учтенным, т.е. сведения о нем были внесены до вступление в действие Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.н. 11.03.2003 г. На сегодняшний день актуальными сведениями в отношении земельного участка с кадастровым номером *** являются: местоположение – Амурская область, г. Благовещенск, квартал 382, декларированная площадь 24 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - под гараж.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Агашкин А.А. является собственником гаража, площадью 21,2 кв.м., с кадастровым номером 28-28-01/041/2005-219, расположенного в 312 квартале города Благовещенска.
11 октября 2019 года Агашкиным А.А. было подано заявление в администрацию г. Благовещенска о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для гаража, расположенного по адресу: 382 квартал города Благовещенска в аренду на 49 лет на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, с приложенным сообщением, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости - гараж.
18 октября 2019 года письмом за № 2451/16 администрация города Благовещенска отказала в предоставлении в аренду указанного земельного участка по тем основаниям, что запрашиваемый Агашкиным А.А. земельный участок расположен в границах охранной зоны ВЛ 110 кВ Центральная – БТЭЦ Отпайка на Новую, Отпайка на Сетевую (реестровый номер 28.01.2.27), зоны охраны магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (реестровый номер 28.01.2.45). В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** было отказано.
Полагая, указанный отказ незаконным и нарушающим его права административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что с настоящим административным иском Агашкин А.А. обратился в суд 30 октября 2019 года, в связи с чем установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок (со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов) на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, не пропущен.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемых административным истцом отказов, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Вместе с тем, в соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Положениями ст. ст. 87, 89 ЗК РФ урегулированы вопросы состава земель специального назначения и использование земель энергетики.
В соответствии с абз. 2 пункта 2 часть 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации, а именно Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 160 (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 N 160, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Согласно пп. б п. 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.
В силу п. 3 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Из схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории, на котором расположен гараж, принадлежащий на праве собственности Агашкину А.А., следует, что он расположен в границах «зоны с особыми условиями использования территорий»: охранные зоны ЛЭП» зоны ВЛ 110 кВ Центральная – БТЭЦ Отпайка на Новую, Отпайка на Сетевую (реестровый номер 28.01.2.27), зоны охраны магистральных сетей инженерно-технического обеспечения (реестровый номер 28.01.2.45).
Указанные охранные зоны внесены в Генеральный план города Благовещенска, утвержденный решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75, Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденные решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100.
Как следует из кадастрового дела зон с особыми условиями использования территорий, охранная зона 28.01.2.27 постановлена на кадастровый учет 24.12.2013 года.
Суд отмечает, что внесение в государственную информационную систему сведений об охранной зоне линейного объекта является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранной зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе.
При таких обстоятельствах, отказ администрации г. Благовещенска от 18 октября 2019 года № 2451/16 в предоставлении Агашкину А.А. в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером ***, является законным и обоснованным.
Обосновывая заявленные требования, административный истец ссылается на ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяется на отношения до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Полагает, что поскольку фактически право собственности возникло на гараж с 2004 года, основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду под гараж, находящийся в собственности, не основаны на нормах материального права.
Между тем, суд не может согласиться с данным доводом, так в соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.
Приоритет специальных норм земельного законодательства перед гражданским закреплен в абз. 2 п. п. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, в соответствии с которой, при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Поскольку гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента признания права собственности на недвижимое имущество, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, применение норм гражданского законодательства, в том числе ст. 4 ГК РФ, в настоящем случае невозможно.
Доводы стороны административного истца о том, что в выписке из ЕРГН на текущую дату в отношении земельного участка с кадастровым номером *** отсутствуют сведения об ограничении его использования, не свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером *** не расположен в границах охранных зон, поскольку как следует из выкопировки генерального плана г. Благовещенска, земельный участок (на котором расположен гараж, принадлежащий на праве собственности Агашкину А.А.) расположен в границах «зоны с особыми условиями использования территорий: охранные зоны ЛЭП».
Ссылки стороны административного истца на то, что Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, не действует в отношении уже существующих объектов, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, суд находит несостоятельными.
Действительно, согласно абз. 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.
При этом следует учитывать, что указанное отнесено к объектам, размещенным в границах охранных зон, а не к земельным участкам, на которых они расположены. Таким объектом в настоящем деле является гараж Агашкина А.А., а не земельный участок, на котором он расположен. В установленном порядке земельные правоотношения на данный участок административным истцом до вступления в законную силу Постановления не были оформлены. Доводы о том, что гараж возведен до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 160, в данном случае не имеет юридического значения.
При таких обстоятельствах, подлежат оставлению без удовлетворения административные исковые требования Агашкина А.А. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду от 18 октября 2019 года № 2451/16, возложении обязанности предоставить данный земельный участок в аренду Агашкину А. А. без проведения торгов.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Агашкину А. А. в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным отказа администрации г. Благовещенска Амурской области от 18 октября 2019 года № 2451/16, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для гаража в 382 квартале города Благовещенска, возложении обязанности предоставить данный земельный участок в аренду Агашкину А. А. без проведения торгов – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2019 года.
Председательствующий Н.С. Юркова