Дело № 2 – 1917/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 2 декабря 2010 г.
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе: председательствующего, судьи Нагуляк М.В.,
при секретаре Шаповаловой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Веденкова <данные изъяты> к Администрации Муниципального образования <данные изъяты>, Веденковой <данные изъяты>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, Федеральному агентству водных ресурсов <данные изъяты> о признании права собственности на гидротехническое сооружение,
У С Т А Н О В И Л :
Веденков П.А. обратился в суд с иском к Администрации МО <данные изъяты> о признании права собственности на гидротехническое сооружение. В обоснование иска истец указал, что по договору аренды, заключенному __..__..__ с муниципальным образованием <данные изъяты> сроком на <данные изъяты> лет, он владеет земельным участком с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. На указанном участке протекает река <данные изъяты>, которая в __..__..__ году силами фермерского хозяйства «<данные изъяты>» была перегорожена путем строительства земляной плотины (водоподпорного сооружения), в результате чего образовался пруд (площадь зеркала <данные изъяты> га, максимальная глубина <данные изъяты> м, средняя глубина <данные изъяты> м., ориентировочный объем <данные изъяты> куб.м.), который используется для рыборазведения, а также как пожарный водоем. Главой фермерского хозяйства «<данные изъяты>» была его жена Веденкова Г.И., а он являлся членом данного фермерского хозяйства. В настоящее время фермерское хозяйство «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность. В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. По смыслу статьи 23 ГК РФ собственниками имущества фермерского хозяйства являются сами члены данного хозяйства. Бывшие члены фермерского хозяйства «<данные изъяты>» не возражают против оформления права собственности на вышеуказанное гидротехническое сооружение за мной, Веденковым П.А., так как именно мне принадлежит право аренды земельного участка, на котором расположен данный объект. Действующий Водный кодекс РФ не запрещает нахождение гидротехнических сооружений в собственности физических лиц. По заключению специализированной организации ООО Производственное проектное предприятие «<данные изъяты>» построенное водоподпорное сооружение отвечает требованиям СНиП 33-01-2003 и не угрожает жизни и здоровью людей, не создает угрозу экологической безопасности. Просит признать за ним право собственности на гидротехническое (водоподпорное) сооружение - земляную плотину на реке Гребенька, построенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., находящимся по адресу: <адрес>.
Определением суда к делу в качестве соответчиков были привлечены Веденкова Г.И., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, Федеральное агентство водных ресурсов <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Веденков П.А. поддержал исковые требования. Пояснил, что в __..__..__ г. силами КФХ «<данные изъяты>», членом которого он являлся, на реке <данные изъяты> было сооружено гидротехническое сооружение – плотина, река была перегорожена, образовался пруд. Земля в то время в аренду либо иное пользование ни ему, ни КФХ «<данные изъяты>» предоставлена не была. Был акт выбора земельного участка. Проектную документацию на плотину не составляли, в эксплуатацию в установленном законом порядке плотину не вводили, декларацию не подавали, потому что ему это было не нужно. В <данные изъяты> г. земельный участок под образовавшимся прудом был предоставлен ему в аренду. КФХ прекратило в __..__..__ г. свое существование, имущество хозяйства не делили, но его жена Веденкова не желает заниматься прудом и приобретать в собственность плотину, поэтому он просит признать за ним право собственности на вышеуказанное гидротехническое сооружение.
Представитель Федерального агентства водных ресурсов <данные изъяты> Митрофанова Т.В. не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в __..__..__ г. вступил в силу Водный кодекс. Право пользования водным объектом с целью строительства с этого времени предоставляется Федеральным агентством. Спорное ГТС было возведено в __..__..__ г., как следует из иска. Возведено оно было хозспособом. В нарушение действовавшего в то время законодательства не было получено разрешение на строительство ГТС, не составлена проектно-сметная документация, ГТС не введено в эксплуатацию, акт введения в эксплуатацию с участием представителей Федерального агентства не составлялся, т.е. ГТС является самовольной постройкой. Вместе с тем, в настоящее время на территории области имеется много бесхозяйных ГТС. Которые представляют определенную угрозу, собственник же ГТС должен обеспечивать безопасность ГТС, в связи с чем, Федеральное агентство и не возражает против удовлетворения требований истца.
Представитель Администрации МО <данные изъяты> Рачеева С.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что разрешение на строительство ГТС не выдавалось.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, сведениями об уважительности причин его неявки суд не располагает. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором он также указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
Ответчица Веденкова Г.И. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, сведениями об уважительности причин ее неявки суд не располагает.
Постановлением Главы Администрации <данные изъяты> от __..__..__ № Веденковой Г.И. в частную собственность был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га пастбищ – севернее <адрес> для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Главой хозяйства была утверждена Веденкова Г.И., членом хозяйства – Веденков П.А. КФХ Веденковой Г.И. было зарегистрировано под названием «<данные изъяты>» (л.д.25).
__..__..__ глава КФХ Веденкова Г.И. обратилась к Главе Администрации <данные изъяты> с заявлением о предоставлении дополнительно в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> га. В <адрес> сельского округа для восстановления водоема и организации культурного отдыха (л.д.12).
__..__..__ был составлен акт выбора участка для строительства, согласно которому был выбран участок для организации пруда в жилой зоне <адрес>. В акте указано, что на участке расположен колодец питьевого водоснабжения, подлежащий переносу, и баня администрации <данные изъяты>. Указано о необходимости предусмотреть подъездные пути, обустройство берегов, устройство дамб с водоспускными устройствами. В акте отмечено, что комиссия считает участок пригодным для строительства пруда главе КФХ Веденковой Г.И. в <адрес>(л.д.13 - 14).
__..__..__ Департамент Смоленской области по охране окружающей природной среды и природопользованию дал заключение о том, что участок в <адрес> площадью <данные изъяты> га. Пригоден для проведения реконструкции под пруд (л.д.22).
__..__..__ Веденковым П.А. (указано, что он является главой КФХ «<данные изъяты>» и зав. отделением ФИО9 составлен акт сдачи – приемки работы - документации по выбору и отводу земельных участков под хозяйст. деятельн. (л.д.9).
__..__..__ Главный государственный санитарный врач по <данные изъяты> и <данные изъяты> дал заключение о том, что земельный участок в д.<данные изъяты> административного округа пригоден для строительства озера (л.д. 19 - 20).
Согласно заключению государственного пожарного надзора от __..__..__ земельный участок в <адрес> пригоден для строительства пруда (л.д.21).
__..__..__ между Администрацией МО <данные изъяты> и Веденковой Г.И. заключен договор, согласно которому Веденкова поручила Администрации изготовить градостроительный паспорт на проектирование пруда в <адрес> (л.д.5 - 6).
__..__..__ было составлено архитектурно-планировочное задание № на разработку проекта пруда в <адрес>. План утвержден главным архитектором ФИО7(л.д.15 – 18).
Председателем комитета ФИО7 и Веденковой Г.И. __..__..__ составлен акт сдачи научно-технической продукции по договору № – изготовления градостроительного паспорта на пруд в <адрес> (л.д.4).
__..__..__ изготовлен градостроительный паспорт на пруд в <адрес> (л.д.10).
Постановлением Главы МО <адрес> № от __..__..__ было постановлено согласовать КФХ «<данные изъяты>» Веденковой Г.И. место размещения пруда на земельном участке площадью <данные изъяты> га., расположенном в жилой зоне д.Костричино Замощанского сельского округа. Также было утверждено градостроительное заключение о разрешенном использовании земельного участка № от __..__..__ для строительства пруда КФХ «<данные изъяты>» Веденковой Г.И. в жилой зоне <адрес>. Веденкова была обязана получить в комитете по строительству, архитектуре и транспорту МО «<данные изъяты>» архитектурно-планировочное задание на проектирование пруда в жилой зоне <данные изъяты>, разработать и согласовать в установленном порядке проектно-сметную документацию на строительство пруда в жилой зоне <данные изъяты> (л.д.11).
__..__..__ была осуществлена государственная регистрация прекращения КФХ «<данные изъяты>», главой которого являлась Веденкова Г.И.(л.д.24).
__..__..__ МО «<данные изъяты>» в лице главы МО передало в аренду Веденкову П.А. по договору аренды земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, срок аренды – <данные изъяты> лет (л.д.31- 35, 61).
В материалах дела имеются два кадастровых паспорта земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. В одном кадастровом паспорте сведения о правах отсутствуют (л.д.26 - 27), в другом указано, что земельный участок является государственной собственностью, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования. Земельный участок находится в аренде у Веденкова П.А. на основании договора от __..__..__, срок аренды <данные изъяты> лет (л.д.55 - 57). Ни в одном из кадастровых паспортов не указано на то, что через указанный земельный участок протекает река, не имеется и ограничений в связи с этим.
Согласно сообщению Администрации МО <адрес> в границы земельного участка (кадастровый номер №), предоставленного в аренду Веденкову П.А., р.<данные изъяты> не входит. Разрешение на строительство плотины на р.<данные изъяты> Администрацией МО <данные изъяты> не выдавалось (л.д.59).
Истцом представлено заключение ООО производственно-проектного предприятия «<данные изъяты>». В заключении указано, что пруд с площадью водного зеркала <данные изъяты> га, максимальной глубиной воды <данные изъяты> м., средней глубиной воды <данные изъяты> м., объемом (ориентировочно) – <данные изъяты> куб.м. В пруд впадает и из пруда вытекает река <данные изъяты>. Пруд создан путем строительства на реке водоподпорного сооружения – земляной плотины. Пруд построен в __..__..__ г. силами фермерского хозяйства «<данные изъяты>». Проектная документация на строительство пруда отсутствует. В соответствии с Водным Кодексом РФ как пруд, так и река <данные изъяты> относятся к поверхностным водным объектам. На пруду расположено гидротехническое сооружение – земляная плотина: непроезжая, длина <данные изъяты> м., ширина по гребню <данные изъяты> м., максимальная высота <данные изъяты> м. техническое состояние земляной плотины удовлетворительное, параметры плотины соответствуют требованиям действующих норм и правил. Рекомендуется устроить крепление верхового откоса плотины посадкой влаголюбивых пород деревьев, спланировать низовой откос и произвести по его поверхности посев трав. Также имеется гидротехническое сооружение - водосбросное сооружение башенного типа (башенный водосброс) с башней и водопропускной требой из стальных труб. Техническое состояние водосбросного сооружения удовлетворительное, его размеры обеспечивают пропуск расчетных расходов воды согласно действующим нормам и правилам. Рекомендуется устроить служебный мостик для обслуживания башни водосброса, закрепить воронку размыва в нижнем бъефе сооружения отсыпкой камня. Сделан вывод о том, что дальнейшая эксплуатация пруда для рыборазведения и как пожарного водоема возможна (л.д.28 - 30).
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст.222 ГПК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ
"О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В силу ст.9 данного закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации
Согласно ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ
"О безопасности гидротехнических сооружений" на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
В соответствии со ст.11 вышеназванного закона государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения. В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату. За выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст.10 и ст. 13 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ
"О мелиорации земель" отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В собственности граждан (физических лиц) могут находиться отдельно расположенные гидротехнические сооружения.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490
"О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" предусмотрено возложение обязанности поформированию и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений на Федеральное агентство водных ресурсов. Российский регистр гидротехнических сооружений (далее именуется - Регистр) формируется и ведется в целях: а) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений; б) сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений; в) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций; г) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обеспечить формирование и представление в Федеральное агентство водных ресурсов материалов по поднадзорным объектам для ведения соответствующих разделов Регистра.
«Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6.11.1998 г. № 1303 определены содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется - декларация безопасности) и осуществления ее государственной экспертизы. В Положении указано, что декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации. Также предусмотрено, что орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности. Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях; достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер нормам и правилам.
Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч.2 настоящей статьи. Ч.2 данной статьи предусматривает, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В ч.3 данной статьи указано, что право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. В силу ч.4 данной статьи пруд, обводненный карьер, указанные в ч.3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
В силу ч.1 ст. 11 Водного кодекса на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ч.2 данной статьи предусматривает, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава древесины в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. В силу ч.3 указанной статьи не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; воспроизводства водных биологических ресурсов; проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; рыболовства, рыбоводства, охоты; осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; санитарного, карантинного и другого контроля; охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; научных, учебных целей; разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса; проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации; создания искусственных земельных участков в морском или речном порту. В соответствии с ч.4 данной статьи предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Ст.ст.12, 13 и 23 Водного кодекса предусмотрен порядок заключения договора водопользования и содержание договора.
Согласно пункту 1 статьи 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
При этом согласно ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" их собственник или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность данного сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате его аварии) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Статья 19 названного Закона закрепляет перечень нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
В судебном заседании установлено, что в __..__..__ г. КФХ «<данные изъяты>» возвело на р.<данные изъяты> гидротехническое сооружение, что никем не оспаривается. Разрешение на строительство гидротехнического сооружения не выдавалось, проектно-сметная документация не составлялось, государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений не проводилась, в установленном законом порядке гидротехническое сооружение не было введено в эксплуатацию, не была подана декларация безопасности, что свидетельствует о том, что данное гидротехническое сооружение является самовольной постройкой. Гидротехническое сооружение возведено на реке, являющейся федеральной собственностью. Договор водопользования с Веденковым не заключался, в собственность, пожизненное наследуемое владении, постоянное (бессрочное) пользование земельный участок и р.<данные изъяты>, на которых возведено гидротехническое сооружение Веденкову не предоставлялись. В связи с чем, у суда нет оснований признать за Веденковым право собственности на спорное гидротехническое сооружение по основаниям, которые он указал в своем исковом заявлении (ст.218 ГК РФ), поскольку по данным основаниям право собственности на самовольную постройку не может возникнуть. Требование о признании права собственности на гидротехническое сооружение как на самовольную постройку, истец не заявлял. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░