УИД 63RS0031-01-2023-007709-56
номер производства 2а-6976/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 04 декабря 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием: помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Жилиной А.Г.,
представителя административного истца Муркина А.Д. (посредством ВКС),
административного ответчика Иванова В.Н. (посредством ВКС),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6976/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области к Иванову В.Н. об установлении административного надзора,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Иванов В.Н. осужден 15.11.2017 <данные изъяты> районным судом г. Самары по п. «а» ч. 3 ст.228.1, п. «б» ч. 3 ст. 228.1, 64 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 01.01.2024 Иванов В.Н. освобождается из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и следует к месту жительства по адресу: Республика Крым, <адрес>, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве. Осужденный за время отбывания 43 раза привлекался к дисциплинарной ответственности, часть взысканий погашена временным фактором, поощрений не имеет, не трудоустроен, социально-полезные связи поддерживает, 17.02.2021 был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, в связи с чем, административный истец просит установить административный надзор в отношении Иванова В.Н. сроком на 10 лет с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, с возложением на срок административного надзора ограничений в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в отдел полиции по месту жительства для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, кроме случаев, связанных с работой.
Представитель административного истца - ФКУ ИК -29 УФСИН России по Самарской области – Муркин А.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Иванов В.Н. в судебном заседании с установлением административного надзора и возложением обязанности по явке в ОВД для регистрации согласился, однако возражал против установления ограничения в виде нахождения дома в ночное время возразил.
Копия административного искового заявления с материалами, вручены Иванову В.Н., что подтверждается соответствующей распиской.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить административное исковое заявление, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ-64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ-64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания).
На основании ст. 5 ч. 1 п. 2, ст. 5 ч. 3 п. 1 ФЗ -64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 настоящего ФЗ, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Статьей 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 №218-ФЗ, начало действия с 03.08.2013) предусмотрено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкое преступление - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Иванов В.Н. 15 ноября 2017 осужден <данные изъяты> районным судом г. Самары за совершение в июле 2017 преступлений, предусмотренных п.п. «а, б» ч.3 ст. 228.1 УК РФ, с учетом ст. 64 УК РФ назначено наказание в виде 6 лет 6 месяцев лишения свободы отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Приговором суда установлено, что Ивановым В.Н. совершено особо тяжкое преступление при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области об установлении в отношении Иванова В.Н. административного надзора обоснованным, с установлением в отношении последнего административного надзора сроком на 10 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку последний имеет непогашенную судимость за совершение преступления, относящегося к категории особо тяжких при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений.
Кроме того, установление административного надзора и возложение в связи с этим на Иванова В.Н. административных ограничений не ухудшает его положение, как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства, какие - либо его права при этом не нарушаются и в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
На основании ст. 4 ч. 1 ФЗ-64 от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Частью 8 ст. 272 КАС РФ предусмотрено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административ������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????‹����������������?????????J?J?J????Й?Й?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J?J???????????????J?J?J?????????????????�???Й?Й??????????�?�?�??Й?Й???????????�???Й?Й??????????�?�?�??Й??Й?��?Й??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������¤�����?������?�����?
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ). Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 № 15 предусматривает, что в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства, пребывания или фактического нахождения лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре). В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например запретить выезд за установленные судом пределы территории лицу, для которого это ограничение в силу Закона не является обязательным. При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
При установлении обязанностей административного надзора суд учитывает данные о личности Иванова В.Н., изложенные в характеристике на осужденного, утвержденной врио начальника ИК-29 УФСИН России по Самарской области, согласно которым Иванов В.Н. характеризуется посредственно. 17.02.2021, отбывая наказание в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи в чем был переведен в строгие условия отбывания наказания. 20.04.2021 Иванов В.Н. прибыл в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области и на основании ч. 8 ст. 124 УИК РФ был распределен в отряд строгих условий отбывания наказания. За время отбывания наказания Иванов В.Н. 43 раза привлекался к дисциплинарной ответственности, неоднократно водворялся в штрафной изолятор, поощрений не имеет, основная часть взысканий погашена временным фактором. В настоящее время состоит на обычных условиях отбывания наказания, не трудоустроен, социально-полезные связи поддерживает.
Принимая во внимание изложенные выше сведения, характеризующие Иванова В.Н., сведения о состоянии здоровья последнего, характер совершенных преступлений и обстоятельства, при которых Ивановым В.Н. были совершены преступления, то обстоятельство, что после освобождения из мест лишения свободы Иванов В.Н. следует к месту жительства по адресу: Республика Крым, <адрес>, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить Иванову В.Н. следующие ограничения: обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с трудовыми отношениями, поскольку, как установлено судом, преступления по приговору суда от 15.11.2017 совершены Ивановым В.Н. в вечернее время суток, и доводы административного ответчика в части невозможности установления ограничения в виде нахождения вне жилого помещения не могут быть приняты судом во внимание.
Оснований для установления иных ограничений судом не установлено.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, на получение медицинской помощи, не являются чрезмерными, а лишь ставят в зависимость совершение тех или иных действий от соответствующего уведомления органа внутренних дел по месту осуществления административного надзора и получения от него разрешения, что в свою очередь отвечает целям административного надзора.
Установление административного надзора и возложение на ответчика административных ограничений, включая запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с трудовыми отношениями, а также количество явок в ОВД для регистрации, будут способствовать предупреждению совершения им новых преступлений или правонарушений, способствовать искоренению антиобщественной установки поведения и формированию у Иванова В.Н. правопослушного поведения, а также оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судом разъясняется административному ответчику о том, что по освобождению из мест лишения свободы он обязан встать на учет в орган внутренних дел в трехдневный срок. Кроме того, в течение всего срока административного надзора он не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Также административному ответчику разъясняется, что в силу положений ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в соответствии с ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Установить в отношении Иванова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, административный надзор сроком на 10 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Иванова Владимира Николаевича на срок административного надзора ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с трудовыми отношениями.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение принято 04.12.2023
Председательствующий Ю.С. Ахтемирова