Дело №2-269/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2014 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Л.Н.,
при секретаре Немцевой И.С.
с участием представителя истца Изакова П.И. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя Администрации Шушенского района Греб О.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павлова Т.И. к Администрации Шушенского района Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Павлова Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации Шушенского района, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, в котором просит возложить обязанность на ФГЮУ «Федеральная кадастровая палата» по снятию с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Свои требования истец Павлова Т.И. мотивировала тем, что является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер №, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <данные изъяты> К. ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер № и свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Указанный земельный участок был предоставлен ее матери М. на основании постановления <данные изъяты> сельской администрации Шушенского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ года.
На земельном участке по адресу: <адрес> находится жилой дом, в котором ее умершие родители О. и М. проживали с 1968 года до своей смерти и пользовались указанным земельным участком. Земельный участок с 1968 года огорожен забором, который никогда не переносился. Фактически площадь земельного участка по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м. Ее родители при жизни пользовались, а также она после их смерти пользуется этим земельным участком, ухаживает за ним, обрабатывает его, использует земельный участок в соответствии с его назначением.
В связи с тем, что земельный участок находится в пользовании их семьи с 1968 года, никто прав на земельный участок не заявляет, использование данного земельного участка не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, она обратилась в ООО "Земля и Недвижимость" для изготовления межевого плана и выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № с целью дальнейшего оформления фактически используемого земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность. Согласно заключению кадастрового инженера в межевом плане, границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями, споров по границам не выявлено. Впоследствии при обращении в отдел учета земельный участков филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ решением от ДД.ММ.ГГГГ № осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено.
На основании представленных ею документов: заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ года, выявлено, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. При нанесении на кадастровую карту Шушенского района границ уточняемого земельного участка происходит пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером №. В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета отдела учета земельный участков филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ указано, что есть основания полагать, что причиной возникновения пересечения границ является ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении уточняемого земельного участка или ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № и истцу предложено для возобновления кадастрового учета устранить пересечение границ и представить откорректированный межевой план.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют зарегистрированные права на объект недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер №.
В ответе на письменное обращение в ОАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Обществу (ранее ОАО <адрес> на праве бессрочного (постоянного) пользования землей под санитарную зону, в соответствии с постановлением <данные изъяты> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании заявления Общества от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с отсутствием на земельном участке объектов недвижимости и необходимости использования данного земельного участка, постановлением администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Истец считает, что указанное в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета устранение пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № возможно путем возложения обязанности на ответчика ФГЮУ»Федеральная кадастровая палата» по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании ч.4 ст.24 Федерального Закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В судебном заседании представитель истца Изаков П.И. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Греб О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражает и считает, что истец Павлова Т.И. обратилась в суд в связи с тем, что при уточнении границ, принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером № произошло пересечение с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №. Но постановка земельного участка с кадастровым номером № с уточненной площадью возможна только в случае снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.
Истец обратился в кадастровую палату с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Павловой Т.И. В соответствии с требованиями законодательства уточненная площадь земельного участка не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем на десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с Решением Шушенского районного Совета депутатов от 19.11.2010 №100-4/н минимальный размер предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории Муниципального образования <данные изъяты> сельсовет установлен в размере 600 кв.м.
Постановка земельного участка с учетом уточнений с кадастровым номером № на кадастровый учет будет возможна только в случае снятия с кадастрового учета земельного участка №.
Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ОАО <адрес> на праве постоянного пользования под санитарную зону Постановлением администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ №. право пользования данным участком прекращено.
В силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» и Земельного кодекса Российской Федерации, снятие земельного участка с кадастрового учета возможно в случаях его преобразования муниципальным образованием. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> является ранее учтенным, не является преобразуемым. Считает, что поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером № является ранее учтенным, не является преобразуемым, снять его с кадастрового учета можно только на основании решения суда.
Истец Павлова Т.И., представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Шушенский отдел в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
И.о.директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю Орлов А.С. в письменном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, в удовлетворении исковых требований Павловой Т.И. отказать, так как из искового заявления следует, что в силу ч.1 ст.258 ГПК РФ истец просит суд возложить на Учреждение принятие решений, совершение определенных действий по снятию с кадастрового учета земельного участка Однако, между Учреждением и истцом отсутствуют какие-либо обязательства, предусмотренные гражданским законодательством. Спорный земельный участок является «ране учтенным», не является преобразуемым, соответственно, не может быть снят с государственного кадастрового учета. Полномочия по распоряжению земельными участками, принадлежит собственникам, в данном споре в соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 осуществляется органами местного самоуправления муниципального района. На основании изложенного, просит суд истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика Администрации Шушенского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В силу ч.1 ст. ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Государственный кадастровый учет прекращения существования земельного участка, снятие с учета, осуществляется в силу ч.ч. 3,3.1, 4.5 ст.24 и ч.2 ст.25 Закона о кадастре.
Согласно ч.4 и ч.5 ст.24 Закона о кадастре сведения о земельном участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости в период действия временного характера таких сведений, если в течение пяти лет с момента постановки на кадастровый учет не зарегистрированы права на земельный участок или по заявлению. Установив, что земельный участок площадью 85,6 кв.м с кадастровым номером 24:42:3101002:35 являлся ранее учтенным, что сведения о нем не носят временный характер, что отсутствуют сведения о преобразовании земельного участка, отсутствуют основания для снятия с земельного учета земельного участка по правилам статьи 24 ФЗ »О государственном кадастре недвижимости».
В силу ч.2 ст.25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование : под санитарную зону, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> учтен в государственном кадастре недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по сведениям государственного кадастра участок находится в государственной собственности и передан в постоянное бессрочное пользование ОАО <адрес> Участок не имеет статуса «временный», он является «ранее учтенным» и не является преобразуемым.
Полномочия по распоряжению земельными участками принадлежат собственникам. В силу п.1 ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального Закона №137-Ф от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками в виде раздела, выдела, объединения, перераспределения земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, в данном случае Администрацией Шушенского района.
Таким образом, распорядится земельным участком с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование : под санитарную зону, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с главой 1.1 ЗК РФ вправе орган местного самоуправления.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Павлова Т.И. является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер №
Согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под санитарную зону, уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., местоположением: <адрес>, учтен в государственном кадастре недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ, находится в государственной собственности и передавался в постоянное (бессрочное) пользование ОАО <адрес> Согласно постановлению администрации Шушенского района от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в то числе иски об установлении границ земельного участка. В силу положений п. 53 Постановления государственный регистратор (по аналогии закона иной публичный орган, осуществляющий полномочия в сфере государственных услуг) не может быть ответчиком в споре о праве, даже если спор возник в результате действий указанного органа, он, тем не менее, должен вестись с тем лицом, которое выступает обладателем спорного права.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю не являясь правообладателем спорных объектов недвижимости, не может выступать в данном деле в качестве ответчика, так как, не имея никакого материально-правового интереса, Учреждение не является заинтересованным в исходе дела лицом. Между Учреждением и истцом отсутствуют обязательственные отношения, основанные на договоре или законе, в связи с чем не обоснованно требование о возложении обязанности совершить определенное действие в виде снятия ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета. В силу ч.2 ст. 25 Закона о кадастре, снятия его с кадастрового учета возможно в случае распорядительных действий в виде преобразования Администрацией Шушенского района.
Истцом не представлены суду доказательства обращения в Администрацию Шушенского района с заявлением о решении вопроса по распоряжению спорным земельным участком. Суду истцом не представлены доказательства, обосновывающие требования о возложении обязанности на Администрацию Шушенского района о снятии с учета ранее учтенного спорного земельного участка, хотя на основании распорядительных действий Администрации Шушенского района, как муниципального органа, наделенного полномочиями по распоряжению спорным земельным участком данный земельный участок может быть снят с кадастрового учета. Обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов истца может быть возложена решением суда при признании решений, действий Учреждения незаконными. Истцом действия( бездействия) Учреждения не оспариваются. В рамках данного дела правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Истцом заявлены требования к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о снятии с учета спорного земельного участка, что незаконно и ведет к нарушению конституционного принципа обязательности соблюдения закона, затрагивает права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Повторный государственный кадастровый учет одного объекта недвижимости, в данном случае земельного участка № Законом о кадастре не допускается.
Суд считает, что заявленные требования Павловой Т.И. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Павлова Т.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю требованиях о возложении обязанности по снятию с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.
Председательствующий Л.Н. Мальцева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 мая 2014 года.
Решение на 14.05.2014 не вступило в законную силу.