Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Соковой Ю.В.,
при секретаре Топольниковой А.С.,
помощнике Сазонтьевой О.В.,
с участием представителя истца Мартыновой Е.В.,
представителя ответчика и третьего лица Романишиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабадина Николая Александровича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю, АО «Негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ» о признании договора незаключенным, применении последствий недействительности сделки, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Сабадин Н.А. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю, АО «Негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ», указав, что в августе 2019 года обратился в Пенсионный фонд с заявлением о предоставлении сведений о размере пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, согласно которому средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, были переведены из Пенсионного фонда в «Негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ» на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого и обработанного в ОПФР по <адрес>. При этом подпись в заявлении была удостоверена нотариусом. Указано, что основанием для перевода денежных средств явился договор об обязательном пенсионном страховании с АО НПФ «БУДУЮЩЕЕ» от ДД.ММ.ГГГГ №, принятый и обработанный в ОПФР по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства пенсионных накоплений в сумме 257 749, 21 рублей были переведены Пенсионным фондом в АО «НПФ «БУДУЮЩЕЕ». Размер инвестиционного дохода, который при досрочном переходе в иной пенсионный фонд, потерял истец, составил 52 723, 38 рублей.
Указал, что никаких заявлений для перевода своих денежных средств пенсионных накоплений в АО «НПФ «БУДУЮЩЕЕ» не подавал ни лично, ни через нотариуса, договоров с АО «НПФ «БУДУЮЩЕЕ» не заключал. После обращения в АО «НПФ «БУДУЮЩЕЕ» в его адрес поступила копия договора от ДД.ММ.ГГГГ №, который он не заключал, свою подпись на указанном договоре не ставил. На запрос о предоставлении в адрес истца заявления был дан ответ о том, что заявлением ответчик не располагает.
На основании изложенного, ссылаясь на то, что воли о переводе своих пенсионных накоплений не изъявлял, заявление о переходе в АО «НПФ «БУДУЮЩЕЕ» не подписывал, к нотариусу не обращался, указанный выше договор не заключал, истец просил суд признать договор незаключенным, применить последствия недействительности сделки в виде возврата денежных средств пенсионных накоплений в сумме 257 749, 21 рублей из АО «Негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ» в Пенсионный фонд Российской Федерации по Камчатскому краю на его индивидуальный лицевой счет, а также обязать Пенсионный фонд Российской Федерации по Камчатскому краю начислить на его индивидуальный лицевой счет инвестиционный доход за 2016-2017 год в сумме 52 723, 38 рублей.
В ходе рассмотрения данного дела истец уточнил наименование ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю вместо ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю.
Истец участия в судебном заседании не принимал, направил представителя.
Представитель истца Мартынова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования по указанным в иске основаниям, настаивала на том, что ее доверитель волю о переводе пенсионных накоплений не изъявлял, заявление о переходе не подписывал и к нотариусу по указанному вопросу не обращался, спорный договор не заключал, свою подпись на нем не проставлял. Вместе с тем, денежные средства его пенсионных накоплений в сумме 257 749, 21 рублей были переведены Пенсионным фондом в АО «НПФ «БУДУЮЩЕЕ», при этом потерян инвестиционный доход в размере 52 723, 38 рублей.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю, а также третьего лица Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Романишина Н.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против требований истца, полагала их удовлетворению неподлежащими, поскольку средства пенсионных накоплений истца были переданы ПФР в АО «НПФ «Будущее» в соответствии с заявлением о досрочном переходе из ПФР в НПФ и договором об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ №. Указала, что оригинал договора представлен представителем НПФ «Будущее», принят и обработан в ОПФР по <адрес>. Заявление истца о досрочном переводе из ПФР в НПФ, удостоверенное нотариусом, поступило курьером в ГУ-Отделение Пенсионного фонда <адрес> и Московской области, принято и загружено в систему ПФР. Поскольку п. 1 ст. 36.12 Федерального закона о негосударственных пенсионных фондах определено, что средства пенсионных накоплений гражданина, отказавшегося от формирования накопительной пенсии в ПФР, передаются ПФР в выбранный НПФ не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе, ДД.ММ.ГГГГ средства пенсионных накоплений истца были переданы ПФР в АО «НПФ «Будущее» в сумме 257 749,21 рублей без инвестиционного дохода за 2016, 2017 годы в размере 52 723,38 рублей. В случае признания судом указанного договора недействительным, ПФР будет обязан восстановить в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица удержанный при досрочном переходе инвестиционный доход, отозвав его из резерва по обязательному пенсионному страхованию.
Ответчик АО «НПФ «Будущее» представителя в судебное заседание не направил, согласно письменным возражениям требования истца полагал неподлежащими удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств того, что он не заключал с АО «НПФ «БУЦУШЕЕ» договор об обязательном пенсионном страховании, а также, что он не подписывал и не подавал в территориальный орган ПФР заявление о переходе (досрочном переходе). Указал, что Фонд действовал добросовестно и в полном соответствии с действующим законодательством, а значит, отсутствуют основания для признания оспариваемого договора об обязательном пенсионном страховании недействительным. Также полагал, что указанный договор с АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» не влечет для истца никаких неблагоприятных последствий, и он вправе передать средства своих пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации или иной негосударственный пенсионный фонд путем заключения соответствующего договора и направления в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления о переходе (досрочном переходе).
Третьи лица Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» при формировании накопительной пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений имеют право: отказаться от формирования накопительной пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с п. 1 ст. 36.4 Федерального закона N 75-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 36.4 указанного Федерального закона договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика.
Пунктом 6.1 ст. 36.4 того же Федерального закона предусмотрено, что в случае, если после внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц договор об обязательном пенсионном страховании признан судом недействительным, такой договор подлежит прекращению в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 36.5 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 36.5 Федерального закона N 75-ФЗ договор об обязательном пенсионном страховании прекращается, в том числе, в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
В случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по указанному основанию, для соответствующего фонда возникает обязанность по передаче средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии в порядке, установленном статьей 36.6 указанного Федерального закона.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 36.6 Федерального закона N 75-ФЗ средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 36.5 указанного Федерального закона - предыдущему страховщику.
В соответствии с п. 5.3 ст. 36.6 Федерального закона N 75-ФЗ при наступлении обстоятельства, указанного в абз. 7 п. 1 настоящей статьи, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном п. 2 ст. 36.6.1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, уплачиваются за счет собственных средств фонда, и направляются в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию предыдущего страховщика.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 36.11 Федерального закона N 75-ФЗ застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с новым фондом и направления в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления о переходе (заявления о досрочном переходе) из фонда в фонд.
Заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) из фонда в фонд подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или направить иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, либо направить заявление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). В случае направления указанного уведомления иным способом установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются: нотариусом или в порядке, установленном п. 2 ст. 185.1 ГК РФ; должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации; фондом, с которым застрахованным лицом заключен действующий договор об обязательном пенсионном страховании; в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ средства пенсионных накоплений истца были переданы ПФР в АО «НПФ «Будущее» в соответствии с заявлением о досрочном переходе из ПФР в НПФ и договором об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 257 749,21 рублей без инвестиционного дохода за 2016, 2017 годы, размер которого составил 52 723,38 рублей.
Заявление от имени истца 087-333-0896 010 о досрочном переходе в АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» ДД.ММ.ГГГГ поступило курьером, принято и обработано в Отделении Пенсионного фонда РФ по <адрес> и Московской области и загружено в систему ПФР.
Оригинал договора в составе уведомления о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанного Управляющим отделением НПФ «Будущее» в <адрес> ФИО7, представлен представителем НПФ «Будущее», принят и обработан в ОПФР по <адрес>.
При этом, АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» в ответ на судебный запрос сообщило, что оригинал договора № от 29.12.2017г. заключенного между Сабадиным Н.Н. и АО «НПФ «БУДУЩЕЕ», был изъят ГСУ МВД по <адрес> в рамках уголовного дела № согласно протоколу обыска (выемки) от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, у АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» отсутствует возможность направить в адрес суда оригинал договора.
Таким образом, судом установлено, что регионом обработки заявления о досрочном переходе из ПФР в АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» является <адрес>, а регионом обработки договора - <адрес>. При переводе средств пенсионных накоплений из ПФР в АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» истцом утрачен инвестиционный доход за 2016, 2017 годы, размер которого составил 52 723,38 рублей.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» не представил суду доказательств, подтверждающих наличия у истца волеизъявления на заключение договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, переход из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» и перевод средств пенсионных накоплений.
Истец настаивает на том, что волю к переходу из ПФР в АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» он не изъявлял, заявление о досрочном переходе не подавал, договор не подписывал.
Убедительных доказательств наличия у истца волеизъявления на заключение договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, переход из Пенсионного фонда РФ в АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» и перевод средств пенсионных накоплений, материалы дела не содержат. Факт подписания истцом оспариваемого договора не подтвержден, следовательно, такой договор заключен в нарушение требований закона и является недействительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым договором нарушены права истца, в связи с чем, заявленные им требования в отношении ответчика АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» подлежат удовлетворению. Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком не представлено.
В свою очередь, проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд также приходит к выводу о том, что у ответчика ОПФ РФ по Камчатскому краю согласно указанным выше положениям не имелось оснований для отказа в принятии заявления и передаче пенсионных накоплений в НПФ, права истца ОПФ РФ по Камчатскому краю не нарушены, требование истца к ОПФ РФ по Камчатскому краю удовлетворению не подлежат.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░ ░░ «░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ «░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 257749 ░░░. 21 ░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░