№ 2-985/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2017 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре судебного заседания Клименко Т.А.,
с участием истца Шеламкова В.С., его представителя Марченко З.А., действующей на основании доверенности 32 АБ 1216065 от 02 февраля 2017 года,
представителя третьего лица - администрации г. Новозыбкова Брянской области Шабловского И.И., действующего на основании доверенности № 1 от 16.01.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеламкова В.С. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора о передаче жилого помещения в собственность
УСТАНОВИЛ:
Шеламков В.С. обратился в суд с иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора о передаче жилого помещения в собственность, мотивируя заявленные требования тем, что занимаемая им комната № в здании общежития по <адрес>, является жилым помещением, предоставленным по договору найма жилого помещения, и не является специализированным жилым помещением, в силу чего она имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.
В обосновании требований указала, что его отец Шеламков С.К. с 1985 г. состоял в трудовых отношениях с администрацией завода «Индуктор». В связи с нуждаемостью в жилье, на основании решения администрации завода в 1990 году его семье была предоставлена комната № в студенческом общежитии по адресу <адрес>, принадлежащем заводу, куда они были переселены из неблагоустроенного дома барачного типа. В 2005 г. между его семьей и МКП «Жилье» заключен договор найма жилого помещения, на основании которого, по настоящее время он владеет спорным жилым помещением, производят оплату коммунальных услуг. В связи с реорганизацией завода «Индуктор», здание общежития было передано в собственность субъекта РФ Брянской области и находится в настоящее время в оперативном управлении ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М. А. Афанасьева». При обращении с заявлением к ответчикам о передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации, был получен отказ по тем основаниям, что занимаемое ею помещение является специализированным жилищным фондом и приватизации не подлежит, что нарушает права истца на однократную приватизацию жилого помещения.
В письменном пояснении к исковому заявлению, поданном представителем истца Марченко З.А. в обоснование позиции доверителя Шеламкова В.С. представитель указывает на то, что спорное жилое помещение - ком. № по <адрес> в <адрес>, истец занимает на законных основаниях, куда были вселены по решению работодателя. Предоставленное помещение расположено в студенческом общежитии, принадлежащем заводу «Индуктор». Указала, что при заселении истцов, часть здания имела отдельный от студенческого блока вход, кухни с электроплитами, мойками, столами и детские комнаты. При реорганизации завода «Индуктор», здание общежития было передано в собственность субъекта РФ - Брянской области и находится в настоящее время в оперативном управлении ГАПОУ. Полагает отказ в приватизации жилья не основанным на законе, поскольку согласно ст. 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 г.№1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», действующего в момент возникших правоотношений, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениями в оперативное управление, при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления, с сохранением прав граждан, проживающих в нем на приватизацию.
Согласно ст. 9 «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», действующих в период с 1974 по 1992 г.г. на территории СССР, учебно-воспитательные учреждения находились в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Из взаимосвязи статей 34,67, и 68 Основ следует, что по прямому назначению (для организации учебного процесса) должны использоваться только учебные здания образовательного учреждения. В отношении общежитий Основы подобной императивной нормы не содержали. В период с 1991 г. по декабрь 2004 г. здание общежития за образовательным учреждением (ПТУ) не было закреплено и находилось на балансе завода «Индуктор».
Таким образом, действия завода по переоборудованию части здания общежития с целью вселения в него работников завода на условиях договора найма жилого помещения, не противоречили действовавшему жилищному законодательству и законодательству об образовании. Не принятие решения об исключении спорных комнат из специализированного жилищного фонда при передаче здания иному собственнику, не должно ущемлять права истца на приватизацию как нанимателей по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность… и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в п.3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. К объектам, относящимся к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, находящиеся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, переданные ими в ведение другими юридическими лицами.
С учетом изменений от 23.12.1992 г. в ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда», вступивших в силу с 10.01.1993 г., согласно которым при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (учреждений), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилья, а также ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которой установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, полагает, что спорное жилое помещение подлежит приватизации.
В судебном заседании истец и его представитель Марченко З.А., действующая по нотариальной доверенности, поддержали заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева» Кузина А.А. в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела без ее участия, в отзыве на исковое заявление ссылается на положения распоряжения Правительства Российской федерации № 1565-р от 03.12.2004 г. и постановление администрации Брянской области № 675 от 32.12. 2004 года «О приеме в ведение Брянской области государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования», которыми в собственность Брянской области передано ГОУ НПО «Профессиональный лицей №20», в состав имущественного комплекса которого входит спорное общежитие, находящееся в их оперативном управлении.
Поскольку жилые помещения в общежитиях на основании ст. 92 ЖК РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, принятие дополнительного решения об отнесении данных жилых помещений к определенному виду специализированного жилищного фонда не требуется.
В соответствии с ч.2 ст. 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, приватизации не подлежат.
Сведений о том, что общежитие строилось заводом «Индуктор» для нужд работающих на заводе отсутствуют. Спорный объект является студенческим общежитием, часть которого была передана по договору аренды заводу «Индуктор», в него временно были вселены нуждающиеся семьи работающих на заводе «Индуктор», с последующим предоставлением им жилья. В муниципальную собственность спорный объект недвижимого имущества не передавался. Оснований для приватизации спорного жилья не имеется.
Представитель ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя и письменный отзыв, из которого следует, что общежитие по <адрес> в <адрес>, находится в государственной собственности Брянской области и закреплено в оперативном управлении за ГАПОУ БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева, документы подтверждающие нахождение спорного объекта на праве хозяйственного ведения государственного предприятия Индуктор», а затем и МКП «Жилье» не представлены. В силу ст. 4 Федерального закона от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» и ст. 102 Федерального закона от 29.12. 2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации" общежития приватизации не подлежат. Против заявленных истцами требований возражает.
Представитель третьего лица - администрации г. Новозыбкова в судебном заседании Шабловский И.И.. действующий на основании доверенности № 1 от 16.01.2017 г. пояснил, что общежитие по <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность не передавалось, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Представители третьего лица - ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод», Новозыбковского филиала ГАПОУ «БТЭиР», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно ч.1, 3 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Жилищный фонд в зависимости от целей его использования подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Положениями ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 установлено, что приватизацией является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст.2 Закона №1541-1)
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
Частью 1 ст. 94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или обучения.
В судебном заседании установлено, что Шеламков В.С. занимает комнату № в жилом помещении, расположенном в общежитии по адресу: <адрес>, в которой истец зарегистрирован с 15.11.1991 года ( л.д. 7). Данное жилое помещение предоставлено Шеламкову С.К., состоявшему в трудовых отношениях с заводом «Индуктор» на основании решения администрации государственного предприятия «Новозыбковский завод «Индуктор».
Согласно информации ОАО «Новозыбковский завод «Индуктор» на основании п.п.1 договора №1 от 31.08.1998 г. ПУ-20 предоставило в аренду ОАО «Новозыбковский завод «Индуктор» часть общежития для проживания 24 семей своих работников. В последствии, согласно договора аренды жилого помещения №1А от 01.06.2004 г., заключенного между ГОУНПО «Профессиональный лицей №20» и МКП «Жилье», последнее приняло в пользование часть общежития для учащихся с отдельным входом на втором. Третьем и четвертом этажах в здании по указанному адресу. Договор аренды заключен с целью коммунального облуживание жилых помещений, сбора платы с проживающих жильцов и расторгнут в 30.12.2016 г. ( л.д. 231,232).
03.01.2005 г. между Шеламковой Л.П. и МКП «Жилье» был заключен договор найма жилого помещения ( л.д. 8,9).
Данный объект недвижимого имущества был возведен при участии в качестве подрядчика государственного предприятия «Новозыбковский завод «Индуктор» в 1987 году. С момента введения объекта в эксплуатацию он имел статус общежития для СПТУ-20, то есть общежития для проживания студентов образовательного учреждения. В 1992 году на основании приказа директора завода «Индуктор» № 124 от 28.10.1992 года, здание СПТУ было передано на баланс Управления по образованию при администрации Брянской области, общежитие СПТУ-20 оставлено на балансе завода, при этом его статус студенческого общежития не изменился. В соответствии с планом приватизации государственного предприятия «Новозыбковский завод «Индуктор», утвержденным 07.09.1993 г., комплекс зданий ГПТУ- 20 не входит в перечень объектов подлежащих приватизации ( л.д. 214-220).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации №1565-р от 03.12.2004 г., постановления администрации Брянской области № 675 от 31.12. 2004 года «О приеме в ведение Брянской области государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» в собственность Брянской области было передано ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20», в составе имущественного комплекса которого находится общежитие, расположенное по <адрес> в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются Перечнем федеральных государственных учреждений образования, являющимся приложением к постановлению № 675 от 31.12. 2004 года и инвентаризационной описью основных средств ГОУ НПО ПЛ-20. Согласно совместному приказу Министерства образования Российской Федерации и Управления образования администрации Брянской области от 21.04.2003 г. №1999/310 общежитие передано в оперативное управление ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» ( л.д. 124-125).
В 2012 году ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» было реорганизовано в ГБПОУ «Новозыбковский промышленный техникум», а в 2016 году - в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева».
Общежитие по <адрес> в <адрес>, находится в государственной собственности Брянской области и в оперативном управлении ГАПОУ БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева ( л.д. 73-74).
В соответствии с п.13 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего в период регистрации истцов в спорном помещении, государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежали.
Право на приватизацию жилого помещения, расположенного в студенческом общежитии, в чьем бы ведении оно не находилось, в силу прямого запрета, установленного п.13 ст. 39 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", у жильцов не возникло.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 92 ЖК РФ и статьей 4 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Из разъяснений п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствие со статьей 672 ГК РФ жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, только из жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Судом установлено, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и имеет статус общежития. В данном общежитии имеются учебные помещения, мастерские, проживают студенты техникума, до настоящего времени здание используется как общежитие, то есть по назначению. Данные обстоятельства в суде не оспорены. Доказательств того, что здание исключено из специализированного жилищного фонда истцом не представлено, и не было добыто их и судом в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, отказ ответчиков в приватизации жилого помещения является обоснованным.
В соответствии статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в первоначальной редакцией (далее - Закон о приватизации) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В связи с изменениями и дополнениями, внесенными 23.12.1992 г. Федеральным Законом № 4199-1 в статью 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Между тем, по делу не установлено, что ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» изменило форму собственности, в связи с чем, находящийся в его оперативном управлении жилищный фонд подлежал бы передаче в муниципальную собственность органа местного самоуправления, а у проживающих в нем граждан возникло право на приватизацию.
Запрет, установленный частью 2 статьи 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на приватизацию жилых помещений в общежитиях, предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий.
Ссылка истца на то, что по договору специализированного найма жилого помещения им предоставлено помещение, которое фактически не подлежит отнесению к помещению специализированного жилищного фонда, оплата коммунальных услуг ими производится, как по договору социального найма, в данном случае не имеют правового значения, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а решением соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении.
Судом также установлено, что здание общежития техникума, которое относилось к специализированном жилым помещениям еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, после вступления в действие нового Жилищного кодекса РФ также не утратило своего статуса, находится в собственности субъекта РФ, не передавалось в муниципальную собственность, а, следовательно, жилые помещения в данном общежитии приватизации не подлежат.
Учитывая, что жилое помещение на момент его предоставления семье истца имело статус общежития, который до настоящего времени не изменен, находится в оперативном управлении образовательного учреждения, не входит и никогда не входило в состав муниципального жилищного фонда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Шеламкова В.С.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шеламкова В.С. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора о передаче жилого помещения в собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Соловец