РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Безденежной И.Ю.,
при участии: представителя административного ответчика Воржева С.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области к Зениной Е.В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Зениной Е.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2013-2016 годы в общей сумме 69798,01 рублей (с учетом уточненного административного искового заявления), из которых: по требованию № 13966 от 19.12.2017 года налога на имущество физических лиц в сумме 69437 руб., пени в сумме 323,46 руб.; по требованию № 128467 от 17.12.2014 года налог на имущество физических лиц в сумме 36 руб., пени в сумме 1,55 руб. В обоснование иска, указав, что административный ответчик в налоговый период 2013-2016 годов являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (<данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности), квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, строения (сооружения), расположенного по адресу: <адрес>, в отношении которых налогоплательщик обязан платить налог на имущество. Однако в нарушение закона ответчиком не была произведена уплата налога на имущество за указанные квартиры за 2013, 2014, 2016 годы, за сооружение- за 2016 год. Ответчику направлялись налоговые уведомления № 947622 и № 32834082 от 21.09.2017 года об уплате, в том числе и налога на имущество, за указанные налоговые периоды. Поскольку в установленный срок обязанность по оплате налога не была исполнена, в адрес Зениной Е.В. направлялись требования об уплате налогов № 128467 от 17.12.2014 года и № 13966 от 19.12.2017 года. Ввиду неисполнения установленной законом обязанности по уплате налогов надлежащим образом, налогоплательщику были начислены пени.
Административный истец обращался к мировому судье судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание, указанной суммы недоимки по налогу на имущество и пени. Судебный приказ был вынесен, однако определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен ввиду поступивших от должника возражений.
На основании изложенного, административный истец просил удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, административный истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской представителя. Административным истцом ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлялось, доказательства подтверждающие наличие уважительных причин неявки в судебное заседание не предоставлялись.
Ввиду вышеизложенного и в соответствии с положениями ст.ст. 150, 152, 289 (ч.2) КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Представитель административного ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что задолженность по требованию № 128467 от 17.12.2014 года Зениной Е.В. погашена, что подтверждается представленными суду документами об оплате и актом сверки расчетов, с размером задолженности по требованию № 13966 от 19.12.2017 года административный ответчик не согласен, полагает, что при расчете суммы налога за нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> следует исходить из кадастровой стоимости данного нежилого помещения, установленной решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом сумма налога рассчитывалась из иной кадастровой стоимости.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд считает заявленные требования о взыскании недоимки и пени по требованию об уплате налогов № 128467 от 17.12.2014 года не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
До 01.01.2015 года обязанность уплаты налога на имущество физических лиц, порядок его оплаты и размер налога определялся Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно частям 4 и 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговым органом были предъявлены требования о взыскании с Зениной Е.В. недоимки на налогу на имущество физических лиц и пени по налогу по требованию № 13966 от 19.12.2017 года - налог на имущество физических лиц в сумме 69437 руб., пени в сумме 323,46 руб. и по требованию № 128467 от 17.12.2014 года - налог на имущество физических лиц в сумме 36 руб., пени в сумме 1,55 руб.
Заявленные административным истцом требования о взыскании с Зениной Е.В. недоимки и пени по требованию № 13966 от 19.12.2017 года были оставлены судом без рассмотрения ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о досудебном урегулировании спора (направлении или вручении налогоплательщику требования об уплате налога), о чем вынесено отдельное определение.
По требованию об уплате налога № 128467 от 17.12.2014 года административный истец просил взыскать налог на имущество физических лиц в сумме 36 руб., пени в сумме 1,55 руб.
Указанная сумма налога начислена за налоговый период 2013 года за квартиры по адресу: <адрес> (<данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности) и <адрес>. Расчет суммы налога произведен в налоговом уведомлении № 947622, направленном в адрес налогоплательщика почтой 14.07.2014 года. Обязанность по уплате налога установлена не позднее 05.11.2014 года.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Предъявленная ко взысканию с Зениной Е.В. недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2013 год по требованию № 128467 от 17.12.2014 года имела место по состоянию на 1 января 2015 года, в связи с чем в силу закона она признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Ввиду вышеизложенного в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени по требованию № 128467 от 17.12.2014 года следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области к Зениной Е.В. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени по требованию № 128467 от 17.12.2014 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 февраля 2019 года.
Председательствующий: