Дело № 2-1466/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 15 июня 2018 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Пугач С.Ф.
с участием представителя истца Платоновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белозерова С.Н. к Администрации города Оренбурга о признании права собственности на домовладение с изменённой характеристикой,
У С Т А Н О В И Л:
Белозеров С.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ему принадлежит жилой дом литер <данные изъяты> по адресу: г. Оренбург, <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ С 2012 года по 2017 год дом был реконструирован: подлит фундамент, заменены окна, двери, снаружи обложен кирпичем, обшит сайдингом, перекрыта крыша, в глубину двора увеличен пристрой литер <данные изъяты>. В настоящее время жилой дом литер <данные изъяты> - одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., состоит на кадастровом учёте с кадастровым номером №. Согласно градостроительному заключению от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в зоне индивидуальной (усадебной) жилой застройки, зоне выборочной реконструкции застроенных территорий, зоне перспективного строительства. Спорный дом соответствует пожарным, санитарным и строительным нормам, находится в границах земельного участка, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. В 2017 года он обращался в Администрацию г. Оренбурга с целью оформления права собственности на реконструированный жилой дом. По результатам работы комиссии принято решение о возможности признания права собственности в судебном порядке. Просил:
- сохранить жилой дом в переустроенном виде, с новой технической характеристикой, общей площадью <данные изъяты> кв.м., одноэтажный, смешанной конструкции по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- прекратить право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №
- признать за ним право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., смешанной конструкции по адресу: г. Оренбург, <адрес>
Истец Белозеров С.Н., извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – Платонова И.В., действующая на основании нотариальной доверенности 56 А А № от ДД.ММ.ГГГГ, требования Белозерова С.Н. поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации г. Оренбурга, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В ранее представленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Голуб С.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя и указала, что возможность узаконения самовольно возведённого жилого дома по <адрес> была предметом рассмотрения Комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, по результатам которой принято решение о возможности признания права собственности на возведённый объект недвижимости в совокупности с другими доказательствами при наличии прав на земельный участок, положительных заключений о соответствии санитарным, строительным и пожарным нормам и правилам, согласии смежных землепользователей. Просила принять решение с учетом всех доказательств в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
На реконструированный объект недвижимости распространяются положения ст. 222 ГК РФ.
Исходя из положений п. 1 и п. 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
При проведении реконструкции право владельцев строения подлежит защите в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Белозеров С.Н. является собственником жилого дома, полезной площадью <данные изъяты> жилой <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Из пояснения представителя истца следует, что истец также возвёл пристрой литер <данные изъяты>.
Изменение истцом площади дома в результате возведения свидетельствует о его реконструкции.
Поскольку необходимое для этого разрешение отсутствует, данный жилой дом следует считать самовольной постройкой.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из ст. 29 ЖК РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.
Согласно градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка, утверждённому заместителем главного архитектора города Оренбурга ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок примерной площадью <данные изъяты> кв.м. расположен на территории <данные изъяты> района г. Оренбурга по адресу: <адрес> Кадастровый номер № Правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют. Согласно сведениям ГУП «ОЦИиОН» Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке расположен одноэтажный индивидуальный жилой дом литер <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в собственности Белозерова С.Н. на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ Год постройки неизвестен. Разрешение на строительство (реконструкцию) не выдавалось, ввод в эксплуатацию не производился, правоустанавливающие документы отсутствуют. Функциональное назначение– размещение жилых помещений.
По сообщению Департамента градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, а также самовольного занятия земельных участков садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, гаражно-строительными и погребными кооперативами, расположенных за пределами границ земельных участков, предоставленных СНТ, ГСК, ПК на территории муниципального образования «город Оренбург», утверждённой приказом департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 27.04.2016 г. № 50-П. По результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведённой пристройки литер <данные изъяты> к индивидуальному жилому дому литер <данные изъяты> по <адрес> принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведённые объекты недвижимости. Вопросы по признанию права собственности на самовольные постройки подлежат разрешению в судебном порядке.
Согласно отчету ООО «<данные изъяты>» № технические характеристики и конструктивные решения жилого дома литер <данные изъяты> по адресу: г. Оренбург, <адрес> соответствуют строительным и градостроительным нормам и правилам к жилым зданиям, действующих на дату строительства. Имеющееся техническое состояние строительных конструкций не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № самовольно возведённый пристрой к жилому дому (литер <данные изъяты>) по адресу: г. Оренбург<адрес> соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счёт природных источников ионизирующего излучения», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий».
Из заключения ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что условия соответствия требованиям пожарной безопасности здания спорного жилого дома выполняются.
Заявления смежных землепользователей - собственников кв.1 жилого дома № по <адрес> ФИО6, ФИО7, и собственника жилого дома № свидетельствуют о том, что они не возражают против узаконения Белозеровым С.Н. пристроя литер <данные изъяты> к спорному жилому дому и сохранения его в переустроенном виде. Жилой дом <данные изъяты> не нарушает их прав и интересов.
Учитывая, что спорный жилой дом нарушений градостроительных и строительных норм и правил не имеет, угрозу жизни и здоровью граждан не создаёт, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, требования Белозерова С.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Белозерова С.Н. удовлетворить.
Прекратить право собственности Белозерова С.Н. на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № по адресу: г. Оренбург, <адрес>.
Признать за Белозеровым С.Н. право собственности на одноэтажный жилой дом, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург<адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Л.М. Чуканова
Решение суда в окончательной форме принято 20.06.2018 года.
Судья -