Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2016 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., при секретаре Шараповой Т.Р., с участием помощника Серовского городского прокурора Поповой Н.В., представителя ответчиков рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-304/2016 по иску
Серовского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Серовского городского округа, отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Серовского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов. В обоснование требований указав, что в ходе рейдовой проверки на территории села Андриановичи Серовского городского округа, а именно на выезде из села перед железнодорожным переездом на площади около 30 кв.м. и на выезде из села после железнодорожного переезда полосой вдоль дороги на площади около 100 кв.м. выявлены места несанкционированного размещения отходов. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории <адрес> осуществляется Муниципальным предприятием «Серовавтодор», на основании заключенных с гражданами договоров. Отсутствие мусоросборников и регулярного вывоза мусора на территории <адрес> приводит к существенному нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства, чем нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит с учетом частичного отказа от требований и уточнений обязать администрацию Серовского городского округа в течение месяца с момента вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) села Андриановичи Серовского городского округа.
В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора требования поддержала, подтвердив изложенные обстоятельства.
Представитель администрации Серовского городского округа и привлеченного судом в качестве соответчика отраслевого органа администрации «Комитет ЭТС и ЖКХ» в суде просила в удовлетворении требовании отказать, пояснив, что оснований для понуждения к совершению действий к организации сбора и вывоза бытовых отходов в частном секторе села Андриановичи не имеется, поскольку между собственниками домов и МУП <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор управления, по условиям которого в перечень обязательных работ и услуг по содержанию включены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, организации мест накопления бытовых отходов с ежедневной периодичностью.
Третье лицо МУП <адрес> в судебное заседание представителя не направил отзыва по иску не представил.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает уточненные исковые требования Серовского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (часть 1 статьи 9, статьи 42, 58 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 12 названного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 13 Закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления").
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления.
Обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на муниципальные образования (пункты 9, 14 статьи 15, пункты 11, 24 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления"). ���������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 28 Устава к полномочиям администрации городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора <адрес> природных ресурсов и экологии <адрес> направлена информация о проведении выездной проверки по выявлению мест несанкционированного размещения отходов на территории Серовского городского округа, в ходе которой выявлено 2 места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов. Данная информация направлена для принятия мер прокурорского реагирования.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированное размещение отходов выявлено: на выезде из села Андриановичи перед железнодорожным переездом на площади около 30 кв.м. (0,003) размещены твердые бытовые отходы: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО – 73111001724, 4 класс опасности) - мешки с бытовым мусором, отходы веток, стекла и т.д., отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5, 5) – пенопластовая упаковка, обломки бытовой техники, обрезь разнородной древесины (код по ФККО 3 05 313 42 21 4, 4 класс опасности)– обломки досок, горбыля. Географические координаты 59?55?35?? северной широты, 60?34?08?? восточной долготы; на выезде из села после железнодорожного переезда, полосой вдоль дороги (приложение № к акту) на площади около 100 кв.м. (0,01 га) размещены твердые бытовые отходы: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО – 73111001724)4 класс опасности) – мешки с бытовым мусором, отходы веток, стекла и т.д., обрезь разнородной древесины (код по ФККО 3 05 313 42 21 4, 4 класс опасности) – обломки досок, горбыля. Географические координаты 59?55?32?? северной широты, 60?33?41??. Наличие бытового мусора по указанным адресам зафиксировано на приложенных к материалам дела фотоснимках (приложение 1-3).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что организованные на территории Серовского городского округа несанкционированные свалки нарушают требования природоохранного законодательства, их размещение негативно влияет на окружающую среду, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствиям.
Обязанность по организации системы обращения с отходами на территории муниципального образования Серовский городской округ, рационального сбора и быстрого удаления бытовых отходов с территории населенных мест, а также надлежащего контроля за функционированием данной системы, в частности, за своевременностью вывоза накопленных отходов, законом возложена на Администрацию городского округа. Реализацию вопросов местного значения администрация осуществляет через свои отраслевые органы, функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов выполняет отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» в силу Положения, утвержденного решением Серовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ Проведенной прокуратурой проверкой установлена ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории <адрес>, что привело к образованию несанкционированных свалок на выезде из села. Договор на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг в селе Андриановичи с организацией оказывающей данные услуги отсутствует. Представленный ответчиком договор, свидетельствует о заключении лишь с одним из собственников дома. Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Серовского городского округа в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Поэтому требования о понуждении к исполнению обязанности подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Серовского городского округа, отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов удовлетворить.
Обязать администрацию Серовского городского округа, в лице отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки (частный сектор) <адрес> городского округа.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 1 месяца, с даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
Судья К.Н. Сутягина