ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
10 июня 2019 года с. Богатое Самарской области
Судья Богатовского районного суда Самарской области
Н.А. Рогов,
рассмотрев материалы дела № 5-39/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), в отношении Фесенко В. А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Республики Казахстан, проживающего без регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации: <адрес>, при регистрации по месту жительства: <адрес> женатого, имеющего двух малолетних детей, работающего у индивидуального предпринимателя ФИО1 в качестве разнорабочего без заключения трудового или иного договора,
разъяснив В.А. Фесенко, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП Российской Федерации, при этом В.А. Фесенко пояснил, что он владеет русским языком в достаточной степени, в помощи переводчика и защитника не нуждается,
УСТАНОВИЛ:
10 июня 2019 г. в <адрес> при проверке документов у иностранного гражданина выявлено, что гражданин Республики Казахстан Фесенко В. А. незаконно находится по месту проживания (пребывания) в Российской Федерации по адресу: <адрес>, без регистрации по месту пребывания и при отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, уклоняясь от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (с 6 октября 2018 г.), в нарушение ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также установленных правил миграционного учета и порядка выбора места пребывания или жительства, таким образом, иностранный гражданин Фесенко В. А. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения указанным иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП Российской Федерации, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении серии 17 № 3361285 от 10 июня 2019 г., выпиской из автоматизированной системы ЦБДУИГ (СПО «Мигрант-1») МВД России, миграционной картой с указанным сроком пребывания до 6 октября 2018 г., объяснениями В.А. Фесенко, признавшего себя виновным в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания до 6 октября 2018 г. и в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, по истечении указанного срока.
При рассмотрении судьей дела об административном правонарушении В.А. Фесенко пояснил, что он находился на территории Российской Федерации с июля 2018 г. по настоящее время, а также ранее, более шести лет, и проживал с женой и двумя малолетними детьми по указанному в протоколе месту жительства (пребывания) в <адрес>, в том числе по истечении определенного срока пребывания по 6 октября 2018 г. более девяти месяцев, но по вопросам оформления разрешения на временное проживание или вида на жительство в территориальный отдел МВД России он не обращался и своевременно не выехал из Российской Федерации по причине отсутствия денежных средств, достаточных для выезда на определенный срок.
Заслушав объяснения В.А. Фесенко, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, то есть старшего участкового уполномоченного отделения полиции № 46 МО МВД России «Борский» ФИО2, а также показания свидетеля ФИО3, исследовав представленные материалы дела, включая протокол об административном правонарушении серии 17 № 3361285 от 10 июня 2019 г., выписку из АС ЦБДУИГ (СПО «Мигрант-1») МВД России, копию миграционной карты с указанным сроком пребывания до 6 октября 2018 г., суд считает, что доказательства, исследованные в судебном заседании, являются допустимыми и достаточными для применения в отношении него административного наказания, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением административного выдворения за пределы Российской Федерации, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов и неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
В силу части 2 данной статьи административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Исходя из положений статьи 2 названного Федерального закона, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, совершенное иностранным гражданином В.А. Фесенко деяние, выразившееся в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации путем уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока временного проживания с октября 2018 г. по настоящее время, то есть более девяти месяцев, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом согласно статье 3.1 указанного Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что в таком случае не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права В.А. Фесенко, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на уважение семейной жизни при наличии супруги ФИО3 и двух малолетних детей возраста четырех лет и одного года соответственно, проживающих в Российской Федерации, у иностранного гражданина В.А. Фесенко.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. №4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное – в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), учитывая характер и степень опасности совершенного иностранным гражданином длящегося административного правонарушения, сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, в том числе упомянутые обстоятельства семейной жизни В.А. Фесенко, включая наличие двух малолетних детей, проживающих в Самарской области, и бедное имущественное положение его семьи, о чем он пояснил в судебном заседании, суд считает разумным и достаточным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, указанном в санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку иное противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения и в этом случае назначение обязательного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нельзя признать соответствующим целям и принципам назначения административного наказания.
Наряду с этим суд полагает важным и необходимым предупредить иностранного гражданина, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что повторное совершение однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и в дальнейшем в случае продолжения противоправного поведения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, в том числе уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (проживания), может рассматриваться как нежелание этого лица отказаться от противоправного поведения, игнорирование установленных правил миграционного учета и порядка выбора места пребывания или жительства, правомерных требований уполномоченных на то должностных лиц МВД Российской Федерации, что может повлечь применение административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23.1, статьями 29.9 - 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить Фесенко В. А., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, административное наказание по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Сумма административного штрафа* вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, получателю штрафа по следующим реквизитам:
УФК по Самарской области (ГУ МВД России по Самарской области), ИНН 6317021970, расчётный счёт № 40101810822020012001 в Отделение Самара, КПП 631601001, ОКТМО 36606000, БИК 043601001, код бюджетной классификации (КБК) 18811640000016020140, код администратора (КА) 624, УИН 18880063191043612854, наименование платежа – административный штраф.
Копии постановления о назначении административного наказания вручить В.А. Фесенко, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в Самарский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Богатовский районный суд Самарской области, вынесший постановление о назначении административного наказания.
Судья Н.А. Рогов
* Штраф подлежит уплате в течение 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа представляется судье, вынесшему постановление.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок лицо, его не уплатившее, привлекается к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.