Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5040/2017 ~ М-4292/2017 от 05.05.2017

Дело № 2-5040/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи     Кастрюкова Д.В.,

при секретаре             Тицкой О.А.,

с участием представителя истца Благовещенского транспортного прокурора – Свириденко С.П., по доверенности, представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов, Утюжниковой Л.Ю., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Благовещенского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов, об оспаривании бездействия по не реализации плана обеспечения транспортной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Благовещенского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд с настоящим иском к ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов, об оспаривании бездействия по не реализации плана обеспечения транспортной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав в обоснование, что железнодорожный вокзал станции Благовещенска относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.ОАО "РЖД" - собственник объектов транспортной инфраструктуры является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзалов. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков. В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 28АА 276181 от 07.08.2009 г. ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного вокзала Благовещенск. Оценка уязвимости объектов ОТИ железнодорожный вокзал Благовещенск проведена аккредитованной специализированной организацией Хабаровским филиалом ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Заключение по железнодорожному вокзалу Благовещенск о результатах оценки уязвимости - утверждено 09.04.2012 г. Как установлено прокурором в ходе проверки, план транспортной безопасности железнодорожного вокзала Благовещенск утвержден и.о. руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта Чепец В.Ю. 06.05.2015 г. Данный план должен быть реализован в срок до 06.11.2015 г. Однако, в нарушении требований законодательства не полностью реализован п. 8.1 Плана транспортной безопасности железнодорожного вокзала - отсутствуют турникеты при входе на перрон вокзала. В нарушении п. 8.2 Плана - места размещения и состав инженерных сооружений - отсутствует стационарная досмотровая рентгеновская установка для досмотра багажа пассажиров, система видеоидентификации, видеораспознавания и видеообнаружения, портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ, переносной комплекс обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченных нейтронов. Кроме того, в нарушении требований п. 9.1 Плана - силы транспортной безопасности - подразделение транспортной безопасности в количестве 12 инспекторов по досмотру вообще не создано.

Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» допущены грубейшие нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, утвержденный план транспортной безопасности не реализован, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства на ОТИ железнодорожный вокзал Благовещенск и как следствие угрозу причинения жизни неопределенного круга лиц, пользующимися услугами данного объекта транспортной инфраструктуры, что является недопустимым.

В декабре 2016 г. Благовещенским транспортным прокурором в адрес заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора был направлен проект представления об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере транспортной безопасности в отношении начальника Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Костельковского А.А., которое было внесено и рассмотрено. По результатам рассмотрение представления, согласно протоколу оперативного совещания указанные недостатки исполнения плана транспортной безопасности приняты, однако до настоящего времени не устранены.

Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» допущены и до настоящего времени не устранены грубейшие нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, утвержденный план транспортной безопасности не реализован, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства на ОТИ железнодорожный вокзал Благовещенск и как следствие угрозу причинения жизни неопределенного круга лиц, пользующимися услугами данного объекта транспортной инфраструктуры, что является недопустимым.

Указанные нарушения законодательства о защите прав потребителей при оказании услуг перевозки железнодорожным транспортом могут привести к нарушению прав потребителей транспортных услуг, в том числе причинению вреда жизни и здоровью в связи с возможными актами незаконного вмешательства.

В связи с тем, что состав лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным. Соответственно речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц. Данныйиск подлежит рассмотрению по месту исполнения договора перевозки - в Благовещенском городском суде.

На основании изложенногои.о. Благовещенского транспортного прокурора просил суд признатьбездействие ОАО «РЖД» по не реализации п.п.8.1, 8.2, 9.1 Плана обеспечения транспортной безопасности транспортных железнодорожного вокзала Благовещенск, утв. и.о. руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта Чепец В.Ю., незаконным, обязать ответчика реализовать п.п.8.1, 8.2, 9.1 Плана транспортной безопасности железнодорожного вокзала Благовещенск в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.

В суде представитель истца Благовещенского транспортного прокурора – Свириденко С.П. на доводах и требованиях иска настаивал полностью, пояснив, что План транспортной безопасности в отношении ж/д вокзала «Благовещенск» был утвержден 06.05.15 г., в соответствии с Приказом № 43, в котором установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, должен был быть реализован до 06.11.15 г. Указанные в отзыве нормативно-правовые акты не имеют отношения к делу. Ответчик сообщил, что имеются турникеты, но это не турникеты, а рамки. Кроме того, имеется аппарат ВСТП-дислокации в г. Чите. Представление было направлено нач. ВСТП Тангенжапову, данное представление было рассмотрено; РЖД также ссылались на несуществующие на тот момент акты, но нарушения они признавали; имеется переписка с начальником директора ж/д вокзала с просьбой о выделении денег для реализации обеспечения плана транспортной безопасности и модернизации существующих объектов, в целях исключения со стороны надзорных органов в отношении компании ООО «РЖД» каких-либо претензий.

В суде представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов, Утюжникова Л.Ю. иск не признала полностью, пояснив, что на сегодняшний день отсутствует единое подразделение транспортной безопасности, поэтому план не был реализован до установленного срока, предпринимаются меры к его реализации, в т.ч. к созданию подразделения транспортной безопасности, имеется переписка, в т.ч. от 25.05.17 г., о том, что аккредитованного подразделения транспортной безопасности у РЖД нет. Готовы заключить договор о транспортной безопасности, но нет организации. По транспортной безопасности на вокзале:установлены турникеты,рентгенустановки камерного типа. Также, из представления прокурора следует, что проведение досмотра с использованием рентгенотелевизионных установок и стационарных металлодетекторов является рекомендательным, т.к. на вокзале, где поток менее 50 чел., можно применять ручные металлодетекторы и устройства обеспечивающие, обнаружение взрывчатых веществ, что и делается, и это подтверждают предоставленные к отзыву копии справок, о том, что поток на вокзале менее 50 человек. В то же время, делается все возможное для обеспечения должным образом транспортной безопасности на ж/д вокзале «Благовещенск», т.е. специальная документация по транспортной безопасности и внутренняя организационно-распорядительные документы разработаны в соответствии с требованиями, с учётом уровней безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ж/д транспорта; ж/д вокзал оснащен системой видеонадлюдения, металлодетекторами рамочного типа, имеется взрывозащитный контейнер, принимаются меры по не допущению прохода пассажиров и посетителей вокзального комплекса и КПП, частично организован пропускной и внутриобъектовый режим, на территорию вокзала автомобильный транспорт пропускается только по специализированным пропускам; приняты меры по предупреждению и пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность ж/д транспорта; ежечасно дежурным совместно с сотрудниками полиции проводится осмотр ж/д вокзала; проводятся инструктажи, обучения на случай обнаружения неопределенных предметов. На вокзале имеется стенд «Внимание терроризм», а также организацией приняты приказы о том, что за определенным работником ж/д вокзала закреплена определенная территория для проверки, в целях организации проведения осмотров. Для обеспечения ж/д вокзала всем необходимым оборудованием предпринимаются все возможные меры, права потребителей не нарушаются.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В силу п. 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Железнодорожныйвокзал относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку в силу п. 1 ст. 2 ФЗ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Как следует из п. 5 ст. 1 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" железнодорожные вокзалы и станции являются объектами транспортной инфраструктуры.

На основании ч. 1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 8 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Приведённые положения закона устанавливают для ОАО "РЖД", как для собственника объектов транспортной инфраструктуры, т.е. субъекта транспортной инфраструктуры, обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзалов.

В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой или создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба - п. 1 ст. 1 данного Федерального закона).

Как следует из содержания ч. 1 ст. 9 приведённого Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками.

На основании ст. 12.2 Закона в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.

В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.

Пунктом 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 утверждены Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В силу п. 5.8 этих Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 (далее Требования) субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

В соответствии с п.п. 10.5.1, 10.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов, видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.

Свидетельством о государственной регистрации права № 28АА 276181 от 07.08.2009 г. подтверждается, что ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного вокзала Благовещенск.

Оценка уязвимости объектов ОТИ железнодорожный вокзал Благовещенск проведена аккредитованной специализированной организацией Хабаровским филиалом ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Заключение по железнодорожному вокзалу Благовещенск о результатах оценки уязвимости утверждено 09.04.2012 г.

Как видно по делу, в ходе прокурорской проверки выявлено, что план транспортной безопасности железнодорожного вокзала Благовещенск утвержден и.о. руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта Чепец В.Ю. 06.05.2015 г.Таким образом, согласно п. 5.6 указанных выше Требований данный план должен быть реализован в срок до 06.11.2015 г.

Обстоятельства того, что, в нарушении вышеуказанных Требований, не полностью реализован п. 8.1 Плана транспортной безопасности железнодорожного вокзала - отсутствуют турникеты при входе на перрон вокзала, а также в нарушении п. 8.2 Плана - места размещения и состав инженерных сооружений - отсутствует стационарная досмотровая рентгеновская установка для досмотра багажа пассажиров, система видеоидентификации, видеораспознавания и видеообнаружения, портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ, переносной комплекс обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченных нейтронов, и в нарушении требований п. 9.1 Плана - силы транспортной безопасности - подразделение транспортной безопасности в количестве 12 инспекторов по досмотру вообще не создано, по делу стороной ответчика не опровергнуты.

Суд полагает, что Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» допущены нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, т.к. утвержденный план транспортной безопасности не реализован, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства на ОТИ железнодорожный вокзал Благовещенск и как следствие угрозу причинения жизни неопределенного круга лиц, пользующимися услугами данного объекта транспортной инфраструктуры.

Судом исследовано представление заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере транспортной безопасности в отношении начальника Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Костельковского А.А., которое было внесено и рассмотрено. По результатам рассмотрение представления, согласно протоколу оперативного совещания, указанные недостатки исполнения плана транспортной безопасности приняты.

Суд приходит к выводу, что, при отсутствии доказательств устранения допущенных нарушений, являются правильными доводы истца о том, что филиалом Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» допущены и до настоящего времени не устранены нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности, утвержденный план транспортной безопасности не реализован, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства на ОТИ железнодорожный вокзал Благовещенск и как следствие угрозу причинения жизни неопределенного круга лиц, пользующимися услугами данного объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»,подлежащего применению к настоящим правоотношениям, потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Ответчиком допущены нарушения законодательства о защите прав потребителей при оказании услуг перевозки железнодорожным транспортом, которые могут привести к нарушению прав потребителей транспортных услуг, в том числе причинению вреда жизни и здоровью в связи с возможными актами незаконного вмешательства.Согласно ч.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

Статьей 45 ГПК предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.В связи с тем, что состав лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным, ответчиком допущено нарушение прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. Благовещенского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» по не реализации в срок до 06.11.2015 г. пунктов 8.1, 8.2, 9.1 Плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Благовещенск, утвержденного 06.05.2015 г. и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу реализовать пункты 8.1, 8.2, 9.1 Плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Благовещенск, утвержденного 06.05.2015 г. и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. 03.07.2017 г.

ПредседательствующийД.В.Кастрюков

2-5040/2017 ~ М-4292/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Благовещенский транспортный прокурор
Ответчики
РЖД ОАО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Кастрюков Д.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
05.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2017Передача материалов судье
10.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее