Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1478/2020 ~ М-1391/2020 от 14.10.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2020 года            г. Боровичи Новгородской области

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.А.,

при секретаре Петровой М.Е.,

с участием представителя истца Верещагиной С.А.,

представителя ответчика Корнеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова <данные изъяты> к администрации Боровичского муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения о прекращении действия трудового договора, изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском, с учетом последующих уточнений, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком заключен срочный трудовой договор, он назначен на должность руководителя муниципального казенного учреждения «Служба заказчика <адрес>» сроком на 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление об увольнении по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ находился в отпуске по временной нетрудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ истек срок предупреждения работодателя об увольнении, нахождение в отпуске по временной нетрудоспособности не препятствует увольнению работника по собственному желанию, поскольку не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске только в случае увольнения работника по инициативе работодателя. Таким образом, не позднее ДД.ММ.ГГГГ работодатель должен был расторгнуть с ним трудовой договор и уволить по собственному желанию. Однако ДД.ММ.ГГГГ работодателем ему было направлено письмо о том, что его не могут уволить по собственному желанию в связи с желанием работодателя уволить его по п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, что неправомерно, поскольку прямо противоречит нормам Трудового кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было издано распоряжение -рл «О расторжении трудового договора с ФИО1» в связи с представлением неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, дающим основание для утраты доверия со стороны работодателя, пункт 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ. Указанное распоряжение считает незаконным, поскольку оно издано после истечения срока предупреждения работником работодателя о расторжении трудового договора и увольнении.

В связи с тем, что трудовой договор с ним должен был быть расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника, по истечении указанного срока ФИО1 перестал быть работником ответчика. Неисполнение ответчиком обязанности по изданию распоряжения об увольнении в соответствии с требованиями законодательства не может повлечь за собой право ответчика издать приказ об увольнении по иному основанию после истечения срока предупреждения работником об увольнении.

Незаконный отказ в расторжении трудового договора по инициативе работника причинил ему нравственные переживания, связанные с лишением права работника на увольнение по собственной инициативе в предусмотренный законом срок, необходимостью неоднократного обращения к ответчику и в суд, повлек задержку прекращения трудовых отношений с работодателем, а также незаконное удержание документов. Также ответчиком причинен моральный вред истцу, выразившийся в нравственных переживаниях, необходимости неоднократного обращения к ответчику и в суд, учитывая, что речь идет о деловой репутации истца и его дальнейшем трудоустройстве.

Кроме того, при заполнении справок не были указаны счета, привязанные к кредитным картам и закрытому кредитному договору с остатком денежных средств – 0 руб.., при запросе в АЛ «ОТП Банк» информации для заполнения справок информация о счетах не была указана. Сведения о доходах указаны достоверные. Непредставление работником информации о неиспользуемых счетах, счетах, открытых в качестве подарка, на которых отсутствуют денежные средства и /или по которым движение денежных средств не осуществлялось, является несущественным проступком, не несет угрозы государственным и / или общественным интересам, и не является коррупционным фактором. При наложении взыскания работодателем не учтена тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, не соблюдены требования соразмерности, что свидетельствует об отсутствии законных оснований увольнения ФИО1.

Считает разумным и справедливым размер компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.

Просит признать незаконным распоряжение Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -рл «О расторжении трудового договора с ФИО1», обязать Администрацию Боровичского муниципального района изменить формулировку основания увольнения ФИО1 с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и дату увольнения - на ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Администрации Боровичского муниципального района в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 при надлежащем уведомлении не явился.

Представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Также поддержала доводы дополнительных письменных объяснений истца, пояснив, что работодатель должен представлять доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязательно для лиц, указанных в ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции», где в числе муниципальных и государственных служащих указаны и руководители муниципальных учреждений. В связи с этим к указанным лицам должны применяться единые стандарты и подходы к заполнению справок о доходах и расходах, допущенным нарушениям при их заполнении. Пи этом, к муниципальным и государственным служащим применяются более высокие требования.

В соответствии с письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ /П-1526 О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции») определены критерии привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений. Из представленных в материалы дела документов видно, что ФИО1 полностью указал свои доходы в разделе 1. Доказательств того, что в расчет не включены суммы дохода, полученные в ЗАО ПК «Корона» и ООО «БДК», не представлено. Все счета, которые не указаны в разделе 4, были не активны и имели нулевой баланс.

В отзыве Администрация ссылается на порядок заполнения справки согласно Методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ /В-11200). Полагают, что данные Методические рекомендации не применимы и за их нарушение не может быть установлена дисциплинарная ответственность, поскольку они разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.

Также считают несостоятельной ссылку ответчика на п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Трудовой кодекс РФ не предоставляет работодателю право совершать юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия, после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены. Учитывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок предупреждения работодателя о прекращении трудовых отношений по инициативе работника истек, ответчик был не вправе затягивать оформление увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - по собственному желанию, а также увольнять истца по собственной инициативе за совершение дисциплинарного проступка.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО4 исковые требования не признала, полагала принятые Администрацией решения законными и обоснованными, поддержав доводы письменных возражений, согласно которым Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами Администрации Боровичского муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе в части исполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам проведенной проверки в адрес ответчика внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе», поскольку надзорным органом установлено нарушение истцом законодательства о противодействии коррупции, а именно: ч. 8 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» в связи с предоставлением заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения.

На основании п. 8, 9 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» мерой ответственности за непредставление либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, является отказ в приеме на работу либо влечет освобождение от замещаемой должности.

Обязанность представления руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений предусмотрена статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждено Положение о порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности руководителя муниципального учреждения, и руководителями муниципальных учреждений Боровичского муниципального района сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Минтрудом России разработаны методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ /В- 11200). Указанные методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера и распространяются, в том числе, на иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. К иным лицам, определенным законодательством о противодействии коррупции, и отнесены руководители муниципальных учреждений.

Согласно указанным Методическим рекомендациям в разделе 4. «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» отражается информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату в банках и иных кредитных организациях на основании гражданско-правового договора на имя лица, в отношении которого представляется справка, и истец при предоставлении сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, обязан был указать сведения обо всех имеющихся счетах.

Истец в графе «доход по основному месту работу» должен был указать доход по последнему месту работы, а в графе «иные доходы» указать предыдущие места работы с указанием размера дохода, таким образом, со стороны истца имеют место нарушения, связанные с предоставлением недостоверных сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера.

Тот факт, что истцом до увольнения по пункту 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ было подано заявление об увольнении по собственному желанию, не может свидетельствовать о нарушении работодателем порядка расторжения трудового договора. Согласно абз. 3 п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.

Принимая решение об увольнении ФИО1, ответчик располагал указанным заявлением об увольнении по инициативе работника, однако в данном случае, реализуя свое исключительное право на привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовых обязанностей, работодатель избрал по собственному усмотрению основание увольнения, что не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения истцом дисциплинарного проступка, при этом установленные ст. 193 Трудового кодекса РФ порядок и сроки привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности работодателем не нарушены. Так, до применения дисциплинарного взыскания ФИО1 представлены ответчику письменные объяснения. Дисциплинарное взыскание к истцу применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и исключения периодов временной нетрудоспособности истца.

На основании вышеизложенного полагают, что увольнение истца с занимаемой должности является законным, осуществленным ответчиком с соблюдением процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности, при наличии таких оснований, вследствие чего исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, полагают, что со стороны ФИО1 имело место злоупотребление правом. Рассмотрение представления Боровичской межрайонной прокуратуры состоялось ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представления Главой Боровичского муниципального района принято решение о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по основанию, предусмотренному п.7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ. Скан-копия распоряжения об увольнении ФИО1 была подготовлена кадровой службой администрации Боровичского муниципального района и направлена в МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 57 минут. ФИО1 имел доступ со своего мобильного телефона к электронной почте учреждения. Ознакомившись с распоряжением об увольнении он обратился к врачу и с ДД.ММ.ГГГГ и до истечения срок предупреждения об увольнении находился на больничном. Полагают, что ФИО1 умышленно длительное время находился на больничном, а также умышленно забрал трудовую книжку от работодателя, чтобы в нее не была внесена запись об увольнении по инициативе работодателя, что свидетельствует о злоупотреблении правом.

В исковом заявлении ФИО1 указывает на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», однако полагают, что нормы вышеуказанного федерального закона, на которых заявитель основывает свои исковые требования, не подлежат применению поскольку ФИО1 не являлся муниципальным служащим, а занимал должность директора муниципального казенного учреждения «Служба заказчика Боровичского муниципального района».

Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ /П-7073), на которые истец ссылается в исковом заявлении, также распространяются на государственных (муниципальных) служащих при назначении дисциплинарных взысканий в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Относительно требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей Администрация Боровичского муниципального района считает требования не подлежащими удовлетворению. В случае удовлетворения исковых требований ФИО1 размер компенсации морального вреда должен быть снижен.

На основании вышеизложенного Администрация Боровичского муниципального района просит отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района.

Представитель третьего лица – прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явился, в представленном заявлении указывают на отсутствие оснований для участия представителя прокуратуры <адрес> в заседании суда, поскольку права и обязанности органов прокуратуры (как организации) данный процесс не затрагивает, оснований участия прокурора, предусмотренных ст.45 ГПК РФ не имеется.

Выслушав стороны, свидетеля, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Боровичского муниципального района и директором МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» ФИО1 был заключен срочный трудовой договор сроком на 5 лет, регулирующий отношения между работодателем и руководителем, связанные с выполнение руководителем обязанностей по должности руководителя учреждения. В соответствии с данным договором Руководитель обязан: соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, <адрес>, нормативных правовых актов Администрации Боровичского муниципального района, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (п.2.4.1); представлять работодателю в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.ДД.ММ.ГГГГ). Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (п.6.5).Действие настоящего трудового договора прекращается по основаниям, предусмотренным действующим трудовым законодательством, а также в случаях, в числе прочих, непредставления руководителем учреждения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супругов) и несовершеннолетних детей, предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений (п.8.2, п.п.8.2.8). Руководитель имеет право досрочно расторгнуть настоящий трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за один месяц (п.8.3).

ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения -рл Администрации Боровичского муниципального района ФИО1 принят на работу, назначен на должность директора муниципального казенного учреждения «Служба заказчика Боровичского муниципального района».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в отдел муниципальной службы АМР поданы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Достоверность указанных в справках сведений засвидетельствована подписью ФИО1.

В ходе проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения должностными лицами администрации Боровичского муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе в части исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установлено, что директор МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» ФИО1 не исполнил обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах как руководитель муниципального учреждения не представил, представив лишь сведения о доходах-расходах как гражданина, претендующего на замещение должности руководителя, представив недостоверные сведения о доходах, а также не указав наличие 3 банковских счетов и не указав наличие 4 банковских счетов в справке за супругу ФИО5. По результатам указанной проверки Боровичским межрайонный прокурором главе администрации Боровичского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе, в котором прокурор требует принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений и недопущению их впредь.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявление об увольнении по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, которое получено ответчиком в тот же день, что не оспаривается представителем ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 истребованы письменные объяснения по факту недостоверно представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также супруги за 2019 год (получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ).

По указанному запросу ФИО1 главе муниципального района даны письменные объяснения, в которых он излагает причины, по которым им не были указаны сведения о четырех счетах в справке за супругу и трех счетах в справке за себя, а также пояснения относительно указанной в справке суммы дохода.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не выходил на работу по причине временной нетрудоспособности.

Письмом Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проинформирован о невозможности увольнения по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ по причине наличия коррупционного правонарушения, а именно предоставления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по фактам, изложенным в представлении Боровичской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ . При закрытии листа нетрудоспособности он будет уволен в соответствии с п. 7.1 ст. 81 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации Боровичского муниципального района -рл ФИО1 уволен в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, дающим основание для утраты доверия со стороны работодателя, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Свидетель ФИО5 пояснила в судебном заседании что заполняла справки от имени супруга по его просьбе, указала сведения о тех счетах, которые им представили Банки. Сведений о тех счетах, которые выявила при проверке прокуратура, не были указаны Банками по их запросам, поэтому они не были указаны в справках. Сведения о доходах ФИО1 указаны достоверные, указана общая сумма дохода по месту работы и от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст.275 Трудового кодекса российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановлением областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ -ОД «Об утверждении положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы <адрес>, и государственными гражданскими служащими <адрес> сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждено Положение о порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности руководителя муниципального учреждения, и руководителями муниципальных учреждений Боровичского муниципального района сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с требованиями указанного Положения (с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ), обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности руководителя муниципального учреждения, и руководителя муниципального учреждения Боровичского муниципального района (п.1.2), который представляет сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения указанной должности (на отчетную дату) (п.2.1).

Обязанность представления аналогичных сведений руководителем муниципального учреждения ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, предусмотрена п.2.2 Положения.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения, представляются с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.2.4.). Непредставление гражданином при поступлении на работу на должность руководителя муниципального учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу на должность руководителя муниципального учреждения. Невыполнение руководителем муниципального учреждения обязанности, предусмотренной пунктом 2.2 настоящего Положения, является правонарушением, влекущим освобождение от должности руководителя муниципального учреждения (п.2.9).

В силу п.п. 3.1, 4 ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Непредставление гражданином при поступлении в числе прочих на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности. (ч.ч.8,9 ст.8 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» разработаны Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), изложенные в Письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 18-2/10/В-11200.

В указанных Методических рекомендациях разъяснено, что при заполнении Раздела 1 справки не следует руководствоваться только содержанием термина «доход», определенным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в целях представления сведений под «доходом» применяется более широкое понятие (п.39), и изложены особенности заполнения данного раздела. В разъяснениях к Разделу 4 Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях указано, сведения о каких счетах указывать необходимо и какие счета не указываются.

Указанными Методическими рекомендациями должен был руководствоваться ФИО1 при заполнении справок.

Обязанность ФИО1 по своевременному представлению полных и достоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возникла в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов, поскольку он претендовал, а в последующем был назначен на должность руководителя муниципального учреждения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен фат ненадлежащего исполнения ФИО1 требований антикоррупционного и трудового законодательства.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Частью 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Из содержания приведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо представление неполных или недостоверных сведений, такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения руководителя муниципального учреждения за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом такого лица.

Срочным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Боровичского муниципального района и директором МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» ФИО1 также предусмотрено такое основание прекращения его действия как непредставление руководителем учреждения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супругов) и несовершеннолетних детей, предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений (п.8.2, п.п.8.2.8).

Таким образом, ФИО1, занимавший должность директора муниципального казенного учреждения, мог быть уволена по основаниям п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ до истечения срока предупреждения об увольнении.

Доводы представителя истца об отсутствии оснований привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения суд находит несостоятельными.

Однако действующим законодательством предусмотрен ряд норм, определяющих гарантии работников в процессе расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В силу ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) не допускается в период его временной нетрудоспособности.

Тот факт, что с 08 по ДД.ММ.ГГГГ и с 28 сентября по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил лечение по поводу имевшихся у него заболеваний и являлся нетрудоспособным, подтверждается представленными копиями больничных листов и сведениями ММУ «Боровичская ЦРБ». Факт своевременного уведомления о временной нетрудоспособности ФИО1 работодателя подтверждается материалами дела и не стороной ответчика оспаривается. Листки нетрудоспособности были выданы истцу лечащим врачом медицинской организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.

Статьей 80 ТК РФ предусмотрено, что по истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Указанным выше срочным трудовым договором предусмотрено право руководителя досрочно расторгнуть настоящий трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за один месяц.

Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подал письменное заявление на имя Главы муниципального района об увольнении по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.

Работник может подать письменное заявление заранее, при этом не имеет значения, находится ли он в отпуске, в командировке или болеет, поскольку инициатива исходит от самого работника. Цель предупреждения об увольнении - дать возможность работодателю найти нового работника. Поэтому все эти периоды засчитываются в срок предупреждения об увольнении.

Запрета относительно расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) в период его временной нетрудоспособности трудовое законодательство не содержит, как и норм, позволяющих работодателю отказать работнику по истечении срока предупреждения об увольнении в удовлетворении его заявления о расторжении трудового договора по собственному желанию при наличии иных оснований прекращения трудового договора.

Расторжение трудового договора по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ) является реализацией гарантированного работнику права на свободный выбор труда и не зависит от воли работодателя. Обстоятельств, в силу которых работодатель вправе отказать работнику в расторжении трудового договора на основании статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, действующее законодательство не предусматривает.

При таких обстоятельствах, у Администрации Боровичского муниципального района оснований отказывать ФИО1 в расторжении трудового договора по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не имелось.

Ссылка представителя ответчика на злоупотребление истцом своим правом, выразившееся в умышленном длительном нахождении на больничном листе в связи с временной нетрудоспособностью, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Действительно, как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Исходя из положений п. 27 названного Постановления, а также в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ именно ответчик, доказывая законность привлечения истца к дисциплинарной ответственности и ссылаясь на злоупотребление правом с его стороны, должен доказать данное обстоятельство.

Между тем, достоверных доказательств, подтверждающих, что истец злоупотребил правом, суду не представлено.

Напротив, из материалов дела следует, что ФИО1 проходил амбулаторное лечение, регулярно посещал врача, своевременно уведомил о своей болезни и нахождении на лечении работодателя.

Таким образом, суд находит доводы представителя ответчика о злоупотреблении правом ФИО1 несостоятельными, достоверных доказательств данных доводов суду не представлено. Представленный скрин-шот страницы электронной почты, подтверждающий направление распоряжения об увольнении ФИО1 по месту его работы не свидетельствует ни о том, что ФИО1 с ним был ознакомлен, ни о том, что именно в связи с указанными обстоятельствами он взял больничный лист (что в свою очередь не зависит исключительно от воли истца). В то время как выдача лечебным учреждением листа временной нетрудоспособности свидетельствует о необходимости прохождения лечения.

Также несостоятельная ссылка ответчика на абз. 3 п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», поскольку ответчиком неверно толкуется данное разъяснение, и по истечении срока уведомления работодателя работником о расторжении трудового договора не имелось оснований отказывать в его расторжении по инициативе работника, вследствие чего не имелось права выбора работодателя по собственному усмотрению основания увольнения и исключительного права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовых обязанностей.

Согласно части 5 статьи 394 Трудового кодекса РФ, в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

По данному гражданскому делу суд пришел к выводу, что истец был уволен незаконно по основанию, предусмотренному п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, в результате чего ему причинены нравственные страдания.

Исходя из обстоятельств данного дела, учитывая объем причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд находит возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в сумме 3 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к администрации Боровичского муниципального района удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -рл «О расторжении трудового договора с ФИО1».

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района изменить формулировку основания увольнения ФИО1 с пункта 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации на пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и дату увольнения на ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации Боровичского муниципального района в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 (трёх тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                             С.А. Иванова

2-1478/2020 ~ М-1391/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Данилов Валентин Владимирович
Ответчики
Администрация Боровичского муниципального района
Другие
Верещагина С.А.
Новгородская областная прокуратура
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Иванова Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2020Передача материалов судье
20.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Подготовка дела (собеседование)
10.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.11.2020Предварительное судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Дело оформлено
26.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее