Дело № 2-62/22
УИД – 25RS0025-01-2022-000045-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2022 года пгт. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Билле И.П.,
при секретаре Шакировой Е.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах Гриценко Лилии Александровны к филиалу № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству Обороны РФ, войсковой части 44980, войсковой части 82588 о взыскании недоплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в интересах Гриценко Л.А. с иском к филиалу № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству Обороны РФ, войсковой части 44980, войсковой части 82588 о признании действий, связанных с включением премии в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда, о взыскании недоплаченной заработной платы в размере 39210,75 руб.
В обоснование иска указал, что 33 военной прокуратурой гарнизона по заявлению работника Гриценко Л.А. проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц филиала №1 «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», которое осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 82588. Гриценко Л.А. работает на должности <данные изъяты>. Гриценко Л.А. начислялась премия в соответствии с приказом Минобороны России №1010, которая включалась в состав минимального размера оплаты труда.
Помощник военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Лещёв С.Е. заявил ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с отказом от исковых требований. В удовлетворении ходатайства отказано.
Истец Гриценко Л.А., представители ответчиков войсковой части 44980, войсковой части 82588, ФКУ « Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю», в суд не явились, извещены надлежаще.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ по доверенности Егорова К.А. просила рассмотреть дело без ее участия, письменно указала, что исковые требования не признает, заработная плата, включая дополнительное материальное стимулирование, установленные Приказом МО РФ от 26.07.2010 г.№1010, является формой оплаты труда, и поэтому все виды вознаграждений за труд включаются в заработную плату и выплачиваются не ниже МРОТ.
Представитель ответчика филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по ПК» по доверенности Пономаренко Е.А., просила рассмотреть дело без ее участия, письменно указала, что в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.09.2010 №1266 «О распорядителях бюджетных средств и администраторах доходов бюджета», финансирование воинских частей Министерством обороны РФ с 01.01.2011 осуществляется через управление (отделы) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации. На основании Договора на обслуживание от 15.01.2019 №8/2019, войсковая часть 82588, в которой работает истец состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю». Филиал №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» является структурным подразделением вышеназванного Учреждения и выполняет функции по финансовому обеспечению войсковой части 82588. Министром обороны РФ 26.07.2010 издан приказ №1010 в силу исполнения Указа Президента РФ от 26.12.2006 №1459. Согласно п. 6 данного Указа, средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа выплаты премий по результатам работы. При сравнении с МРОТ размера начисленной работникам заработной платы, учитывались предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 №545, должностные оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе ежемесячные премии в размере 25%должностного оклада, а также дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010. При этом, Филиал №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» исходил из того, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в определенных местностях осуществляется сверх МРОТ. Следовательно, остальные выплаты, произведенные работодателем работнику за месяц, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, являются частью вознаграждения работника за труд, и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Истцом не было учтено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 осуществляется за счет денежных средств, направляемых Министерством обороны Российской Федерации на выплату денежного довольствия военнослужащим и на оплату труда лиц гражданского персонала (пункты 2, 3 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010№1010), и является вознаграждением, выплачиваемым работодателем работнику за качество выполненной им работы. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления от 26.03.2021 №8-П пришел к выводу, что денежное довольствие военнослужащих (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010), являясь формой оплаты их труда, представляет собой платеж приравненный к заработной плате. В письме Минобороны России от 29.12.2020 №182/5/9436 «О заработной плате гражданскому персоналу воинских частей и организаций Минобороны России» указано, что в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и установленным им понятием «заработная плата» при сравнении размера заработной платы работника с величиной МРОТ в расчет принимаются размеры должностных окладов (тарифных ставок), выплаты компенсационного и стимулирующего характера как составные части заработной платы. Трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Таким образом, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, являются частью заработной платы работника, и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ, поэтому просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника)- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иные выплаты компенсационного характера, стимулирующие выплаты ( доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на свей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть ниже МРОТ.
При решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей в конкретном месяце, в т.ч. выплачиваемые в соответствии с Приказом МО РФ от 26.07.2010 № 1010.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ лица, работающие в организациях ВС РФ, отнесены к особой категории работников, на которых трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при этом для них устанавливаются особые условия оплаты труда.
Министром обороны РФ 26.07.2010 г. издан Приказ № 1010 во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1459.
Согласно п.6 данного Указа, средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, исчисленные и сохраненные в соответствии с п.п.4,5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на выплаты премий по результатам работы.
Дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010, входят в состав заработной платы работников, с них уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с НК РФ и ФЗ № 255, также они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с п.4 Постановления Конституционного Суда РФ № 38-П от 07.12.2017, основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени на гарантированном законом уровне.
Филиалом № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», при сравнении с МРОТ размера начисленной работником заработной платы, учитывались предусмотренные приказом МО РФ от 18.09.2019 № 545, должностные оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты, в т.ч. ежемесячные премии в размере 25% должностного оклада, а также дополнительные премии в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010. Ответчик исходит из того, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу и дополнительные оплаты (доплаты). Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в определенных местностях осуществляется сверх МРОТа, остальные выплаты, в то числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом МО РФ №10120 являются частью вознаграждения работника за труд и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляется за счет денежных средств, направляемых МО РФ на выплату денежного довольствия военнослужащим и на оплату труда лиц гражданского персонала и является вознаграждением, выплачиваем работодателем за качество работы.
Денежное довольствие военнослужащих являясь формой платы труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, таким образом выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010 являются частью заработной платы работника, а значит должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ.
Трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая все элементы, будет не меньше установленного законом МРО, следовательно, выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительной премии, выплачиваемые в соответствии с вышеназванным приказом МО РФ, являются частью заработной платы работника, и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ.
Анализ положений приказа МО РФ от 26.07.2010 № 1010 показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесено прямо к составной части заработной платы, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условия выполняемой работ, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.
Таким образом, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований военного прокурора о признании действий ответчика незаконными с возложением обязанности взыскать в пользу Гриценко Л.А. недоплаченную заработную плату, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, в интересах Гриценко Лилии Александровны к филиалу № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерству Обороны РФ, войсковой части 44980, войсковой части 82588 о взыскании недоплаченной заработной платы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.П. Билле