Дело № 2-6816\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Жежар А.О.
с участием истца Зольникова А.И., представителя истца Листрового Д.А., представителя ответчика Прохоренко А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зольникова Александра Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, понуждении включить период работы в подсчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Зольников А.И. обратился в суд с данным иском, указав в обоснование заявленных требований, что Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 31 мая 2018 года № 353 в страховой (общий трудовой) стаж ему не включен период работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года, поскольку в трудовой книжке запись об увольнении не заверена подписью специально уполномоченного лица Производственно-коммерческого объединения «Амуринвестком». Факт его работы в указанный период может подтвердить свидетель Свидетель №1, у которого в трудовой книжке указаны записи в соответствии с инструкцией по заполнению трудовых книжек.
В силу ст. 39 ГПК РФ, уточнив исковые требования просит суд признать незаконным Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 31 мая 2018 года № 353 в части не включения в страховой (общий трудовой) стаж периода работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года, обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в страховой (общий трудовой) стаж период работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований, привели доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, пояснил суду, что протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 353 от 31 мая 2018 года является законными и обоснованными, спорный период не был включен в подсчет страхового (общего трудового) стажа, так как в трудовой книжке Зольникова А.И. запись об увольнении не заверена подписью специально уполномоченного лица Производственно-коммерческого объединения «Амуринвестком», что является нарушением п.4.1 «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 года № 162, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи. Считает, что в удовлетворении иска следует отказать, поскольку истец не обеспечил в суд явку как минимум двух свидетелей, могущих подтвердить период работы истца и имеющих в спорный период, надлежаще оформленные трудовые книжки в данном предприятии.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, показания свидетеля Свидетель №1, суд пришел к следующим выводам.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области № 353 от 31 мая 2018 года в страховой (общий трудовой) стаж Зольникова А.И. не включен период работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года Производственно-коммерческого объединения «Амуринвестком», что является нарушением п.4.1 «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 года № 162, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи.
Суд учитывает, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 01 января 2015 года устанавливает Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 41 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В силу 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июля 1974 года № 162 (действовавшей на момент заполнения и внесения записи о работе истца в рассматриваемый период), при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Из анализа указанных положений закона следует, что обязанность по надлежащему ведению и заполнению трудовых книжек возлагалась на работодателя, в связи с чем отсутствие в трудовой книжке подписи специально уполномоченного лица под записью об увольнении, при наличии печати Производственно-коммерческого объединения «Амуринвестком» не может ограничивать права работника на пенсионное обеспечение, ставить под сомнение факт выполнения трудовой функции работника именно у данного работодателя.
Согласно трудовой книжке истца ***, заполненной 28 марта 1977 года, в ней имеются записи: № 16 о приеме на работу с 1 ноября 1990 года в Производственно-коммерческое объединение «Амуринвестком», запись № 17 гласит об увольнении 20 мая 1992 года, заверенная печатью Производственно-коммерческого объединения «Амуринвестком», однако отсутствует подпись лица, специально уполномоченного под записью об увольнении.
Обстоятельства фактического осуществления Зольниковым А.И. трудовых обязанностей в период с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года подтвердил свидетель Свидетель №1, который указал, что в период с 1 ноября 1990 года по 30 июня 1992 года работал в Производственно-коммерческом объединении «Амуринвестком» вместе с истцом. Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетеля Свидетель №1 у суда не имеется, поскольку данные показания согласуются с представленной трудовой книжкой (вкладыш в трудовую книжку ***) свидетеля Свидетель №1
Суд полагает, что не включение в страховой (общий трудовой) стаж истца периода работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года в Производственно-коммерческом объединении «Амуринвестком» нарушает права на пенсионное обеспечение Зольникова А.И., гарантированное государством.
Следовательно, требования Зольникова А.И. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Признать незаконным Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 31 мая 2018 года № 353 в части не включения в страховой (общий трудовой) стаж Зольникова Александра Ивановича периода работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года.
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в страховой (общий трудовой) стаж Зольникова Александра Ивановича период работы с 1 ноября 1990 года по 20 мая 1992 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 19 сентября 2018 года.
Судья Н.Н. Матюханова