Дело № 2-487/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гоковой И.В.,
при секретаре Барковской А.Г.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В., истца Дайчиной Е.Ю., представителя ответчика администрации г. Благовещенска - Арефьевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Благовещенска, в интересах Дайчиной Елены Юрьевны к Администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора города Благовещенска Д.А. Самарин, действуя в интересах Дайчиной Елены Юрьевны обратился в суд с указанным иском, уточнив заявленные требования просит суд обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Дайчиной Елене Юрьевне нанимателю *** г. Благовещенска благоустроенное жилое помещение в соответствующем техническом и санитарном состоянии общей площадью не менее 25,3 кв. метров, на условиях договора социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что Городской межведомственной комиссией по признанию помещения муниципального жилого фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу заключением *** от *** многоквартирный жилой дом по адресу: г. Благовещенск, *** (***) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Благовещенска от *** *** адрес объекта недвижимости по *** изменен на ***. Квартира *** в данном доме находится в муниципальной собственности, нанимателем жилого помещения является Дайчина Е.Ю.. В соответствии с требованиями ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно положениям ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть Благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам опального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более - от времени включения в этот список. Также в норме отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В Определении Верховного Суда РФ от *** *** установлено, что иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ Порядок признания помещения непригодным для проживания устанавливается Правительством РФ. В соответствии с п.49 постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого "смещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселений физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В соответствии с п. 10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции разумный срок. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома ибо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. На основании вышеизложенного, после признания жилого дома по *** аварийным, подлежащим сносу и не пригодным для дальнейшего проживания администрацией города должен быть незамедлительно решен вопрос о расселении данного дома, гражданам, проживающим в доме по договорам социального найма предоставлены другие благоустроенные жилые помещения, собственникам помещений в доме предложена выкупная цена за их жилые помещения. В настоящее время состояние *** города Благовещенска ввиду имеющегося износа и повреждений создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан. Бездействием администрации города Благовещенска нарушаются права данных граждан, гарантированные Конституцией РФ, в частности, создается угроза жизни и здоровью, являющимся неотъемлемым правом каждого гражданина РФ.
Указанное исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска.
Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагавших возможным рассмотрение дела при данной явке, и на основании правил п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Однако, правовая позиция Комитета, изложена в представленном суду отзыве на иск от ***, согласно которого Комитет с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям. Для предоставления жилого помещения по договору социального, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от *** ***, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Для реализации указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации Амурским областным Советом народных депутатов был принят Закон Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области». Согласно ст. 10 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области» для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органам местного самоуправления необходимо признать гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим. Положениями ч. 2 ст. 10 Закона Амурской области от *** *** установлен перечень документов, необходимый для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, а ч. 3 указанной нормы права и ст. 9 данного закона, установлен перечень документов для признания гражданина малоимущим. Из ст. 9 Закона Амурской области от *** ***, следует, что малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина. При этом за основу расчета берется величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров, детей, устанавливаемая ежеквартально постановлением губернатора области. Величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина рассчитывается как сумма за четыре квартала, предшествующих кварталу подачи заявления. Таким образом, в соответствии с положениями ст. 9 Закона Амурской области от *** *** при расчете дохода членов семьи гражданина для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме за двенадцать месяцев. Однако, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства подтверждающие малоимущность и нуждаемость истца в жилом помещении. В связи с чем Комитет считает, что оснований удовлетворения заявленных требований не имеется.
В судебном заседании помощник прокурора, Дайчина Е.Ю. на заявленных исковых требованиях настаивали, суду высказала аналогичные доводы, указанные в иске, помощник прокурора суду дополнил, что в настоящее время в *** г. Благовещенска произошел пожар, данная квартира, а также квартира истца залиты водой. Проживание в квартире не возможно, как и во всем доме признанном аварийным. Действительно, истицей была совершена сделка продажи принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, однако, денежные средства от продажи квартиры, она вложила в строительство квартиры по договору долевого участия в строительстве. В настоящее время МЖК «Россия» признано банкротом. В настоящее время у истца нет ни денег, ни квартиры. Доказательств того, что истица умышленно ухудшила свое материальное положение не имеется.
Истица суду дополнила, что квартиру она продала, в связи со смертью отца. Вложила деньги в долевое строительство. *** рулей потратила на лечение и обучение дочери. В реестр кредиторов она включена, является взыскателем 3-й очереди. Но по поводу выплат ничего не известно.
Представитель Администрации г. Благовещенска заявленные истцом требования не признала, указав в обоснование возражений на отсутствие в деле доказательств того, что истица относится к категории малоимущих граждан, имеющим право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, при том, что решение о сносе *** г. Благовещенска и расселении жильцов не принималось, у Дайчиной Е.Ю. было жилое помещение, которое ею было продано. Граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в течение пяти лет со дня продажи жилого помещения, об изменении своего статуса с момента получения жилья по наследству она не сообщила. Пять лет с момента продажи жилья не прошло. На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела, на основании заявления Дайчиной Е.Ю. от ***, она на основании постановления мэра гор. Благовещенска от *** ***, приложения к данному постановлению (список граждан, поставленных на учет на улучшение жилищных условий), в котором под *** значиться ее фамилия, поставлена на учет на улучшение жилищных условий на состав семьи 3 человека.
Из материалов дела также усматривается, что истица на основании решения горисполкома *** от ***, с *** проживала и была зарегистрирована в жилом помещении - квартире *** г. Благовещенск, ***., общей площадью 25,3 кв.м., в том числе жилой 25,3 кв.м., *** года постройки, находящимся в муниципальной собственности (выписка из реестра муниципальной собственности по состоянию на ***).
Постановлением администрации города Благовещенска от *** *** адрес объекта недвижимости по *** изменен на ***.
*** администрацией гор. Благовещенска с Дайчиной Е.Ю. был заключен договор социального найма *** на указанное жилое помещение.
Согласно заключению *** от *** городской межведомственной комиссии, жилой дом по *** г. Благовещенска был признан аварийным и подлежащим сносу.
Из материалов дела усматривается, что истица обратилась с заявлением к губернатору Амурской области о решении проблемы переселения из аварийного дома, которое было переадресовано губернатором в администрацию гор. Благовещенска, письмом которой за *** от *** Дайчиной Е.Ю. было отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что многоквартирный жилой дом по *** г. Благовещенска не включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в гор. Благовещенске в ***-*** годах», утвержденной постановлением администрации гор. Благовещенска от *** ***, а также в связи с тем, что в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, которые могут быть предоставлены гражданам, проживающим в аварийных домах на условиях социального найма. Также Дайчиной Е.Ю. было сообщено, что на основании ее заявления от *** ее очередь на *** года - 793-я. Управляющей организацией УЖ проведено обследование дома и выявлена необходимость работ по ремонту кровли, цоколя и ремонту печей.
*** истица обратилась с заявлением к прокурору г. Благовещенска о проверки законности бездействия (не включения в программу переселения из дома, подлежащего сносу) администрации гор. Благовещенска.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Таким образом, довод Комитета по управлению имуществом муниципального образования гор. Благовещенска об отсутствии у прокурора гор. Благовещенска оснований для обращения в суд с настоящим исков в защиту прав Дайчиной Е.Ю. суд находит не состоятельным.
Согласно справки от *** Управления ГПН ГУ МЧС России по Амурской области, отдел НД по г. Благовещенску подтверждает факт пожара, произошедшего *** в жилом 3-х квартирном доме, расположенном по адресу г. Благовещенск, *** (Пожар произошел в квартире *** В результате пожара повреждена квартира ***, кровля дома по всей площади, в ходе тушения залиты водой квартиры ***,*** Причина пожара устанавливается.
Как следует из пояснений истца, в связи с невозможностью проживания в принадлежащей истцу на условиях социального найма квартире, ей было предоставлено для временного проживания койко-место в комнате общежития, расположенного по адресу: г.Благовещенск ***, в котором она проживает с момента пожара до настоящего времени. В настоящее время *** проживает в ***, находится там на учебе, *** умер.
Как было указано истцом и ее представителем, у Администрации г. Благовещенска имеется предусмотренная законом и неисполненная до настоящего времени обязанность по предоставлению истице жилого помещения на условиях социального найма взамен утраченного в результате признания аварийным и подлежащим сносу. При этом данную обязанность истец полагает вытекающей в числе прочего и из того, что в настоящее время она может быть отнесена к категории малоимущих граждан имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 10 п. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ст. 86 ЖК РФ, регулирующей порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Истец обосновывает нарушение своих прав обстоятельством отказа Администрации г. Благовещенска в предоставлении ей жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу, с учетом произошедшего в доме пожара непригодном для проживания.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Разрешая спорное правоотношение, суд учитывает правую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от *** *** «По жалобе гр. РВ на нарушение его конституционный прав п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации». Как указал Конституционный суд в указанном Определении, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от *** N 20-П, Определение от *** ***). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п..
Определяя характер действий, приведших к признанию многоквартирного жилого *** г. Благовещенска непригодным для проживания, суд приходит к выводу о том, что главными причинами, по которым данный дом был признан непригодным для проживания, являются отраженные в техническом заключении предприятия по проектированию и обследованию зданий и сооружений «Амурремпроект» от ***, заключении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от *** *** обстоятельства - ветхости инженерного оборудования, подтопления дома в результате попадания канализационных вод под дом, снижению прочности и несущей способности основных строительных конструкций. То обстоятельство, что проведение капитального ремонта экономически и технически нецелесообразно из-за большого износа основных строительных конструкций и необходимости замены всех конструктивных элементов здания. Также судом учитывается, что *** в указанном доме произошел пожар и квартира истца была полностью залита водой.
Как было установлено судом, в *** г. Благовещенска, вплоть до момента признания дома аварийным и подлежащим сносу, проживала истец, являющаяся нанимателем данного жилого помещения.
Разрешая спорной правоотношение с применением изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд признает наличие у истца Дайчиной Е.Ю., непредвиденно лишившейся права пользования данным жилым помещением, правомочия требовать предоставления ей жилого помещения взамен утраченного.
Между тем, это право истца на получение иного жилого помещения, не является безусловным. Во-первых, возможность предоставления гражданам жилых помещений в такой ситуации предусматривается во внеочередном порядке только по договорам социального найма (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Во-вторых, возможность предоставления обусловлена соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также необходимостью подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений ст. ст. 6, 7, 9 и 10 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области»:
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет. К членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг, а также дети и родители.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина. За основу расчета берется величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров, детей, устанавливаемая ежеквартально постановлением губернатора области. Величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина рассчитывается как сумма за четыре квартала, предшествующих кварталу подачи заявления. При расчете дохода членов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в том числе: средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; ежемесячное пособие на ребенка. Документы об имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи или одиноко проживающему гражданину и подлежащем налогообложению, представляются в органы местного самоуправления по месту жительства за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании гражданина малоимущим и предоставлении ему по договору социального найма жилых помещений.
Для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органам местного самоуправления необходимо признать гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим. Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в орган местного самоуправления по месту жительства необходимо представить документы, к числу которых относятся документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: справка органов государственной регистрации, технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности. Гражданин, претендующий на признание его малоимущим (далее - заявитель), представляет в органы местного самоуправления следующие документы: справку о доходах заявителя и членов его семьи, для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания, - справку органов службы занятости населения о признании заявителя и членов его семьи в установленном порядке безработными; справку органов государственной регистрации и органов технической инвентаризации о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи недвижимого и движимого имущества, транспортных средств, подлежащих налогообложению; документ, подтверждающий среднерыночную стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов семьи и подлежащего налогообложению. Поступившее заявление рассматривается жилищной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления. Жилищная комиссия осуществляет проверку жилищных условий, по результатам которой составляет акт установленной формы.
Обсуждая с применением данных правовых норм вопрос о возможности отнесения истца к категории малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, суд приходит к следующему.
Из представленных суду Управлением Росреестра по Амурской области и Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, ГИБДД по Амурской области сведений, усматривается, что в собственности, либо на условиях социального найма жилых помещений, автомобилей, у истца не имеется. Каких-либо денежных средств на счетах в Банках (филиалах) у нее не имеется.
Из материалов дела усматривается, что истцу на праве собственности на основании свидетельства от *** о праве на наследство по завещанию от *** принадлежало на основании свидетельства о государственной регистрации права *** от *** жилое помещение - 2-х комнатная квартира *** г. Благовещенска, общей площадью 45,7 кв.м., в том числе жилой площадью 31,8 кв.м., которое было отчуждено истцом по договору купли-продажи от *** по цене *** рублей.
Из материалов дела усматривается, что после приобретения истцом указанной двухкомнатной квартиры в собственность и до настоящего времени, сведения о нуждаемости в жилом помещении с учета сняты не были.
Как следует из пояснений истца, денежными средствами от продажи квартиры она распорядилась, путем вложения денежных средств в строительство жилья, заключив договор долевого участия в строительстве, часть денежных средств были переданы дочери на обучение и лечение. Распоряжение таким образом полученной по завещанию квартирой истица объясняет тем, что после смерти отца ей было тяжело проживать в его квартире, требовались деньги на лечение дочери, поэтому было принято решение приобрести однокомнатную квартиру, вступив в долевое строительство.
Из решения Благовещенского городского суда от *** усматривается, что *** между Благовещенской городской общественной организацией Амурского регионального отделения Союза МЖК России и Дайчиной Е.Ю. был заключен предварительный договор, предметом которого является намерение сторон заключить в будущем основанной договор на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в *** квартале г. Благовещенска по ***, а именно строительство однокомнатной квартиры, общей приведенной площадью 38,94 кв.м., расположенной на 3-м этаже шестой блок-секции. Стоимость объекта настоящего договора составила *** рублей, Дайчиной Е.Ю. били оплачены денежные средства по указанному договору в сумме *** рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру *** от ***
Из данного решения суда также усматривается, что основной договор на участие в долевом строительстве, который должен был быть заключен до ***, заключен между сторонами не был. По состоянию на *** обязательства, предусмотренные предварительным договором прекращены, в связи с чем, правовых оснований для удержания ответчиком денежных средств не имеется. Таким образом, решением суда с Благовещенской городской общественной организацией Амурского регионального отделения Союза МЖК России в пользу Дайчиной Е.Ю. взыскано *** рублей по предварительному договору от ***.
Между тем, из определения Арбитражного суда Амурской области от *** Дело ***, требования Дайчиной Е.Ю. в размере *** руб. *** коп. (*** руб. по предварительному договору от ***, *** руб. *** коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с *** по ***) включены в третью очередь реестра требований кредиторов Благовещенской городской общественной организацией Амурского регионального отделения Союза МЖК России.
Из данного определения суда также усматривается, что в отношении Благовещенской городской общественной организацией Амурского регионального отделения Союза МЖК России введена процедура, применяема в деле о банкротстве - наблюдение.
Как следует из справки *** от *** ГКУ Амурской области Центр занятости населения, трудовой книжки истца, справки о доходах физического лица за *** год *** от ***, истица с *** по *** Дайчина Е.Ю. работала в ОГУЗ «АОНД» в должности ***, с *** по *** работала у ИП ВА в должности ***, ее доход за *** год работы у ИП ВА составил *** руб. *** коп. В настоящее время Дайчина Е.Ю. состоит на учете в ГКУ Амурской области Центр занятости населения и пособие по безработице не получает.
Из заключения врачебной комиссии (ВК) *** МУЗ «Городская поликлиника ***» от ***, по состоянию здоровья Дайчина Е.Ю, нуждается в рациональном трудоустройстве, ей противопоказан тяжелый физический труд (ограничение подъема тяжести, не более 5 кг.) сроком ан 3 месяца с *** по ***
Согласно выписке из постановления ВК *** от ***, Дайчина Е.Ю., находится на лечебно-консультативном наблюдении с *** по настоящее время. Трижды находилась на стационарном лечении. Последнее стационарное лечение с *** по ***
В соответствии с Федеральным законом от *** *** "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от *** ***), Законами Амурской области от *** *** "О прожиточном минимуме в Амурской области" (в редакции Закона Амурской области от *** ***), от *** *** "О потребительской корзине Амурской области в *** - *** годах" Постановлением Губернатора Амурской области от *** N 325 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за ****** установлена величина прожиточного минимума за *** года:
по *** области на душу населения - *** рубля, для трудоспособного населения - *** рубля, пенсионеров - *** рублей, детей - *** рубль;
по северной зоне области на душу населения - *** рублей, для трудоспособного населения - *** рублей, пенсионеров - *** рублей, детей *** рублей.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2011 года", установлена величина прожиточного минимума за *** года:
по Амурской области на душу населения - *** рублей, для трудоспособного населения - *** рубль, пенсионеров - *** рубля, детей - *** рублей;
по северной зоне области на душу населения - *** рубля, для трудоспособного населения - *** рублей, пенсионеров - *** рубля, детей - *** рублей.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за I квартал 2011 года", установлена величина прожиточного минимума за *** года: по Амурской области на душу населения - *** рубль, для трудоспособного населения - *** рубля, пенсионеров - *** рублей, детей - *** рубля;
по северной зоне области на душу населения - *** рубля, для трудоспособного населения - *** рублей, пенсионеров - *** рубля, детей - *** рублей.
Представленными суду документами также подтверждаются обстоятельства отсутствия у истца каких-либо иных источников доходов, в том числе наличия денежных средств от продажи квартиры; наличия в собственности автомототранспортных средств, а также иного имущества подлежащего налогообложению, счетов в кредитных учреждениях.
Таким образом, доход истца, подлежащий исчислению, не превышают величину прожиточного минимума за год и, в свою очередь, указывает на наличие достаточных оснований для констатации судом вывода возможности отнесения истца к категории малоимущих граждан, обладающих правом состояния на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма.
Доводы ответчика о том, что истица ухудшила свое материальное положение продав квартиру отца, в связи с чем у нее нет оснований для предъявления в суд настоящих требований, суд находит не обоснованными.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
С 1995 года истица, как установлено в судебном заседании, состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в общем списке очередников.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от *** *** "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до *** в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору, если они имели на это право по ранее действовавшему законодательству и подлежат снятию с учета по основаниям п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Поскольку истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в ***., на момент возникновения спора (декабрь 2011г.) о предоставлении по договору социального найма жилого помещения продолжала состоять на данном учете, то к возникшим правоотношениям подлежит применению ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
Таким образом, п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ подлежит применению с указанным изъятием.
Между тем, сам по себе факт продажи квартиры *** г. Благовещенска, не свидетельствует о том, что истец утратила право на получение жилого помещения, поскольку изменений в жилищных условиях семьи истца, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска действующего в интересах Дайчиной Елены Юрьевны к Администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Дайчиной Елене Юрьевне жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25,3 кв. метров, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме
Судья И.В. Гокова
Решение в окончательной форме принято ***