Судебный акт #2 (Решение) по делу № 2а-2681/2021 ~ М-1014/2021 от 12.02.2021

Производство № 2а-2681/2021

УИД 28RS0004-01-2021-001848-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Мусатове К.А.

с участием представителя административного ответчика Скрынник И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Жук Т. Н. о признании незаконным решения администрации г. Благовещенска № 159/16 от 28.01.2021 года,

установил:

Жук Т.Н. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что она является собственником жилых домов с кадастровыми номерами *** и ***, расположенных на земельном участке с кадастровом номером ***. 25 декабря 2020 года она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка (согласно прилагаемой схеме) с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки, находящегося по адресу: *** на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Решением от 28 января 2021 года администрацией г. Благовещенска №159/16/16 было отказано в предоставлении земельного участка по тем основания, что запрашиваемый участок расположен в границах II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в границах особо охраняемых природных территорий: памятника природы областного значения урочище «Мухинка», границы которого утверждены постановлением Губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 (по сведениям ЕГРН реестровый номер 28.10-6.229) и в границах зоны охраны объекта культурного наследия (реестровый номер 28:01- 6.31), заказника «Благовещенский» (реестровый номер 28:10-6.177) и на территории охранной зоны особо охраняемого природного объекта (реестровый номер 28:01-6.53). Административный истец полагает, что указанное решение является незаконным, поскольку зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не установлена в соответствии с требованиями закона. Кроме того, ссылаясь на ч. 1, 2 ст. 4, ст. 422 ГК РФ указывает, что в виду заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером *** у Жук Т.Н. возникает в силу закона право на приобретение в собственность арендованного земельного участка, при этом договор был заключен до установления зон с особыми условиями. Земельный участок с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования: для индивидуальной жилой застройки был сформирован 07.06.2001 году в пределах муниципального образования поселка Мухинка города Благовещенска Амурской области, т.е. в пределах территории, непосредственно предназначенной для проживания граждан. Согласно ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Указывает, что смежные земельные участки были переданы гражданам на праве собственности, в связи с чем, административный истец полагает, что данным отказом административный ответчик нарушает права административного истца.

С учетом изложенного, административный истец просит суд признать незаконным как несоответствующим действующему законодательству, решение об отказе в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования: для индивидуальной жилой застройки и расположенный по адресу: Амурская *** от 28.01.2021 г. № 159/16; возложить на администрацию города Благовещенска предоставить в собственность (за плату) земельный участок с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования: для индивидуальной жилой застройки и расположенный по адресу: *** от 28.01.2021 г. № 159/16.

Административный истец Жук Т.Н., ее представитель, представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов Амурской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Министр природных ресурсов Амурской области просит рассмотреть дело без участия представителя министерства. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска с предъявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что в соответствии Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100 (далее - Правила), земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. Кроме того, согласно Правилам, а также сведениям Единого государственного реестра недвижимости, отображенным на публичной кадастровой карте, земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий: памятника природы областного значения урочище «Мухинка», границы которого утверждены постановлением Губернатора Амурской области от 12.09.2007 г. № 531 (по сведениям ЕГРН реестровый номер 28.10-6.229) и в границах зоны охраны объекта культурного наследия (реестровый номер 28:01- 6.31); заказника «Благовещенский» (реестровый номер 28:10-6.177) и на территории охранной зоны особо охраняемого природного объекта (реестровый номер 28:01-6.53). В соответствии со ст. 95, п. 5 ст. 27 ЗК РФ памятники природы, заказники относятся к землям особо охраняемых природных территорий и ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Согласно п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах. В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ. В связи с чем, полагает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Из письменного отзыва министерства природных ресурсов Амурской области следует, что согласно положению о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 года № 222, к полномочиям министерства относится утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных ресурсов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Как следует из пункта 1.5 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. При этом, организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02). Вместе с тем, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов в границах п. Мухинка г. Благовещенск министерством не утверждался, границы зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории которой находится земельный участок с кадастровым номером ***, не устанавливались.

Из письменного отзыва Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области следует, что в постановлении Губернатора Амурской области от 24.04.2006 № 200 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях областного значения Амурской области» были изложены границы заказника «Благовещенский». На сегодняшний день границы заказника «Благовещенский» определены в пункте 2.3. Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Благовещенский» (Приложение № 7), утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 09.08.2019 № 446 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения». В пункте 2.5. раздела 2 указанного Положения закреплено, что на территории заказника «Благовещенский» находится памятник природы урочище «Мухинка», границы, режим охраны и использования которого утверждены постановлением губернатора Амурской области от 12.09.2007 г. № 531 (ранее аналогичная норма содержалась в пункте 2.5. вышеуказанного постановления Губернатора Амурской области от 24.04.2006 № 200). Поскольку согласно указанному Положению на территории заказника «Благовещенский» строительство (реконструкция) объектов запрещена (за исключением случаев, указанных в пункте 7.1 Положения государственном природном заказнике регионального значения «Благовещенский»), то такая деятельность соответственно противоречит Положению о заказнике «Благовещенский» и является нарушением режима его особой охраны. В пункте 2.1. Режима охраны и использования памятника природы урочище «Мухинка» (Приложение № 2), утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 «Об утверждении границ и режима памятника природы урочище «Мухинка», на территории памятника природы урочище «Мухинка» установлено, что строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, ЛЭП и прочих коммуникаций, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего приложения запрещено. Поскольку в соответствии с указанным нормативно - правовым актом на территории памятника природы урочище «Мухинка» строительство (реконструкция) объектов запрещено, то такая деятельность соответственно противоречит режиму охраны памятника природы урочище «Мухинка», утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531. Таким образом, любая строительная деятельность в нарушение норм законодательства об особо охраняемых природных территориях (содержащихся в вышеуказанных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации - Амурской области) влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции Российский Федерации, затрагивает интересы Российской Федерации в связи с нарушением установленного действующим законодательством режима охраны и использования особо охраняемой природной территории. Такая деятельность, нарушающая режим охраны и использования особо охраняемой природной территории регионального значения может причинять ущерб, как самому природному комплексу в целом, так и нарушать местообитания соответствующих видов растений и животных, причинять беспокойство животным. На основании изложенного, просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика администрации города Благовещенска, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Жук Т.Н. является собственником жилых домов с кадастровыми номерами № *** и № ***, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ***, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: ***.

Право собственности на жилые дома с кадастровыми номерами № *** и № *** у Жук Т.Н. возникло на основании заключенного 09.02.2009 г. договора купли-продажи с Середюк А.А.

Земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1662, был предоставлен Середюк А.А. в аренду на 25 лет для индивидуального жилого дома и его обслуживания, из категории земель поселений Белогорьевской Ландшафтно-рекреационной зоны «Мухинка» в пос. ***, согласно прилагаемому плану земельного участка, на основании постановления мэра города Благовещенска № 2688 от 18.10.2002 г., о чем 05.11.2002 г. заключен договор аренды № 6831 с Комитетом по управлению имуществом города Благовещенска.

В п. 5 договора купли-продажи жилых домов от 09.02.2009 г. указано на предоставление продавцу в аренду земельного участка, используемого для эксплуатации домов, право на аренду которого переходит к покупателю с указанием на пользование помещениями указанного дома.

26.12.2020 года от Жук Т.Н. в администрацию г. Благовещенска поступило заявление (№ 7214з) о предварительном согласовании предоставления (за плату) земельного участка с кадастровым номером *** для индивидуальных жилых домов, расположенных в п. Мухинка г. Благовещенска согласно прилагаемой схеме.

Решением администрации города Благовещенска № 159/16 от 28.01.2021 года Жук Т.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность запрашиваемого земельного участка для индивидуальных жилых домов, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в границах II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в границах особо охраняемых природных территорий: памятника природы областного значения урочище «Мухинка», границы которого утверждены постановлением Губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 (по сведениям ЕГРН реестровый номер 28.10-6.229) и в границах зоны охраны объекта культурного наследия (реестровый номер 28:01- 6.31), заказника «Благовещенский» (реестровый номер 28:10-6.177) и на территории охранной зоны особо охраняемого природного объекта (реестровый номер 28:01-6.53)

Проверяя законность и обоснованность указанного решения № 159/16 от 28.01.2021 года, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пп.6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Указанное право осуществляется физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ.

Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Указанным порядком предусмотрено предварительное согласование предоставления земельного участка (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Одним из оснований, послуживших к отказу в согласовании предоставления в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером ***, изложенном в решении № 159/16 от 28.01.2021 г., явилось то, что запрашиваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы №26/100 от 27.10.2016 г., расположен в границах II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Между тем, отказывая Жук Т.Н. в предварительном согласовании предоставления в собственность запрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного дома по указанному основанию, администрацией г. Благовещенска не учтено следующее.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить поименованному кодексу.

Пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).

В соответствии с подп. 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с абз. 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10.

В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Границы зон II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии сСанПиН 2.1.4.1110-02(абзац третий этого же пункта).

Границы II пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.

Пункт 1.6СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии спунктом 1.12СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Определение границ зоны и составляющих ее поясов содержится в текстовой части проекта зон санитарной охраны (пункты 1.6,1.12СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.13СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Судом установлено, что на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска отображена зона с особыми условиями использования территории (II пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения), которая распространяется на территорию спорного земельного участка.

Как следует из положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 года № 222, к полномочиям министерства относится утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

Согласно письменному отзыву министерства природных ресурсов Амурской области проект округов и зон санитарной охраны водных объектов в границах п. Мухинка г. Благовещенск министерством не утверждался, границы зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории которой находится земельный участок с кадастровым номером *** не устанавливались.

Из письменного сообщения руководителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 24.02.2021 года №03\121-2021 санитарно-эпидемиологические заключения в части установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка не выдавалось, постановление Главного государственного санитарного врача Амурской области или его заместителя об утверждении санитарно-защитной зоны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относящегося к II поясу зон в границах земельного участка не выносилось.

При таких обстоятельствах, учитывая, что сведения об утверждении уполномоченным органом границы II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на территории которой располагается спорный земельный участок, до настоящего времени отсутствуют, постановление Главного государственного санитарного врача Амурской области или его заместителя об утверждении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относящегося к II поясу зон в границах спорного земельного участка не выносилось, вывод администрации г. Благовещенска о том, что запрашиваемый административным истцом земельный участок входит в границы II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения является преждевременным.

Указанное не противоречит позиции Верховного суда РФ, выраженной в определении от 03.04.2019 года № 9-АПА19-3.

С учётом изложенного, отказ администрации г. Благовещенска (от 28.01.2021 г. № 159/16) по мотивам расположения земельного участка с кадастровым номером *** в границах II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, подлежит признанию незаконным.

Вместе с тем, вторым основанием для отказа Жук Т.Н. в предварительном согласовании предоставления в собственность запрашиваемого земельного участка явилось то, что земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий: памятника природы областного значения урочище «Мухинка», границы которого утверждены постановлением Губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 (по сведениям ЕГРН реестровый номер 28.10-6.229) и в границах зоны охраны объекта культурного наследия (реестровый номер 28:01- 6.31), заказника «Благовещенский» (реестровый номер 28:10-6.177) и на территории охранной зоны особо охраняемого природного объекта (реестровый номер 28:01-6.53)

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте.

Согласно ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (ч. 2 ст. 95 ЗК РФ).

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 95 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Таким образом, законодателем предусмотрен особый правовой режим в отношении земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий, который не предусматривает возможности предоставления таких земельных участков в собственность физических и юридических лиц.

Решением областного Совета народных депутатов № 430 от 11.10.1978 урочище «Мухинка» признано памятником природы (п.19 Приложения № 1). В пункте 1 Решения Амурского областного Совета народных депутатов от 24.10.1986 № 450 «О состоянии и мерах по сохранности памятника природы урочище «Мухинка» была определена территория памятника природы урочища «Мухинка».

Постановлением Губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 были утверждены границы и режим памятника природы урочище «Мухинка». Соответственно был отменен и пункт 1 Решения Амурского областного Совета народных депутатов от 24.10.1986 № 450 «О состоянии и мерах по сохранности памятника природы урочище «Мухинка». В соответствии с постановлением Губернатора Амурской области от 21.08.2007 г. № 498 «О внесении изменений в границы территории памятника природы урочище «Мухинка» из состава территории памятника природы урочище «Мухинка» был исключен ряд земельных участков, ранее входивших в состав указанной особо охраняемой природной территории.

Решением Исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 14.02.1975 № 102 «О создании новых заказников, уточнении границ существующих, продлении сроков действия заказников, закреплении охотничьих угодий» на территории Благовещенского района был создан комплексный заказник местного значения «Благовещенский» (п. 1), определены его границы и режим (Приложение № 1).

В соответствии с постановлением Главы Администрации Амурской области от 26.02.1999 № 106 «О государственных природных зоологических заказниках областного значения» профиль государственного охотничьего заказника областного значения «Благовещенский» был заменен на государственный природный зоологический заказник областного значения, при этом режим и границы оставлены без изменений.

В постановлении Губернатора Амурской области от 24.04.2006 № 200 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях областного значения Амурской области» были изложены границы заказника «Благовещенский».

На сегодняшний день границы заказника «Благовещенский» определены в пункте 2.3. Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Благовещенский» (Приложение № 7), утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 09.08.2019 № 446 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения». В пункте 2.5. раздела 2 указанного Положения закреплено, что на территории заказника «Благовещенский» находится памятник природы урочище «Мухинка», границы, режим охраны и использования которого утверждены постановлением губернатора Амурской области от 12.09.2007 г № 531 (ранее аналогичная норма содержалась в пункте 2.5. вышеуказанного постановления Губернатора Амурской области от 24.04.2006 № 200).

В соответствии с пунктом 5.1. раздела V Режим охраны заказника «Благовещенский» на территории заказника «Благовещенский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника «Благовещенский» или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе:

- строительство и реконструкция зданий, сооружений, линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений, не связанных с охраной и использованием заказника «Благовещенский», противопожарной охраной и использованием лесов, за исключением случаев, указанных в пункте 7.1 настоящего Положения;

- размещение и строительство временных построек и сооружений, передвижных вагончиков и жилых модулей, не связанных с охраной и использованием заказника «Благовещенский», а также противопожарной охраной и использованием лесов;

В пункте 2.1. Режима охраны и использования памятника природы урочище «Мухинка» (Приложение № 2), утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 «Об утверждении границ и режима памятника природы урочище «Мухинка», на территории памятника природы урочище «Мухинка» установлено, что строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, ЛЭП и прочих коммуникаций, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего приложения запрещено.

Как следует из материалов дела, границы особо охраняемых природных территорий внесены в Единый государственный реестр: памятника природы областного значения урочище «Мухинка», границы которого утверждены постановлением Губернатора Амурской области от 12.09.2007 № 531 (по сведениям ЕГРН реестровый номер 28.10-6.229, дата присвоения реестрового (учетного) номера 27.10.2019 г.) и в границах зоны охраны объекта культурного наследия (реестровый номер 28:01- 6.31, дата присвоения реестрового (учетного) номера 20.09.2017 года), заказника «Благовещенский» (реестровый номер 28:10-6.177, дата присвоения реестрового (учетного) номера 30.10.2019 года) и на территории охранной зоны особо охраняемого природного объекта (реестровый номер 28:01-6.53, дата присвоения реестрового (учетного) номера 20.09.2017 года).

Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах памятника природы областного значения урочище «Мухинка», а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия, заказника «Благовещенский», имеющих особый правовой режим, что подтверждается выкопировкой из Основного чертежа Генерального плана г. Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской думы от 26.07.2007 года № 30/75, выкопировкой из карты градостроительного зонирования, а также сведениями из ЕГРН, суд приходит к выводу, что правовых оснований для предоставления в собственность за плату истцу земельного участка с кадастровым номером *** у администрации города Благовещенска не имелось, в связи с чем решение администрации г. Благовещенска в этой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.

При этом доводы административного искового заявления о том, что гражданин, владеющий земельным участком для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе, отклоняются, поскольку из анализа вышеуказанных норм материального права вытекает, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может быть предоставлен в собственность, если он не ограничен в обороте.

Ссылка административного истца на то, что пользователям смежных земельных участков было предоставлено право на приобретение в собственность земельных участков, не может являться основанием для признания незаконным решения администрации г. Благовещенска № 159/16 от 28.01.2021 года.

Кроме того, судом также учитывается, что при предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** на праве аренды Середюк А.А., в п. 5.2 договора указано на особые условия использования земельного участка, расположенного в урочище «Мухинка»- в соответствии с режимом охраны использования памятника природы урочища «Мухинка», утвержденным решением исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 24.10.1986 № 450 «О состоянии и мерах сохранности памятника природы урочища «Мухинка».

руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Жук Т. Н. о признании незаконным решения администрации г. Благовещенска № 159/16 от 28.01.2021 года об отказе в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования: для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: ***, возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности предоставить указанный земельный участок в собственность (за плату) - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме принято 22 марта 2021 года

2а-2681/2021 ~ М-1014/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жук Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация г. Благовещенска
Другие
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания
Министерство природных ресурсов Амурской области
Тышкевич Игорь Игоревич
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
12.02.2021Регистрация административного искового заявления
12.02.2021Передача материалов судье
16.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #2 (Решение)
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее